Участившиеся жалобы на качество бытовой техники, по мнению экспертов Госстандарта, связаны с тем, что около трети продаваемых изделий не вырабатывают даже гарантийного срока
Тем, кто собирается приобрести полезную в хозяйстве вещь, будет интересно узнать: почти 55 процентов проверенной в 2008 году Госстандартом бытовой техники эксперты забраковали и сняли с реализации.
А в ходе опроса, недавно проведенного Всеукраинской общественной организацией «Якчсть життя», выяснилось: к покупателям бытовой техники персонал магазинов всей правды о товаре очень часто не открывает.
— Мы купили в магазине ноутбук за четыре тысячи гривен, — рассказывает Руслан из Одесской области. — Сначала все было нормально, но через десять дней на экране появилась широкая черная полоса, похожая на трещину. Жена позвонила в магазин, рассказала о проблеме. Во время разговора услышала, как ее собеседник сказал в сторону кому-то: «Кажется, опять бракованный ноутбук». Нам предложили привезти изделие в магазин — «посмотреть» Посмотрели и отправили в сервисный центр. Там объяснили: у компьютера повреждена матрица, ремонту изделие не подлежит. Заменить товар продавцы отказались — утверждали, что поломка произошла по вине покупателя. Но мы обращались с ноутбуком очень бережно, возили его только в специальной сумке, не трясли и не роняли!
— Сегодня наш рынок бытовой техники предлагает широкий ассортимент продукции, которую ярко характеризует одна тенденция — электроприборы быстро выходят из строя, — сообщила «ФАКТАМ» глава Госстандарта Лариса Лосюк. — Всего 22 процента современной техники служит более десяти лет. Большая же часть приборов портится после пяти лет работы, а то и раньше. Обычно материалы, которые используются при изготовлении деталей, трескаются, крошатся и перегорают точно в срок, когда заканчивается гарантия! Через пять-шесть лет в стиральных машинах портятся резиновые прокладки и манжеты, горят двигатели, трескаются пластмассовые баки. У холодильников протираются трубки систем охлаждения, что приводит к испарению фреона.
По данным Госстандарта, за прошедшие девять месяцев 2008 года контролирующие органы проверили около 55 тысяч электронной аппаратуры — телевизоров, холодильников, стиральных машин Более половины электроприборов было забраковано и снято с реализации.
В органы по защите прав потребителей с января по сентябрь поступило 2,5 тысячи жалоб граждан на некачественные пылесосы, кондиционеры, компьютеры, мобильные телефоны, газовые плиты, электрочайники. 93 процента жалоб решились в пользу потребителя.
Нарушения правил торговли отмечены у 71 процента из почти двух тысяч проверенных Госстандартом магазинов электротоваров. На некоторых предприятиях обнаружили «беспаспортный» товар неизвестного производства, очень часто техническая документация была без перевода, не указывались адреса украинских организаций, в которые потребитель может обратиться при возникновении неполадок, сервисных центров, где поломавшееся изделие могут починить.
Общая сумма экономических санкций, примененных к нарушителям за 2008 год — полтора миллиона гривен.
— При участии агентства маркетинговых исследований, — рассказал «ФАКТАМ» глава всеукраинской общественной организации «Якчсть життя» Александр Ладыгин, — мы опросили 2754 человека в пяти крупных городах Украины: Киеве, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Харькове. Респонденты заполняли анкеты прямо на выходе из магазинов бытовой техники — чтобы впечатления были свежими.
Результаты во многом оказались неожиданными даже для экспертов. Больше половины (58 процентов) опрошенных недовольны обслуживанием: продавцы не имеют нужной профессиональной подготовки, не разбираются в ассортименте магазина. При приобретении товара недостоверную или неполную информацию о нем получали 54 процента опрошенных!
Треть участников исследования пожаловались, что с приобретенным товаром в период гарантийного срока случались неполадки. Каждый пятый никуда не обращался, смиряясь с потерей денег. Только 12,5 процента респондентов знали, что согласно Закону «О защите прав потребителей», если товар выйдет из строя на гарантийном сроке, владельцы могут требовать именно от магазина, чтобы изделие починили или заменили там, где оно был куплено. Однако покупателей, обратившихся в торговый центр с поломкой, зачастую отправляют в сервисные центры, что является грубым нарушением их прав.
При опросе выяснилось, что больше четверти граждан совершают покупки, узнав об акциях, скидках, бонусах. Однако 67 процентов опрошенных жаловались, что получали неполную информацию. Случалось, что человек специально ехал через весь город, чтобы купить товар по акции, а акция уже не действует, или товар закончился, или обнаруживались какие-то дополнительные условия, сводящие на нет акционную выгоду.
Качеством предоставления кредитов в магазинах бытовой техники доволен только 41 процент опрошенных. 29 процентов покупателей сталкивались с нарушением условий договора со стороны кредитора и даже со случаями мошенничества и обмана.
— Если в купленном товаре обнаружилась неисправность, не воспринимайте это как трагедию — это всего лишь временная неприятность, — советует председатель Общества защиты прав потребителей «Закон» Владислав Андрющенко. — От ваших знаний и поведения зависят быстрота и качество устранения неприятности.
Не обостряйте отношения в самом начале конфликта. Будьте доброжелательны к продавцам и работникам фирм.
Дайте понять, что цель вашего обращения — не получить как можно больше денег, а защитить нарушенные права.
Будьте настойчивы и уверены в своих силах, демонстрируйте обоснованность заявленной претензии.
Напишите в произвольной форме в двух экземплярах заявление о недостатке товара или его фальсификации. На одном из экземпляров, который остается у вас, продавец должен расписаться.
В случае отказа продавца принимать заявление пришлите его в магазин по почте с уведомлением о вручении.
Если продавец отмалчивается или его ответ вас не устраивает, еще раз оцените правомерность своих действий. Обращайтесь в организации, защищающие права потребителей, либо сразу в суд с исковым заявлением.