Согласно пункту 9.8 Правил дорожного движения, в Украине с 1 октября по 1 мая на транспортных средствах, которые двигаются вне населенных пунктов, должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия — ближний свет фар. Такие новшества в Правилах дорожного движения Украины продиктованы необходимостью увеличить безопасность на дороге, дополнительно обозначив автомобиль в условиях недостаточной видимости в осенне-зимний период, в период дождей, туманов и снегопадов. Действие этого правила распространяются на все транспортные средства, которые движутся по дороге в светлое время суток. Так как за пределами населенных пунктов машины едут на большой скорости, включенные фары или ходовые огни позволяют встречным водителям своевременно увидеть на дороге автомобиль, отреагировать на него и избежать возможного ДТП.
Напомним, что требование включать освещение в светлое время суток уже давно действует во многих странах Европы и Скандинавии и положительно сказывается на ситуации с ДТП.
Кстати, тем, кто забудет включить ходовые огни или ближний свет фар, грозит штраф в размере 425 грн.
Как отразится на автомобиле ежедневная езда с включенными фарами, «ФАКТЫ» решили узнать у автоэксперта Романа Николаенко, который ранее рассказывал читателям «ФАКТОВ», как правильно выбрать зимнюю «обувь» для своей машины, чтобы не переплатить, но и не стать жертвой чрезмерной экономии.
— Что интересно, дневные ходовые огни DRL (международная аббревиатура ходовых огней. - Авт.) стали обязательны к использованию на всех европейских авто с 2011 года, а в Швеции — с 1977 года. В Канаде их включат с 1989 года. В США же и сейчас их применение не является обязательным, — говорит автоэксперт. - При постоянно включенных фарах ресурс лампочек заканчивается быстрее. Поскольку они дольше горят, то скорее выходят из строя. Но хочу предупредить, что на своей безопасности экономить не стоит: если вопрос финансов очень важен для вас, попробуйте покупать для ближнего света недорогие лампы. Ресурса хотя бы мало-мальски приличных лампочек должно хватить на весь холодный сезон, а весной можно купить новый комплект, не дожидаясь, когда прежний начнет терять яркость или откажет в неподходящий момент.
— На каких лампочках стоит остановить свой выбор?
— Не стоить поддаваться уговорам торговцев и покупать у них неизвестного производителя лампочки-галогенки высокой мощности (80−90 Вт вместо штатных 45−50 Вт). Из-за повышенного тепловыделения они часто так нагревают корпус фары и отражатель, что те выходят из строя. Другое дело лампы повышенной отдачи (типа +50% или +100%) от известных производителей, которые умеют делать лампы с улучшенным световым потоком без повышения потребляемой мощности. Но они, соответственно, стоят недешево, поэтому не вижу смысла покупать их на один сезон.
— Как сказывается на фарах использование ближнего света вместо ходовых огней?
— Включение фар вместо ходовых огней, конечно, сокращает ресурс их ламп, поэтому важно правильно выбирать лампы. Кроме самих лампочек, поводом для переживаний является ресурс оптики фары, который сокращается, если у автомобиля некачественные пластиковые колпаки (стекла). Стекла фар стареют не только от «пескоструйки» дорожным мусором, но и из-за ультрафиолетовой составляющей света ламп и солнечных лучей. Если использовать сверхмощные галогенки неизвестного производителя, это может привести к преждевременному выходу из строя рефлектора-отражателя фары. А вот фирменные лампы делают из стекла с ультрафиолетовым фильтром, который бережет пластик от преждевременного старения. С другой стороны, при работе фар изнашиваются также устройства автоматической коррекции луча штатного ксенона, но на таких автомобилях, как правило, уже есть заводские ходовые огни с LED-лампами.
— Среди автолюбителей бытует мнение, что включенные фары влияют на расход топлива. Это действительно так?
— Электрическая энергия, питающая фару, имеет свой эквивалент, который выражен в бензине. Принимая в расчет мощность ламп ближнего света и габаритов в районе 100−130 Вт, затраты мощности двигателя на вращение генератора и теплотворную способность бензина, можно довольно точно высчитать необходимое для этого количество топлива. В бензиновом легковом автомобиле это будет около 0,1 л в час — умножьте на количество часов, проведенных в движении за 7 месяцев зимнего сезона. Результат покажет, какой будет перерасход бензина. Поэтому я рекомендую покупать лампы стандартной мощности, именно потребляемой мощности, а не светоотдачи.
Хочу напомнить читателям «ФАКТОВ», что любая фара — выверенная оптическая система, спроектированная под конкретный тип лампы. Поэтому комплектация «неродными» лампами (LED или ксенон) должна быть испытана в лаборатории и сертифицирована под такое применение. Как вариант нужно установить в фары специально для них предназначенные светодиодные лампы, которые более экономичны. Но качественные LED-лампы, с которыми обычная «галогеновая» фара сохраняет все свои характеристики, выпускают буквально одна-две компании, и стоят такие лампочки очень недешево. И, если честно, применение таких LED-ламп недопустимо с точки зрения украинского законодательства.
— Что порекомендуете делать тем водителям, которые забывают включать за городом ближний свет фар или ходовые огни?
— Это, конечно, серьезная проблема для многих автомобилистов. Что сказать, нужно быть более собранным за рулем. Но есть один действенный рецепт: оснастить машину несложным устройством, которое обеспечит постоянную работу ближнего света при работающем двигателе. Сделать такой блок сможет любой грамотный автоэлектрик, а о его существовании никто, кроме вас, не будет догадываться. На лето систему можно отключать, вынув предохранитель.
Ранее эксперт Роман Николаенко поделился с читателями «ФАКТОВ» небольшими, но очень важными секретами «переобувки» автомобиля, о которых многие могут даже не догадываться.