Политика

«от российских каналов не требуют переводить свои передачи на украинский. Однако они обязаны платить налог на транслируемую у нас рекламу и соблюдать законы украины»

0:00 — 22 октября 2008 eye 280

Первого ноября в нашей стране прекращается трансляция «Первого канала. Всемирной сети», «Рен-ТВ», «РТР-Планеты» и TVCI

Как известно, законопослушные операторы кабельных сетей уже приостановили или собираются совсем прекратить трансляцию российских каналов «Первый канал. Всемирная сеть», «Рен-ТВ», «РТР-Планета» и TVCI (международный вариант «ТВ-Центр»). Вскоре после этого некоторые, в частности, представляющая интересы определенных российских каналов компания «Торсат», обещают добиться трансляции через суд.

«Когда отключенные каналы выполнят требования Нацсовета, мы вернем их в наши пакеты»

Первого октября Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания обязал провайдеров кабельных сетей Украины прекратить вещание тех зарубежных телеканалов, которые не адаптировали свое содержание к требованиям украинского законодательства. Противники отключения этих каналов стали утверждать, что в нашем законодательстве не определены механизмы подобной адаптации, поэтому они через суд могут добиться восстановления вещания. Но не все провайдеры решились идти на такие шаги. Трезвомыслящие бизнесмены подчинились решению Нацсовета. Так, в Запорожье, Львове и Чернигове прекратили трансляцию «Первого канала», «Рен-ТВ», «РТР-Планеты» и TVCI (впрочем, запорожский городской совет обязал кабельщиков вернуть отключенные каналы). А крупнейший киевский оператор «Воля» предупредил своих абонентов о том, что вещания вышеперечисленных каналов с 1 ноября не будет.

 — В письме Нацсовета указывалось, что провайдеры кабельного телевидения должны отключить ретрансляцию некоторых иностранных каналов, поскольку они нарушают законы о рекламе, авторских и смежных правах и другие, — рассказала «ФАКТАМ» руководитель PR-службы компании «Воля» Алина Сигда.  — Мы информировали своих абонентов о предстоящем отключении (с

1 ноября) этих каналов и ведем переговоры с правообладателями различных телеканалов о трансляции их продукта, чтобы компенсировать своим абонентам потерю.

 — Кое-кто из провайдеров не только собирается судиться с Нац-советом по вопросам телевидения и радиовещания, но и призывает своих абонентов подавать иски против провайдеров. Дескать, в их контрактах указано, что провайдер транслирует такой-то перечень каналов, посему суд обяжет возобновить вещание этих каналов в дальнейшем.

 — Мы должны выполнять решения регуляторных органов, это оговорено в контрактах с абонентами. Когда же отключенные каналы выполнят требования Нацсовета, мы вернем их в наши пакеты.

Некоторые СМИ выдвинули версии о введении в нашем телеэфире цензуры перед выборами (мол, отключаемые каналы не контролируются украинскими властями, поэтому могут поддерживать пророссийские политические силы). Обсуждался и вариант по выполнению требования полного перевода российских программ на украинский язык, а также попытки дать заработать на ретрансляции российских программ приближенным к Нацсовету бизнес-структурам. Однако глава Нацсовета Виталий Шевченко считает, что это не так. Никто не требует вещания российских каналов на украинском языке. Однако, по словам Шевченко, нормы международного права предусматривают, что ретранслируемые зарубежные программы должны соответствовать национальному законодательству.

Так, некоторые каналы специально набирают рекламу, направленную на украинского потребителя, в других странах. Но никаких отчислений в украинский бюджет не платят, что противоречит Закону Украины «О рекламе». «Евровидение», права на трансляцию которого у нас принадлежат Национальной телекомпании Украины, «по кабелю» идет в российском варианте, что противоречит Закону «Об авторских и смежных правах» и наносит прямой экономический ущерб НТКУ. И это далеко не единственные примеры нарушения нашего законодательства зарубежными каналами. Впрочем, «зарубеж» в данном случае ограничивается Россией. Поскольку только некоторые российские каналы никак не смирятся с украинским законодательством. Остальные уже вполне адаптировались. Один из последних — белорусский канал, пытавшийся влиять на избирательную кампанию в Украине. «Неадаптированные» же российские телевизионщики, кроме экономического ущерба нашей стране, считает Виталий Шевченко, еще и нагнетают здесь политическую ситуацию.

«После 1 ноября мы можем предупредить нарушителя или через суд лишить его лицензии»

«ФАКТЫ» попросили прокомментировать ситуацию руководителя пресс-службы Нацсовета по телевидению и радиовещанию Юрия Пересунько.

 — Нацсовет упрекают в лоббировании интересов неких бизнес-структур, которым на руку ваши решения.

 — Мы отстаиваем интересы государства. Как заявил недавно глава Нацсовета Виталий Шевченко, телекомпании-нарушители заходят на наш рынок, ведут себя по-хулигански, получают доход, но Украине от этого ничего не достается. Теперь же они обязаны будут вносить в бюджет Украины в виде налогов часть своих доходов от рекламы либо покинуть наш рынок. Естественно, в последнем случае выиграют украинские телекомпании.

 — Некоторые провайдеры уповают на то, что у них в контрактах с абонентами указано, какие каналы должны транслировать, а также на то, что понятие «адаптация» в украинском законодательстве не прописано, посему Нацсовет не может указывать им, что включать в транслируемые пакеты.

 — Телевещание в Украине регулируется нормами более двадцати законов. Свыше восьмидесяти зарубежных программ и передач (из которых почти 60 — российские) требования соблюдают и имеют документальные подтверждения адаптированности к нашему законодательству. То есть собственники каналов или их дистрибьюторы взяли на себя обязательства соблюдать украинское законодательство. Нацсовет потребовал от остальных иностранных каналов сделать то же, а также предупредил их о возможности отключения в случае нарушения законов Украины. На протяжении двух лет в лицензиях провайдерам мы отдельным пунктом вписывали требование статьи 42 Закона «О телевидении и радиовещании» о приведении содержания иностранных программ в соответствие к украинскому законодательству. Поэтому у них было более чем достаточно времени на то, чтобы выполнить эти требования или не вносить в контракты не придерживающиеся наших законов каналы.

 — И какие санкции вы будете применять к операторам, не выполнившим требования Нацсовета?

 — До 1 ноября мы никаких мер не принимаем. Потом можем предупредить нарушителя или через суд лишить его лицензии. Штрафовать пока что не можем — этот вопрос Кабмин еще не урегулировал.

 — Надолго из нашего телеэфира исчезнут эти каналы?

 — Некоторые телекомпании готовы предоставить провайдерам право «резать» их трансляции, вставляя вместо не соответствующих нашему законодательству передач другие. Мы не против, однако провайдеры не спешат. На днях руководство Нацсовета общалось с руководителями Всероссийской государственной телерадиокомпании по поводу ретрансляции «РТР-Планета». Россиянам объяснили, что мы не требуем перевода их программ на украинский язык, как это представляют некоторые заангажированные лица и организации, и не предъявляем каких- либо особых требований. Речь идет лишь об одном — определении тех юридических лиц, которые взяли бы на себя ответственность за соответствие транслирующихся программ украинскому законодательству. Либо это будут провайдеры, либо местные представительства самих каналов. Россияне согласились, что наши претензии вполне адекватны, и решили в кратчайшие сроки выбрать наиболее приемлемый путь решения проблемы.

Однако, как заявил «Интерфаксу» гендиректор компании «Первый канал. Всемирная сеть» Николай Дубовой, официально в адрес канала не поступало претензий со стороны Нацсовета по телевидению и радиовещанию Украины. «Критерии так называемой адаптации нигде не обнародованы… Вместе с тем по кабельным сетям Украины распространяется много зарубежных телеканалов, от которых никто не требует адаптации».

В свою очередь замдиректора ВГТРК по международному вещанию Андрей Быстрицкий считает, что проблема вещания «РТР-Планета» через кабельные сети Украины может быть решена. «Нашего канала это не касается. Мы, бесспорно, соблюдаем все законы в полной мере. Никаких официальных претензий к нам нет, — сказал Андрей Быстрицкий.  — Мы готовы проявить максимальную гибкость и найти компромисс, чтобы сохранить аудиторию. Зачем лишать людей свободы выбора?»