На кинофестивале «Молодость» состоялась мировая премьера полнометражного документального фильма «Пейзаж после мора», посвященного трагедии Голодомора
Одним из событий прошедшего в Киеве международного кинофестиваля «Молодость» стал премьерный показ полнометражного документального фильма «Пейзаж после мора», посвященного трагедии Голодомора 1932-1933 годов, унесшей жизни от семи до десяти миллионов украинцев. В фильме (режиссер — Юрий Терещенко, авторы сценария Ольга Унгурян, Тарас Унгурян и Юрий Терещенко) нет жутких кадров кинохроники с трупами умерших от голода селян. На экране — жизнь людей в нынешнем украинском селе. «Но от этого еще тяжелей на сердце», — признался после просмотра фильма известный украинский писатель-шестидесятник Евген Сверстюк
— Представьте: профессор Гарвардского университета, ученый с мировым именем, американец (в роду у которого были индейцы) покидает родину и приезжает в Украину, беря на себя чужую трагедию, чужую боль, — говорит кинорежиссер Юрий Терещенко. — Я задал себе вопрос: смог бы я оставить все и уехать в Америку, чтобы исследовать трагедию индейского племени чероки? И честно ответил: нет. Мэйс — подвижник, человек, выполнявший свою миссию. Когда впервые познакомился с его публицистикой, то был поражен глубиной и бесстрашием анализа.
К слову, книгу публицистических работ Джеймса Мэйса (изданную по инициативе коллектива газеты «День») однажды передала Юрию Терещенко журналист «ФАКТОВ» Ольга Унгурян, вдохновившая режиссера на создание документального фильма о Голодоморе. В «ФАКТАХ» опубликовали обращение к свидетелям трагедии с просьбой присылать в редакцию свои воспоминания. Киногруппа встречалась с очевидцами Голодомора, прежде чем выбрала место съемок фильма — село Велика Фосня Овручского района Житомирской области.
— Можно сказать, Бог нас сюда вел, — говорит писатель, киносценарист Тарас Унгурян. — Мы начали съемки в канун Пасхи, и в этот же день нашли первого героя фильма — сельского подвижника Якова Грищука. Он устанавливает места захоронений и имена сельчан, погибших от голода, репрессированных. Этот человек за свои деньги поставил уже 117 памятников!
В фильме Яков Грищук объясняет, почему он взялся за этот труд. Его объяснение пронзительно искреннее — так же, как и признания других героев киноленты. Все они живут в селе, страдающем от «горилкомора» (определение одного из сельчан) и потихоньку вымирающем. А стоит село на плодородной земле, в местах удивительной, просто божественной красоты «Эта страна может стать настоящим раем на земле только тогда, когда мертвая рука прошлых поколений перестанет нависать, как проклятье, над челом живых», — считал Джеймс Мэйс. Однажды ученого спросили: «Разве не трудно жить в такой бедной стране?» Он ответил: «Ошибаетесь. Украина — богатая страна. Просто люди бедные».
— Когда видел на экране наши райские пейзажи и нынешний сельский быт, я чуть не плакал, — признался после премьеры народный художник Украины Иван Марчук. — Фильм ценный, подобных документальных картин еще не было.
Стоит добавить, что среди зрителей было много молодежи. И молодые люди не могли сдержать слез В ближайшее время запланирован премьерный показ фильма «Пейзаж после мора» в кинотеатрах во всех регионах Украины.