Градостроительный совет столицы рассмотрел ряд предложений, как будет выглядеть транспортная развязка на Харьковской площади после реконструкции
Архитекторы одобрили предпроектные предложения института «Киевсоюздорпроект». Как только планы градостроителей воплотятся в жизнь, пропускная способность Харьковской площади увеличится как минимум вдвое. Кроме того, киевляне получат новый автовокзал.
Помешать этим планам могут разве что бизнесмены, которые намереваются построить в центре Харьковской площади новый офисно-гостиничный комплекс.
Главный архитектор проекта транспортной развязки на Харьковской площади Иван Панасюк представил на рассмотрение градсовета три варианта, отличающиеся сложностью и ценой.
Первый вариант предусматривал, что развязка будет двухуровневой, она соединит проспект Бажана с Бориспольским шоссе с помощью двух прокол-тоннелей. По этим тоннелям машины могли бы напрямую пересекать кольцо Харьковской площади, улицу Коллекторную и Харьковское шоссе. Стоимость этого варианта — 400 миллионов гривен.
Согласно второму варианту развязка должна быть трехуровневой. К прокол-тоннелям добавляются еще две эстакады. Под тоннелями транспорт пересечет площадь в направлении проспекта Бажана — Бориспольское шоссе, а по эстакадам съедет с Харьковского шоссе в сторону Борисполя и заедет в обратном направлении.
Стоимость проекта оценивается в 750 миллионов гривен. Самая дорогая развязка получалась по третьему варианту и обошлась бы городу в один миллиард 200 миллионов гривен. Кроме предусмотренных вторым вариантом эстакад, добавлялись еще две — для съезда с проспекта Бажана в сторону развивающегося массива коттеджной застройки в Бортничах и перспективного района Южные Осокорки, а также выезда для движения в обратную сторону. По мнению архитектора Евгения Лишанского, за основу необходимо было брать именно последний вариант.
— Если сейчас направление на Бортничи не так востребовано, это не значит, что через пять-десять лет ситуация не изменится, — говорит Евгений Лишанский. — В Бортничах уже активно строят частные дома — там по проекту будет не менее одной тысячи коттеджей. Кроме того, в планах развитие микрорайона Южные Осокорки. И если мы сегодня не учтем это, то потом будем вынуждены перестраивать Харьковскую площадь в авральном порядке.
Пока на Харьковской площади нет такой плотной застройки, сделать развязку по третьему варианту реально. Но через пять лет, может, вокруг площади появятся торговые центры или дома, и реализовать третий вариант окажется невозможно, как произошло уже во многих местах города.
Не обязательно, естественно, строить всю развязку сразу. Реконструкцию следует разбить на очереди, и в последнюю — запланировать сооружение выезда с Бортничей и Южных Осокорков.
Однако, по мнению большинства членов градсовета, направление на Бортничи и Южные Осокорки станет актуальным лет через 50. А если сегодня предложить городским властям вариант самой дорогой развязки, то есть риск, что реконструкцию отложат на неопределенный срок или решат сделать по самому дешевому варианту.
Двухуровневая развязка на Харьковской площади способна решить лишь сиюминутную проблему — развести потоки транспорта, движущиеся в направлении Борисполя и проспекта Бажана, однако не учитывает перспективные потребности города на ближайших пять лет. Поэтому градсовет становился на «золотой середине» — втором варианте стоимостью 750 миллионов, который должны реализовать к 2012 году. На Харьковской площади «вырастут» еще два уровня дороги — по одному машины смогут проехать с проспекта Бажана в Борисполь, по другому — тоже в Борисполь, только с Харьковского шоссе.
Впрочем, направление на Бортничи порекомендовали сохранить как перспективное. По данным проектировщиков, пропускная способность кольца Харьковской площади составляет две тысячи автомобилей в час. Реально же через площадь в утреннее и вечернее время пик в пробках еле движутся три тысячи авто в час. После реконструкции через площадь сможет беспрепятственно проезжать как минимум вдвое больше.
По словам главного архитектора Киева Василия Присяжнюка, при сооружении этой развязки учтут возможность достройки новых маршрутов, например дорогу, соединяющую Харьковское и Бориспольское шоссе, и перспективное строительство автовокзала. Архитектор Иван Панасюк добавил, что начало реконструкции площади планируют уже на март 2009-го.
В конце прошлого года стоимость всех работ на Харьковской площади оценивали ориентировочно в сумму около 600 миллионов гривен, из них только 60 миллионов намеревались выделить из городского бюджета. Большую часть денег рассчитывали получить от инвесторов, которым выделили землю для строительства отельно-офисного центра на площади, взамен финансирования возведения автовокзала. Городские власти намеревались завершить его строительство к 2012 году.
Однако один из земельных участков, который наметили под застройку бизнесмены и пытаются оформить на него документы, находится прямо в центре Харьковской площади. Строительство там торговых или офисных зданий, по мнению архитекторов, создаст лишние помехи движению транспорта на развязке и может помешать строительству эстакад.
Впрочем, волноваться рано, считают градостроители, поскольку экономический кризис существенно поубавил прыти бизнес-застройщикам. Осталась самая малость: найти другие источники финансирования реконструкции.