Изменение транспортных тарифов дополнили механизмами компенсации для различных категорий граждан
Тарифы на проезд в общественном транспорте на днях изменились — так решил Киевсовет. Экономическая неизбежность такого шага, как говорят эксперты, очевидна в условиях мирового финансового кризиса, коснувшегося и Украины. Увы, отмечают политологи, вместо признания этого факта некоторые политические силы вновь прибегают к демагогии и популизму. Однако правда не перестает быть правдой — киевляне и так слишком долго ездили в городском транспорте, едва ли не по самым низким в Украине тарифам.
Такого дешевого транспорта, как в Киеве, пожалуй, не было нигде. В этом можно было убедиться, бывая не только в дальнем, но и ближнем зарубежье. Транспорт там стоит довольно дорого, зато ходит строго по расписанию и в нем приятно и комфортно ездить. Да что там в зарубежье! Даже в Украине есть много городов, где цена проезда уже выше, чем в столице с ее многокилометровыми пробками и самой высокой в стране стоимостью жизни. По словам специалистов, власти много лет экономическими и неэкономическими методами из последних сил сдерживали повышение цен на проезд, хотя вполне очевидно, что затраты самих транспортников росли с каждым месяцем, подстегиваемые инфляцией. Пока плата за проезд оставалась на уровне 50 копеек, зарплаты транспортников, стоимость топлива и запчастей выросли в разы.
Последствия искусственного занижения цен известны всем жителям столицы. Это и ночующие в автобусах иногородние водители (киевляне на такие низкие зарплаты не идут), и работа по 12 часов за баранкой, и текучка кадров, и высокая аварийность. Что уж говорить о техническом состоянии самого транспорта! Положение в подземке осенью этого года также приблизилось к критической черте. По словам руководителя столичного метрополитена Петра Мирошникова, спецкомиссия при Киевсовете пришла к выводу, что состояние метро «переходит из состояния удручающего в состояние более тяжелое». О том, что повышения цены проезда столице не избежать, говорили и многие экономисты, к примеру, эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Конечно, можно и дальше «убивать» коммунальный транспорт, вытянуть который за счет дотаций столица уже не в силах, но что мы будем делать завтра, когда старый транспортный парк придет в негодность, а купить новый будет не за что? Несмотря на растущий бюджет, сумма дотаций на коммунальный транспорт давно выросла до заоблачных высот. Поэтому Киевсовет создал специальную рабочую группу во главе с «бютовцем» Александром Зинченко, которая-то и разработала принятое впоследствии решение о приведении тарифов к экономически обоснованному размеру, при этом сохранив стоимость одной поездки для постоянных жителей столицы на том же уровне. Те, кто каждый день ездит на работу и обратно и для кого затраты на транспорт существенны, имеют возможность приобрести годичный проездной билет на метро, заплатив за него 365 гривен (на один наземный вид транспорта — 275 гривен). То есть цена одной поездки при двух поездках в день — 50 копеек, а при четырех — и вовсе 25 копеек. К слову, опросы жителей столицы, которые проводились в том числе многими киевскими СМИ, показывали, что значительное число киевлян вполне адекватно относится к изменению цены билетов или жетонов. Разумеется, «платить больше» никому не хочется. Но жизнь есть жизнь, и, загнав транспортников в тупик, горожане сделают хуже лишь самим себе — вряд ли кому-то захочется ехать в рассыпающемся на части автобусе с невыспавшимся водителем, которого пригнала на заработки в столицу беспросветная нужда.
Единственная реальная проблема — категории киевлян, у которых действительно на счету каждая копейка. Однако Киевсовет учел предложение Блока Леонида Черновецкого и принял меры, чтобы повышение цен не отразилось на тех, кто вынужден экономить на самых элементарных вещах. Пенсионеры, одинокие мамы, многодетные семьи, инвалиды и те, кто за ними присматривает, как и раньше, будут ездить бесплатно. Остались без изменений и существующие льготы для школьников и студентов. А работники бюджетных организаций имеют право купить проездной на один-два вида транспорта в рассрочку на квартал, а на три-четыре вида — в рассрочку на полгода. «Тарифное» решение Киевсовета, как отмечают специалисты, изначально дополнило непопулярные меры ценового регулирования продуманным компенсирующим механизмом, призванным смягчить социальные последствия.
Почему же тогда, спрашивается, в последние дни вокруг изменения тарифов в столице появилось столько споров и резких оценок? Ведь, как уже отмечалось выше, ежедневные траты на проезд в подземке у большинства киевлян (купивших проездной) не превысят одну(!) гривню. Понятно, мало кого радовали очереди возле касс по продаже жетонов в первый «новотарифный» день — 4 ноября. Судя по всему, руководство метрополитена до последней минуты не верило, что у него, наконец, появятся деньги на обновление подвижного состава и строительство новых станций, и посему оказалось не готово к привалившему счастью. Как утверждают различные источники, начальник КП «Киевский метрополитен» уже получил от столичного мэра «по шапке» за ажиотаж возле касс и отсутствие в продаже годичных проездных. А точнее, выговор и строгий приказ навести порядок с продажей жетонов. Так что, по-видимому, бытовые неурядицы переходного периода будут длиться недолго.
Так почему же вдруг возникло непонимание ситуации у части городского депутатского корпуса? Казалось бы, еще месяц назад Киевсовет нашел устроившую всех формулу изменения тарифов на проезд в общественном транспорте, которая, как отмечали эксперты, даст возможность его развитию и вместе с тем не приведет к ухудшению качества жизни наименее защищенных слоев населения. Поэтому недавние заявления главы одной из фракций Киевсовета вызвали, мягко говоря, недоумение. Впрочем, политологи поясняют: просто местным лидерам спустили команду — начать подготовку к выборам. Естественно, говорят эксперты, что в пылу политической борьбы интересы киевлян и Киева вновь забыты. И мало кто задумывается, чем может быть чреват для столицы этот предвыборный популизм.
Заместитель главы КГГА Виталий Журавский прокомментировал ситуацию таким образом: «Проект решения о приведении транспортных тарифов к экономически обоснованному размеру подавался за подписью Александра Зинченко (который, кстати, называл в интервью «Газете по-киевски» 50 копеек неадекватной ценой!). И вся фракция БЮТ в полном составе голосовала за это решение, что зафиксировано в стенограмме».
Судя по всему, утверждают эксперты, отдельные столичные депутаты по-прежнему не могут представить себе экономику без политики. И это очень прискорбно, поскольку, когда народные избранники идут на поводу у своих политических амбиций, это не всегда на пользу развитию экономики и согласию в обществе. Наглядный тому пример, утверждают политологи, ситуация в Верховной Раде. Парламент в его нынешнем виде способен лишь генерировать нестабильность. В результате экономический кризис в стране только углубляется.