Украина

«без химиотерапии, которая стоит 10 тысяч гривен, мой шестилетний сын может умереть. А в столичной клинике не хватает денег даже на кашу с мясом»

0:00 — 8 ноября 2008 eye 225

Вот уже полтора месяца киевские больницы практически не финансируют, поэтому аптеки перестали выдавать им медикаменты, а во многих медучреждениях не на что кормить пациентов

«В лаборатории онкоцентра не было даже реактивов, чтобы сделать анализы крови»

- Моему ребенку на днях должны провести курс химиотерапии, но в столичной клинике, где мы проходили лечение, заканчиваются лекарства, потому что вот уже месяц как финансирование прекратилось! — говорит позвонившая в редакцию «ФАКТОВ» Ирина, мама шестилетнего Володи. Весной этого года у мальчика выявили саркому кости.  — Один курс химиотерапии в среднем стоит около 10 тысяч гривен, а сыну их назначили восемь. Если проведем лечение, врачи дают 95 процентов, что Володю удастся вылечить. В противном случае он может умереть.

Ребенок перенес пять курсов предоперационной терапии, затем ему удалили пораженную раком кость вместе с плечевым суставом, заменив их эндопротезом.

 — Деньги на протез — 25 тысяч гривен — мы собрали вместе с родственниками, друзьями, — продолжает Ирина.  — Но как теперь оплачивать лечение, не знаем. Всех родителей предупредили: финансирование прекратилось, брать в долг препараты невозможно. Две недели назад в лаборатории онкоцентра не было даже реактивов, чтобы сделать анализы крови! А ведь вслепую врач не может назначать «химию». Я договорилась со знакомыми в районной поликлинике и возила туда на анализ пробирки с кровью больных детей.

Мы разговаривали с Ириной в холле детского отделения онкоцентра. Но на медицинском посту ни разу не появилась медсестра. Оказывается, днем здесь просто некому дежурить.

 — За последние несколько недель многие медсестры уволились, а на оставшихся возросла нагрузка, — объясняет мне мама мальчика.  — Мамы сами следят за капельницами, которые ставятся иногда на целые сутки. Ночью, правда, медсестры пока еще выходят на работу, но и они собираются увольняться, так как получают в месяц мизерную зарплату — 720 гривен. Надбавки им прекратили выплачивать. А после повышения платы за проезд почти вся зарплата уходит на дорогу. На 28 детей, которые лежат в стационаре, всего два врача. В такой ситуации онкоцентр вскоре может перестать работать.

С киевской станции скорой помощи уволились более 70 врачей и фельдшеров

Как нам стало известно, еще полтора месяца назад главных врачей столичных больниц собрали в мэрии и объявили им, что финансирования в ближайшее время не будет. Посоветовали: «Выкручивайтесь, как можете».

Сейчас многие столичные больницы не получают медикаменты даже в долг. Одна из них не заплатила аптекам уже 1 миллион 200 тысяч гривен! Пока еще удается договориться с поставщиками продуктов питания, и больных продолжают кормить три раза в день. Но мясо дают только раз в сутки. Каждый день по несколько медсестер, нянечек, врачей пишут заявления об уходе, объясняя свое решение только одним: «На зарплату без надбавок, которые до сих пор выплачивали, прожить невозможно».

То же самое происходит на станции столичной скорой помощи. С сентября оттуда уволились более 70 фельдшеров и врачей. Это значит, что выезжать на вызовы будет некому. В киевской Больнице скорой медицинской помощи ситуация не лучше. Необходимые лекарства, которые у врача должны быть обязательно, уже приходится покупать родственникам больных. Сами же медики отказываются комментировать сложившуюся ситуацию: «Что мы скажем? Мы в ужасе от того, что происходит». Ситуация катастрофическая. Но, видимо, понимают это только пациенты, их родные и врачи.

 — Моему двухлетнему сыну обязательно нужно пройти все 12 химиотерапий, чтобы получить шанс на жизнь! — говорит 26-летняя Анна.  — Ему пока сделали только три. У него была опухоль левой почки, которую удалили вместе с органом. Неужели лечение придется прервать?

Малыш, не понимая происходящего вокруг, весело повторял за мамой слова, показывал руку, к которой подсоединена капельница. Сейчас Богдану проводят восстановительную терапию.

Мы поговорили с врачами клиник, подчиняющихся Министерству здравоохранения и Академии наук. У них ситуация не намного лучше.

 — Не секрет, что медицина получает всего 30 процентов от необходимого, — сказал «ФАКТАМ» директор Национального института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова Юрий Поляченко.  — Из-за того, что подорожали медицинские препараты, на их покупку уходит больше денег. Пока наши операционные и реанимация обеспечены необходимым перечнем препаратов. Но новых лекарств пациентам дать не можем. С питанием же больных у нас дела обстоят весьма плачевно. На эту статью расходов денег не хватает.

С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к заместителю начальника Главного управления здравоохранения и медицинского обеспечения городской администрации Владимиру Завгороднему.

 — Сегодня (разговор состоялся вчера во второй половине дня.  — Авт. ) мы перечислили на счет онкоцентра 200 тысяч гривен для обеспечения медикаментами и 300 тысяч — на питание, — сказал Владимир Завгородний.  — По мере поступления средств в первую очередь будем обеспечивать те клиники, которые нуждаются более всего: туберкулезные, психиатрические…

 — Но ведь долг у онкоцентра только по медикаментам гораздо больше, чем та сумма, которую вы перечислили…

 — Да, однако деньги поступят на счет. И это будет гарантией для поставщиков, что с ними рассчитаются.

 — Тревожит то, что увольняются врачи «скорой помощи», медсестры больниц, которым перестали выплачивать надбавки к зарплате…

 — Труд медработников оплачивается согласно законодательству. Но по инициативе мэра в Киеве была введена 20-процентная надбавка. А во втором полугодии 2007 года — 50-процентная. Это была личная инициатива мэра. В этом году мы не смогли выплачивать ее на том же уровне. Так что врачи получают свою зарплату.