Ровно 65 лет назад части Советской Армии освободили столицу Украины
Операция по освобождению Киева от фашистско-немецких захватчиков по праву является одной из самых грандиозных битв Великой Отечественной войны. Ровно 65 лет назад — 6 ноября 1943 года советские войска вошли в столицу советской Украины. Киев встретил своих освободителей разрушенным и опустевшим — большинство горожан не пережили фашистской оккупации. Но это ни в коей мере не умаляет подвига тех, кто боролся и отдал свою жизнь за освобождение украинской столицы. Этой светлой дате и были приурочены праздничные мероприятии для ветеранов, организованные Партией регионов в Государственном музее-заповеднике «Битва за Киев в 1943 году» в селе Новые Петровцы. Именно здесь 65 лет назад находился так называемый Лютежский плацдарм, с которого и стартовало успешное наступление на Киев.
Праздник начался с возложения цветов к памятнику воинам-освободителям Киева ветеранами, а также лидером Партии регионов Виктором Януковичем, руководителем областной организации «регионалов» ( инициировавшей и организовавшей праздник) Юрием Бойко, народными депутатами Украины. После чего все почтили минутой молчания память погибших воинов (во время операции по освобождению Киева погибло более чем 400 тысяч солдат и офицеров Советской Армии). Выступая перед ветеранами, Виктор Янукович высоко оценил их подвиг, пожелал им здоровья и заверил, что его партия будет делать все для того, чтобы жизнь ветеранов была достойной. После праздничного концерта лидер Партии регионов пригласил ветеранов на солдатскую кашу и фронтовые сто граммов. «Сам Бог сделал такую прекрасную погоду в этот знаменательный день, и грех было бы не отведать солдатской каши и фронтовых сто граммов» — заявил Виктор Янукович.
За столами, установленными в палатках, в неформальной обстановке ветераны вспоминали осень 1943 года. И хотя уже прошло 65 лет, участники тех боев помнят все. «Первая мысль, которая появилась у меня, когда мы вошли в Киев, была: а как же его теперь отстроить? Город был практически разрушен. Людей на улицах мы почти не встречали», — рассказал «ФАКТАМ» майор в отставке Виктор Сергеевич Ткаченко. По мнению историков, в 1943 году в Киеве оставалось всего 180 тысяч населения. Хотя до войны в столице советской Украины проживало более 900 тысяч. 300 тысяч эвакуировали в начале войны, 200 тысяч киевлян ушли на фронт. Остальные погибли во время оккупации.
Капитан в отставке Виктор Тихонович Ярков вспоминает: «Сколько на подступах к Киеву наших ребят погибло Правда, и немцев мы немало положили. Помню такой случай: наши танки как раз уехали на дозаправку и пополнение боеприпасов. И вдруг немцы атаковали нас. Смотрим, по улице уже немецкие танки шуруют. Что оставалось делать? Отошли в овражек. А я накануне еще и глупость сделал: моего командира отделения отправили в разведку, и он попросил у меня автомат, взамен оставил мне свой пистолет и планшет. Когда немцы пошли в атаку, наши разведчики еще не вернулись. И я фактически оказался без оружия. Человек двадцать нас собралось в этом овраге. Что происходит наверху, не видим. Только слышим, что тарахтит танк, подъехал к оврагу. А у меня из оружия только пистолет и две ручные гранаты Слышим, немцы заглушили двигатель, вылезли из танка и подошли к самому краю оврага. А я когда упал в овраг, то потерял планшет, он выпал на самом краю, поэтому все боялся, что немцы потянутся за сумкой и меня обнаружат. Думал, что если подойдут, то я себя подорву. Но обошлось» «Да, тяжелые бои были под Киевом, — вспоминает рядовой Николай Петрович Садыков. — Вообще, я не знаю, как на войне выжил, ведь в таких ситуациях побывал У меня и дырки в шинели были Если я не ошибаюсь, то у нас из первого состава взвода в живых оставалось всего пять человек Четыре стрелка и санитар».
Артиллерист, полковник в отставке Александр Дмитриевич Полевой во время операции по освобождению Киева был ранен. «Когда меня ранило, то еще когда снаряд летел, я будто чувствовал, что меня клонило, буквально прижимало к земле», — рассказал ветеран. А Татьяна Львовна Каменева, воевавшая в шестой танковой армии генерала Кравченко связисткой, вспоминает: «Я на войну попала в 18 лет, в 1942 году. А закончила в Праге. Бои за Киев были страшные. Меня ранили в ногу. Имею множество наград, в том числе и зарубежных. В Израиле мне вручили медаль «60-летие Победы».
Артиллеристу Петру Федоровичу Сапкову тоже есть что вспомнить. «Днепровские события в моей памяти задержались. Реку форсировали в первый день октября на плотах, использовали пустые бочки из-под солярки в качестве поплавков. Высадились на берегу, а там уже наша пехота вела бои. И тут немцы навалились на нас всей силой. Десятки танков пошли на наш дивизион. Пехота отошла назад к Днепру, мы остались одни. Но нашему расчету командир дивизиона приказал: «Стоять насмерть!». Стоим, держим оборону. Осталось у нас по 10 снарядов на орудие. И тут передают приказ — сняться с позиций и отойти к реке. На плацдарм уже переправили наши «студебеккеры» (грузовые автомобили. — Авт. ), и мы, под сильнейшим немецким обстрелом, откатили орудия к машинам. Вдруг в сопровождении бойцов и адъютанта появляется высокий худой генерал с пистолетом в руке: «Куда?! Кто отдал приказ отступать?! Сзади Днепр! Утопиться захотели?! Назад!» Мы снова вернулись к оставленным позициям, и опять на нас пошли танки. Вспоминать даже страшно»
«Для меня самыми тяжелыми были бои под Ленинградом, на Курской дуге, и, конечно, во время форсирования Днепра, — говорит майор в отставке, артиллерист Сергей Федорович Тихченко. — Но чувства обреченности, что я погибну, не было. А ведь даже приходилось ходить на фашистов врукопашную. Но, как видите, жив».