Происшествия

Первый заместитель начальника департамента гаи мвд украины сергей левченко: «если водитель будет отрицать, что во время езды говорил по мобильнику и даже успеет стереть учетную запись, мобильный оператор поможет нам определить время звонка»

0:00 — 14 ноября 2008 eye 731

Накануне 16 ноября, дня, с которого на дорогах страны начнут действовать более жесткие штрафные санкции за нарушение Правил дорожного движения, «ФАКТЫ» поговорили с одним из авторов вступающего в силу закона

Ну вот и доездились-долихачились. В воскресенье для несознательных водителей наступает время «Ч». А в канун вступления в законную силу нового законодательства, ужесточающего ответственность за нарушение Правил дорожного движения, «ФАКТЫ» встретились с первым заместителем начальника Департамента ГАИ МВД Украины, генерал-майором милиции Сергеем Левченко специально, чтобы уточнить для сознательных водителей некоторые не до конца понятные моменты нововведений. Мы должны встретить 16 ноября во всеоружии.

«Штраф за непристегнутый ремень в «тянучке» будет меньше, чем за такое же нарушение за городом»

- В новом законодательстве существует так называемая вилка, оставшаяся еще со времен Советского Союза. В связи с этим как будет определяться размер штрафа?

 — Когда мы принимали закон, были категорически против этой вилки. Но, согласно нормам строения кодексов, предусматривается вилка в связи с тяжестью нарушений, раз есть нарушения Правил дорожного движения, в разной степени влияющие на безопасность, следует ее оставить. К примеру, если водитель не пристегнут ремнем безопасности, налагается штраф от 51 до 85 гривен. Но ведь когда водитель едет в «тянучке», большой опасности в таком нарушении нет. В этих случаях с 16 ноября будет применяться штраф в размере 51 гривни. А вот если подобная ситуация случится за городом, где скорость и риск намного выше — ждите максимального штрафа. Ведь в таком случае и последствия могут быть очень тяжелыми.

 — Будут ли штрафовать родителей, перевозящих детей не в детских креслах?

 — За это предусмотрены те же санкции, что и за непристегнутый ремень безопасности. Правда, у нас еще ездят много автомобилей старого выпуска типа «Москвичей-408», в которых ремни безопасности не предусмотрены, и это будет учитывать инспектор. Сейчас мы нацеливаем личный состав на то, что нужно подходить к определению нарушения в соответствии со сложившейся ситуацией. Ни в коем случае нельзя мерить всех одной меркой.

 — Предусмотрены ли штрафные санкции для водителей, превышающих скоростной режим до 20 километров в час?

 — Конечно, нет. Ведь, согласно Правилам дорожного движения, вынесение постановления о нарушении Правил дорожного движения и применение штрафных санаций наступают при превышении скорости более чем 20 километров в час. До этой скорости санкции применяться не будут. А если незначительное превышение скорости привело к каким-то последствиям, будет применяться статья о совершении ДТП. Даже приборы «Визирь» (новые приборы измерения скорости, которые фотографируют нарушителя и определяют его скорость.  — Авт. ) будут настроены на фиксацию превышения скорости движения более чем 20 километров в час. Законодательство дает нам право видео- и фотофиксации нарушений Правил дорожного движения, которые будут выступать доказательной базой при рассмотрении материалов в суде.

 — В новом законодательстве предусмотрены различные нормы, связанные с получением водительских прав и пересдачей на права каждые десять лет. Как же все это будет происходить?

 — Ограничение срока действия водительских удостоверений — международная практика. Однако не все правильно толкуют эту норму. Говорят, дескать, через десять лет обязательно нужно будет сдать экзамен. Однако если человек постоянно за рулем, у него нет нарушений и есть тому подтверждение, водительские удостоверения будут обменивать без сдачи экзаменов. Но если у водителя зафиксированы действующие нарушения, он обязательно будет сдавать экзамен.

 — Если у меня, например, права еще старого образца, с какого времени будет исчисляться срок замены?

 — Срок действия водительского удостоверения вступит в силу с момента введения нормативного акта, ограничивающего действие водительского удостоверения. Например, с момента постановления Кабинета министров.

 — Чего ожидать владельцам мопедов?

 — С 1 января 2010 года вводится государственная регистрация мопедов, в которых объем двигателя меньше 50 кубических сантиметров. При этом право на управление этими транспортными средствами предоставляется только гражданам, достигшим 16-летнего возраста. А тем, кто будет ездить без прав, инспектор выпишет штраф в размере 425-850 гривен.

 — Какое наказание предусмотрено для водителей, вовремя не оплативших штраф?

 — С 1 января 2009 года нарушитель, своевременно не уплативший штраф (на протяжении 15 дней), будет вынужден выложить вдвое больше. То есть если он был оштрафован на 500 гривен, то через 15 дней уже заплатит 1000. Все штрафы будут фиксироваться в Государственном учете нарушений Правил дорожного движения. Верховная Рада обязала Кабинет министров обеспечить финансирование создания государственной базы, в которую будут включены программа учета автомобилей, водителей и админпрактика, куда будут вноситься все нарушения. А при прохождении техосмотра обязательно проверят оплату штрафов. Если они не уплачены, мы имеем право задержать автомобиль на штрафплощадке до уплаты. Так что лучше, конечно, все оплачивать вовремя.

 — И когда появится эта государственная база?

 — В ближайшие полгода, я думаю, она уже заработает.

«Новый закон предусматривает уголовную ответственность за плохое состояние дорог»

 — Некоторые водители уже подумывают, не лучше ли поставить машину на пару лет, пока «рассосется». В соседней России, к примеру, существуют бонусы дисциплинированным водителям в виде скидок на страховки. У нас что-нибудь подобное планируется, или пока только наказания?

 — Когда я был на международном конгрессе по безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге, бывший начальник российской ГБДД, член Госдумы Александр Федоров говорил, что нужно приходить к позитиву. То есть начислять добросовестным водителям баллы, а потом его чем-то поощрять. В Украине пока разрабатывается Закон о начислении штрафных баллов. А дальше — будем думать. Главное, чтобы люди поняли, что соблюдение Правил дорожного движения — это не прихоть, а вопрос жизни и смерти всех участников дорожного движения.

 — Вы, наверное, согласитесь, что много аварий происходит из-за наших отвратительных дорог?

 — Нововведениями предусмотрены большие штрафные санкции и к должностным лицам, отвечающим за состояние дорог. Теперь мы имеем право выписать предписание (особенно в случае совершения ДТП) о том, что сопутствующей причиной аварии стали плохие дорожные условия. Предусмотрена даже уголовная ответственность, если плохое состояние дороги стало причиной гибели людей. В случае невыполнения наших предписаний последуют штрафы. Но весь вопрос опять-таки упирается в финансирование. Сейчас в закон о госбюджете внесены изменения о перераспределении штрафов: 50 процентов штрафов идут в госбюджет и 50 — остаются в органах местного самоуправления. Вот эти деньги плюс средства, полученные от транспортного сбора, и пойдут на финансирование ремонта дорог и техосна-щение подразделений ГАИ.

 — ГАИ из собранных в виде штрафов денег ничего не перепадет?

 — Нам должно выделяться соответствующее финансирование из госбюджета. Иначе нас обвинили бы в коррупции. Ведь как только ужесточили штрафы, сразу же заговорили о том, что теперь увеличатся и взятки гаишникам. Мы принимаем жесткие меры для того, чтобы не допустить взяточничества. В ближайшее время все патрульные автомобили будут снабжены системами видеонаблюдения, будет вестись запись общения инспектора с участником дорожного движения. До конца 2009 года такими системами оборудуют все автомобили ГАИ.

 — То есть теперь водителю придется выходить из своей машины, чтобы пообщаться с инспектором?

 — А никто этого правила не отменял. При нарушении Правил дорожного движения инспектор останавливает водителя, тот открывает окошко, инспектор представляется и сообщает о нарушении, которое послужило причиной остановки. Теперь наш работник, предупредив о том, что разговор будет вестись под аудиозапись, станет включать диктофон. Когда же водитель и инспектор окажутся у патрульной машины, там будет работать видеозапись — как внутри, так и снаружи.

 — Как насчет плана по штрафам, он будет большим?

 — Никакого плана не будет вообще. Работу ГАИ начнут оценивать только по аварийности в области. Чем меньше аварий, тем лучше.

Во время встреч с личным составом мы говорили, что авторитет службы зависит от каждого инспектора. Если будем брать взятки, грош нам цена, народ нас не поймет. Люди, похоже, поняли, будут стараться наводить порядок.

 — Немало аварий происходит и по вине пешеходов…

 — Очень много, особенно в темное время суток. К нарушителям-пешеходам обязательно будут применяться новые меры админответственности. У нас как работников милиции никто не отнимал право доставки нарушителя в райотдел на три часа для выяснения его личности. Это в том случае, если у него с собой не будет документов, удостоверяющих личность. Потом будут составляться административный протокол, постановление — и будь добр, плати штраф. Это обязательно эффективно подействует на пешехода. Такие радикальные меры давно назрели.

«Думаю, нам все-таки удастся переломить ситуацию»

 — Сотрудники ГАИ смогут доказать, что водитель разговаривал по телефону?

 — Ну, это довольно элементарно. Возьмите свой телефончик — вы увидите время последнего звонка. А уж попался с трубкой — плати штраф от 425 до 510 гривен. Если водитель будет настаивать на том, что он не говорил по мобильному и уже успеет стереть учетную запись, мы сделаем запрос оператору, и в распечатке все равно будет указано время звонка.

 — Пользоваться гарнитурой «свободные руки» можно?

 — Конечно, только не посылайте sms-ки. Ведь в этом случае вы все равно отвлечетесь от дороги.

 — Чем вы можете успокоить водителей, многие из которых боятся приближения 16 ноября, как огня.

 — Могу успокоить. И министр внутренних дел Юрий Луценко, и мы не раз обращались и еще раз обращаемся как к личному составу, так и к участникам дорожного движения с просьбой осознать, что меры воздействия будут применяться исключительно к нарушителям. Причин останавливать других водителей у сотрудников ГАИ не будет. Многие поговаривают, мол, как богатые ездили, так и будут — только штрафами откупаться станут. На них эти штрафы в первую очередь и рассчитаны. Один, два, три, десять раз оплатят, но ведь потом задумаются: стоит ли выбрасывать такие суммы денег? А государство будет богатеть. Я прекрасно понимаю, что если основная масса наших водителей — а нас все-таки 10 миллионов(!) — будет ездить по правилам, то нарушитель будет выглядеть «белой вороной» и задумается.

Я думаю, что нам все-таки удастся переломить ситуацию. Ведь когда нарушения будут фиксироваться автоматически, инспектор не увидит, мажор за рулем, депутат или простой человек. Автомат сфотографировал — и все. Пожалуйста, в течение 10 дней быстренько доказывай, что за рулем был не ты, а другой человек, которому ты доверил управлять своим авто. Не доказал — плати штраф. Не оплатил — поставим машину на штрафплощадку.