Происшествия

Украинское автопроизводство в условиях кризиса

0:00 — 14 ноября 2008 eye 266

Первыми последствиями мирового финансового кризиса для автопроизводителей стало серьезное сокращение производства, увольнение сотрудников и закрытие заводов. Что ожидает украинские автопредприятия?

Недавние сообщения о сокращении производства и персонала на ключевых автомобильных заводах в Украине не могут не настораживать. Но если в странах с более развитым и защищенным производителем уже сейчас планируют ограничивать импорт и вводить заградительные пошлины, то в Украине почему-то поднимается вопрос о дополнительной нагрузке на потребителя в виде увеличение акцизных сборов и транспортных налогов. Помощи отечественному производителю это не принесет, а, наоборот, усугубит спад производства вследствие уменьшения спроса.

Первый шаг, который планируют предпринять российские власти в условиях кризиса и спада автопроизводства, — поднятие пошлин на импортные автомобили. Это коснется как новых легковых и грузовых автомобилей, так и рынка б/у. «Считаем, что те инвесторы, которые в настоящий момент закупили оборудование, построили заводы, выпускают автомобили в России, должны быть уверены в том, что их продукция будет приобретаться,- сказал первый вице-премьер России И. Шувалов.  — Она должна быть конкурентоспособна по сравнению с импортной продукцией, то есть с импортными автомобилями. Для этого будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном урегулировании, чтобы те инвесторы, которые свои проекты осуществляют и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России. То есть мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведенных за рубежом», — подчеркнул И. Шувалов.

Новоизбранный президент США Барак Обама также планирует в условиях мирового кризиса защищать американскую автомобильную промышленность путем введения таможенных пошлин, ограничивающих импорт. Программа нового президента-демократа насыщенна социальными инициативами и положениями о защите собственного производителя. Повышение таможенных пошлин в условиях небывалого спада производства автомобилей, сокращения персонала и даже закрытия предприятий должно послужить рукой спасения для отрасли.

Таможенная пошлина выполняет сразу несколько функций. Во-первых, это доходная статья бюджета. Во-вторых, это стимулирование иностранных автопроизводителей создавать предприятия в стране, в которой действуют ограничения. А размер пошлины должен обеспечивать конкурентоспособность отечественного товара в сравнении с импортным. Такое возможно лишь в ситуации, когда отечественный автомобиль дешевле импортного минимум на 10%. Подобная ценовая разница послужит стимулом для потребителя приобретать модели, произведенные в Украине. Те же, кто предпочитают автомобили, привезенные из-за рубежа, смогут купить автомобиль, доплатив за него в пользу государства.

Действующие правила ВТО позволяют странам вводить протекционистские меры по защите собственной промышленности в кризисных ситуациях. Поднятие пошлин в данной ситуации даст позитивный эффект не только для предприятий, производящих продукцию как для украинского рынка, так и на экспорт, но и выровняет негативное внешнеэкономическое сальдо страны, равно как и увеличит доходную часть бюджета. Автомобили составляют 14% в структуре украинского импорта, что является наибольшим показателем среди несырьевых продуктов. Только за восемь месяцев этого года в Украину импортировано транспортных средств на сумму, превышающую 8,2 млрд. долларов.

Действующие до 2008 года льготы давали возможность отечественным автомобильным заводам не только стабильно работать, но и развиваться: увеличивать производство, осваивать новые модели. За последние годы объемы производства автомобилей в Украине постоянно увеличивались (в 2007 году только ЗАЗ выпустил 282 тысячи автомобилей), увеличивалась и часть продаваемых отечественных автомобилей в общем объеме продаж на рынке. Получив после вступления в ВТО более дешевые иномарки, украинский потребитель отказывается от покупки отечественных машин. К чему привела подобная политика открытых импортных ворот мы уже видим сейчас: кризис, сокращения, девальвация, люди лишаются работы и дохода, многие уже не могут себе позволить покупку автомобиля. Проблемы ощущают не только предприятия машиностроения, от открытости границ страдают и другие отрасли. Но в автомобилестроении нам есть что терять. Потеря этого производства будет иметь очень тяжелые последствия. В будущем такая тенденция может привести к тому, что автомобильная промышленность в Украине, а с ней и большинство предприятий-поставщиков серьезно сократят производство, не смогут вкладывать деньги в развитие, а в итоге страна получит несколько десятков тысяч безработных и ощутимую «дыру» в бюджете.

«Единственная мера в сегодняшней ситуации, которая позволит нам сохранить производство и коллектив,- возврат таможенной пошлины на импортные автомобили», — утверждает глава правления Запорожского автомобилестроительного завода Николай Евдокименко. По его словам, предприятие ощутило проблемы сразу после вступление Украины в ВТО и снижения пошлин. Однако нынешнее положение дел, усугубленное кризисными явлениями, грозит серьезным спадом производства.

По оценкам аналитиков, одно рабочее место на автомобилестроительном предприятии дает дополнительно работу 7-10 людям в смежных областях. Оценить важность создания и развития предприятий, подобных ЗАЗ, можно исходя из того, что поставщиками завода являются около 800 предприятий Украины, где тоже работают наши граждане, получают заработную плату и платят налоги. И если до 2008 года отрасль, защищенная таможенной политикой, непрерывно росла, то в этом году прироста может и не быть. А при отсутствии поддержки со стороны государства спада не избежать.