Украина

«мы создали грузовик, который ездит на… Дровах»

0:00 — 20 ноября 2008 eye 1115

А также соломе, торфе, угле. Эти виды топлива втрое дешевле, чем бензин или солярка

Разработка житомирских ученых из Национального агроэкологического университета — грузовик, ездящий на дровах, — наглядная иллюстрация пословицы: все новое — хорошо забытое старое. В 1930-1950-е годы по дорогам Европы (в том числе бывшего СССР) ездили тысячи автомобилей, автобусов, тракторов с двигателями внутреннего сгорания, в которых вместо бензина или солярки использовали дерево, солому, уголь. Для этого машины оснащали газогенераторными установками. Крест на их использовании поставило то, что к середине

50-х бензина стало вдоволь и стоил он копейки. В СССР его продавали дешевле минеральной воды! Но сейчас, когда цены на жидкое горючее кусаются, инженеры вновь обратились к идее использовать твердое топливо.

 — Наша разработка предназначена прежде всего для сельских тружеников, ведь деньги на покупку солярки к началу посевной и уборке урожая — извечная проблема, — говорит профессор Национального агроэкологического университета доктор технических наук Леонид Лось.  — А вот соломы на селе в избытке. К тому же можно выращивать специальные технические культуры и использовать их как топливо. В северных лесистых областях, таких как наша Житомирщина, и дров предостаточно. Так что крестьяне по всей Украине сами могут обеспечить недорогим горючим свои автомобили, трактора, комбайны. Это же относится и к предприятиям по заготовке и обработке леса, где образуются тонны древесных отходов. Примечательно, что некогда в Советском Союзе на лесозаготовках использовалось 16 тысяч тракторов, оснащенных такими установками, как наша. А подобных грузовиков в стране насчитывалось порядка 40 тысяч.

Ныне ездить на дровах как минимум втрое дешевле, чем на солярке. Другое дело, что на оснащение машины газогенератором придется потратить порядка шести тысяч долларов. Но расходы окупятся за пару лет.

 — Мы рассчитали, что одной загрузки машины дровами — 150 килограммов — хватит как раз для того, чтобы проехать без дозаправки от Житомира до Киева, — продолжает профессор.  — Но проверить это пока не можем, поскольку пока еще нет разрешения ГАИ выезжать на дороги. Дело тормозит то, что мы предоставлены сами себе. Точнее, нас всячески поддерживает руководство университета, но от государства ничего не получаем. А ведь занимаемся очень важным для страны делом. Между тем наши разработки заметили за границей — немецкие коллеги предлагают сотрудничество. У них прошла стажировку наша инженер-конструктор.

Газогенераторная установка (ее вес может варьироваться от 100 до 150 килограммов) размещена между водительской кабиной и кузовом. При сжигании топлива в ней образуется угарный газ (СО). После очистки от примесей он подается в двигатель внутреннего сгорания. Автомобиль, работающий на дровах, может развивать примерно ту же скорость, что и на бензине. А вот мощность теряется примерно на 30 процентов. Например, грузовик грузоподъемностью пять тонн повезет максимум три с половиной тонны. При этом использование «газгенов» (так водители называли машины, ездящие на дровах) экономически выгодно. Житомирские ученые продолжают совершенствовать установку, уже разработали ее вариант для комбайнов и оформляют на него патент.

 — Насколько удобна в эксплуатации машина, работающая на дровах? — спрашиваю у одного из участников творческой группы Валерия Жайвороновского.

 — Работа на этой машине не грязнее, чем на какой-либо иной, — отвечает Валерий Ромуальдович.  — Но подготовка машины к работе требует терпения. Нужно 30-40 минут, чтобы разжечь топливо для запуска машины. Сто килограммов хватает километров на 50-70. На день этого, как правило, достаточно. Причем можно без проблем делать остановки, в том числе длительные. Например, пару часов простоять, пока будет загружен кузов, и еще столько же, пока его разгрузят.