Приехав в Киев, директор аукционного Дома «МакДугалл», специализирующегося на продажах произведений русского и украинского искусства, рассказала о том, как порой картины выбирают клиентов
Не успела закончиться предаукционная выставка живописи «Кристис», как в Киевском музее русского искусства началась презентация лотов предстоящих торгов аукционного Дома «МакДугалл», специализирующегося исключительно на русском и украинском искусстве. Сегодня по оборотам продаж он входит в тройку знаменитых аукционных домов мира наряду с «Сотбис» и «Кристис», хотя существует всего четыре года. Из 700 картин, которые будут продаваться в Лондоне 25-27 ноября, в Киев привезли 24.
Для коллекционеров же из Украины особенно интересна будет работа Михаила Клодта «Вид на Киев из сада Муравьевых», созданная в 1871 году. Она написана к первой выставке передвижников и была представлена вместе с картиной Саврасова «Грачи прилетели». Ее планируем продать от миллиона шестисот до двух миллионов четырехсот долларов.
Также мы привезли картину Василия Котарбинского «На берегу моря во время заката». Художник имеет к Киеву прямое отношение: приехав расписывать Владимирский собор, он переключился на частные заказы тогдашних киевских олигархов.
Среди известных имен, чью живопись мы представляем, — Иван Айвазовский, Константин Коровин, Константин Сомов, Алексей Боголюбов, Авраам Маневич, Петр Кончаловский Украинская живопись представлена на киевской выставке двумя художниками — Николаем Глущенко (заявленная стоимость от 80 до 100 тысяч долларов) и Сергеем Шишко (50-80 тысяч долларов). Хотя на аукционе у нас будут работы и других украинских мастеров — Александра Архипенко, Василия Хмелюка
— Правда, что украинское искусство интересует только отечественных коллекционеров?
— В большей степени это так. По нашим наблюдениям, 90 процентов покупателей — выходцы из стран СНГ. Иностранцев, инвестирующих в русское и украинское искусство, не более десяти процентов. В основном их интересуют графика и современное искусство. Однако они практически никогда не покупают картины дороже 100 тысяч долларов. Коллекционеры же из России и Украины готовы сражаться за лоты, которые составят гордость их коллекции. Иностранцы относятся к приобретению русской и украинской живописи исключительно как к выгодной инвестиции.
— Бывает, что приобретенные на вашем аукционе работы продаются на украинских аукционах еще дороже?
— Перепродажа — естественный процесс.
— А как часто украинские коллекционеры и галеристы предлагают картины вам на продажу?
— Украинские законы не позволяют вывозить произведения живописи за пределы страны.
— Как же к вам попадают картины украинских мастеров?
— В основном мы находим их в США и в Европе. Часто это полотна, которые вывозили дипломаты, сами художники, а также наши соотечественники, эмигрирующие из СССР — в 80-е годы был короткий период, когда им разрешалось вывозить живопись.
— Правда, что аукционные дома привозят на показ украинским коллекционерам далеко не лучшие лоты?
— Не могу говорить за всех, но мы как раз привозим и показываем топ-лоты. Привозить не лучшее — это все равно что идти в гости в старом платье.
— В одном журнале я читала, что некоторые участники торгов практикуют фальшивые ставки с целью раскрутить имя малоизвестного художника, работы которого скуплены ими по дешевке. Если даже никто работу не купит, полотно художника, чье имя зафиксировано на знаменитом аукционе, в следующем сезоне якобы будет стоить в несколько раз дороже.
— Наивно полагать, что таким способом можно «раскрутить» имя. Чтобы работы оценили, требуется огромная кропотливая работа, время, инвестиции.
— Случается такое, что продавец, чтобы подвести картины художника к желаемой цене, сам покупает одну из его картин?
— По условиям аукциона продавец не имеет права покупать свой лот.
— Но он же может сделать это через подставных лиц?
— Может. Однако если картины художника есть у других коллекционеров, эти работы ведь тоже взлетят в цене. А если сумма необоснованна, она может рухнуть в один момент и никогда больше не подняться.
— Ваш прошлогодний визит в Украину добавил покупателей?
— Я бы не сказала. Новых клиентов практически не появилось. Но удержать старых покупателей в наше конкурентное время — это тоже неплохой результат (улыбается). Вместе с тем наметились некоторые новые тенденции. Например, огромный интерес к покупкам на аукционе проявляют коллекционеры из Днепропетровска. Несколько наших клиентов из Украины, по их словам, даже подумывают об открытии частных музеев.
— Если клиент примет решение о покупке того или иного лота во время предаукционной выставки, вы продадите работу?
— Нет, снять работу с аукциона невозможно. Исключение можем сделать для покупателя, который хочет купить коллекцию. Но это бывает нечасто. Если же клиенту понравилась какая-то работа, обычно мало кто в этом признается, чтобы не привлечь к ней внимание возможных конкурентов. Есть у нас один постоянный покупатель, который приходит на предаукционную выставку и хвалит то, что покупать не собирается. А от того, на что положил глаз, демонстративно отворачивается. И мы всегда безошибочно знаем, за что он будет сражаться.
— Ревнуете своих постоянных клиентов, если они покупают работы на «Сотбис» и «Кристис»?
— Ревновать неразумно вообще, а к хорошей живописи — тем более. Мы с мужем и сами покупаем на «Сотбис» и «Кристис» картины для своей коллекции.
— Женщины и мужчины торгуются одинаково?
— Как правило, мужчины бьются до суммы «икс», женщины же намного азартнее. Для них не существует границ — я это знаю по себе.
— Вы практикуете частные продажи, когда картина не выставляется на аукцион, а продается по первоначальной цене клиенту, который давно мечтает о ней?
— Да, практикуем, если цена не ниже полумиллиона долларов.
— Но продавцу картины, как мне кажется, участие его полотна в аукционе должно быть выгоднее?
— Для частных продаж у людей бывают разные причины. Например, финансовые дела коллекционера пошатнулись, он вынужден их поправить продажей раритета, но не хочет, чтобы знакомые были в курсе того, что у него в жизни и бизнесе не лучшие времена. Часто клиент продает картину таким образом, потому что не хочет, чтобы об этом факте знали его родственники, которые захотят претендовать на вырученные деньги.
— В вашей практике случались мистические моменты?
— Мистика есть всегда. К примеру, один наш знакомый во времена перестройки купил картину за 800, а нынче продал ее за 900(!) тысяч долларов и купил себе за вырученные деньги шикарную квартиру в Санкт-Петербурге. Аукцион же — это удача или ее отсутствие. Клиенту кажется, что он выбирает картину. Нет, она его! Есть люди, которые годами охотятся за работами какого-то мастера, а те ускользают из-под самого носа. К примеру, торгуются по телефону, и вдруг в решающий момент у них пропадает связь. Когда хотят присутствовать на торгах лично, задерживается вылет самолета, и они прибывают с опозданием. А оказавшись на месте в нужное время, вдруг в самый ответственный момент продажи поздороваются с кем-то, отвлекутся — и картина снова ушла. Но если вам суждено иметь именно это полотно, оно найдет вас обязательно, поверьте