Приехав в Киев для презентации новой ультрасовременной коллекции фарфора Lladro «Фантазия», известный в мире мастер рассказал «ФАКТАМ» об истории своего успеха и знаменитых клиентах
Среди клиентов 34-летнего дизайнера Хайме Айона, приехавшего в Киев для презентации своей новой коллекции знаменитого испанского фарфора Lladro «Фантазия», — Мадонна, Том Круз, музыканты легендарной группы «U2» и многие другие знаменитости. Хайме умеет удивлять. То придумает кресло… с капюшоном, то раковину, из которой… «вырастает» лампа. Новая коллекция фарфора знаменитого испанского бренда, созданная в стиле «средиземноморское цифровое барокко», для его поклонников тоже стала абсолютной неожиданностью. Сочетание традиций Lladro с бурной фантазией Хайме Айона — настоящая сенсация. Знаменитый дизайнер абсолютно по-новому интерпретировал извечные понятия. Кстати, как поведали организаторы презентации, владелицы киевского бутика «Lladro» и салона «Дон Кихот» Светлана и Дарья Егоровы, обладательницы одной их самых крупных в мире коллекций знаменитого испанского фарфора, в Париже любители прекрасного новую коллекцию увидят лишь в феврале.
В «PinchukArtCentre», где проходила презентация, Хайме Айон прибыл в черном пиджаке, серых брюках и ярко-зеленых туфлях собственного дизайна поверх носков такого же насыщенного цвета. Виртуозно завязанный на шее ярко-синий шарф в полоску дополнял экстравагантный наряд. Дизайнер явно поскромничал, ведь как-то на одну из подобных вечеринок он явился в костюме… плюшевого зайца.
- Хайме, сегодня вы один из самых успешных дизайнеров в мире. Какую разработку вам удалось продать дороже всего?
— Три недели назад у меня купили за 85 тысяч долларов керамическую статуэтку, которую я изготовил в самом начале моей творческой карьеры. Тогда на ее создание затратил всего двести долларов. Покупателем стал крупный коллекционер современного искусства. И это, к слову, не единственная такая история…
— Что именно покупали у вас знаменитости?
— Мне трудно ответить на ваш вопрос, так как напрямую практически ничего не продаю. Мои произведения преимущественно реализуют галереи. Однажды на одной вечеринке я познакомился с лидером легендарной группы «U2», в результате он купил у меня светильник. Но на концерт свой, увы, не пригласил, хотя я ему и намекнул, что с удовольствием посетил бы выступление.
— А что приобрели у вас Том Круз и Мадонна?
— Том Круз в Лондоне купил мою ванну. Она достаточно просторная (в ней спокойно может поместиться два человека), но при этом очень элегантная. В ванне есть подставка для шампанского, пепельница, ваза для цветов и даже… будильник, если вы замечтаетесь и заснете. Это не просто ванна — настоящий предмет роскоши! У Мадонны же несколько моих статуэток. Кстати, работы покупают не только частные лица. Часто их приобретают музеи, отели класса люкс… Бывает, я останавливаюсь в фешенебельной гостинице и вдруг встречаю в ней… свою разработку. Так было однажды в Нью-Йорке, потом — Лондоне, а совсем недавно — в Москве.
— Говорят, для того чтобы стать знаменитым, вам понадобилось всего четыре года. Откройте секрет своего успеха.
— Я просто очень работоспособный. Никакой мистики! Обычно просыпаюсь в семь утра и тружусь без остановки. При этом получаю от работы огромное удовольствие. Наверное, в этом и есть весь фокус (улыбается).
— Вы продаете только готовые изделия, или вам делают заказы?
— Раньше я действительно брал много частных заказов. Как-то клиент попросил меня создать пятнадцатиметровый стол… на четырех ножках. Пришлось делать массу расчетов, потом искать изготовителя и когда, наконец, стол уже был готов, организовывать его транспортировку. Времени на телефонные переговоры с различными организациями понадобилось больше, чем на саму работу. Но найти перевозчика для монолитного стола так и не удалось. В результате его пришлось разрезать на кусочки, как торт, и… раздарить коллегам. С тех пор длинными столами и другими подобными заказами я не занимаюсь (смеется).
— Правда, что ваша карьера началась с дизайна игрушек?
— Да, это так. В 90-е годы в Азии наблюдалось повальное увлечение состоятельных людей собирательством игрушек. И сегодня в восточных странах мои пластиковые игрушки весьма популярны. Бывая там, иногда покупаю их и радуюсь, как ребенок. Однако с тех пор как я создавал игрушки, мои дизайнерские интересы менялись не раз. Я придумывал неординарную мебель, посуду, светильники, сантехнику, моделировал обувь и одежду… У многих в голове не укладывалось, что дизайнер всех этих разнородных предметов — один и тот же человек. То есть я (смеется). Некоторые не понимают, как можно так часто менять объект дизайна, да и зачем, собственно? Но для меня ни границ, ни правил не существует. Я делаю то, что нравится прежде всего лично мне — и это всегда пользуется спросом.
— Наверное, ваш дом напоминает музей современного искусства?
— Отнюдь. Никакого особого дизайна в моей лондонской квартире нет. И если вы попадете в мое жилище, вам и в голову не придет, что в нем обитает дизайнер (улыбается). Все вещи, по моему мнению, должны быть в первую очередь функциональны: кресло — для того, чтобы в нем сидели, а светильник — чтобы светить. Никакого минимализма — в нем нет души! Мебель у меня старая, такую можно встретить в деревенских домах. Самые интересные предметы — стул, видимо, принадлежавший когда-то вождю одного из африканских племен. В Сенегале я выменял его у местного жителя на свою футболку. Мне нравятся такого рода необычные предметы — если бы они умели говорить, наверняка поведали бы невероятно интересные истории из своей жизни. Кстати, мои фарфоровые композиции, если вы всмотритесь в них повнимательнее, «расскажут» вам немало занимательного.
Вообще же работа с компанией Lladro — очень интересный период в моей жизни. Впервые посетив Город фарфора в испанской Валенсии, я подумал, что оказался в сказке. А когда попал на производство, был просто потрясен: мастера в белых одеждах работают с белоснежным фарфором и создают шедевры по традиционным технологиям, которым много лет, и при этом все в наушниках слушают музыку по новейшим плеерам. Такое вот сочетание классики и модерна, собственно, и вдохновило меня на новые идеи. Так началось мое сотрудничество со знаменитой компанией, в которой я сейчас являюсь творческим консультантом, — генерирую и предлагаю новые идеи. Иногда сравниваю себя с Марко Поло — мне тоже постоянно приходится делать какие-то открытия (улыбается).
— Вы живете в Лондоне, а работаете… в Испании. Как вы это совмещаете?
— Раз в месяц обязательно приезжаю в Валенсию, общаюсь с коллегами. А в остальное время для общения есть интернет. Сейчас вполне реально жить в одной стране и сотрудничать с известными брендами в разных странах одновременно.
— Скажите, вы миллионер?
— Неожиданный вопрос. Думаю, да. Но, поверьте, у меня никогда не было цели стать сверхбогатым человеком. Деньги меня особо никогда не волновали. Гораздо важнее весело и интересно прожить жизнь. Я же, не забывайте, испанец. А все без исключения испанцы наслаждаются каждым мигом жизни. Я, например, люблю путешествовать, проводить время в ресторанах, где вкусно готовят. Хотя для этого, разумеется, нужны средства.
— Какое у вас хобби?
— Мне нравится готовить. Особенно ризотто. Блюда из риса любят практически во всех странах, но в каждой готовят по-своему. В Японии рис используют для приготовления суши, в Испании — для паэльи, в Китае трапеза без риса вообще практически невозможна. Мне нравится экспериментировать, придумывать что-то новое. В юности, когда я учился в университете дизайна, у меня даже кличка была — «поваренок». Родители мои владели небольшой кофейней в Испании, и я часто помогал им. Еще одно мое хобби — виноделие. Уже в этом году, думаю, бутылок триста будет готово к употреблению. Но я не собираюсь продавать вино — лучше разопью его с друзьями (смеется).
— Вам понравился Киев?
— Очень! Особенно красив ваш город вечером. Это просто сказка!
Фоторепортаж с презентации коллекции фарфора Lladro смотрите в цветном еженедельнике «СОБЫТИЯ И ЛЮДИ» («ФАКТЫ» по понедельникам) 1 декабря.
«ФАКТЫ» благодарят за помощь в организации интервью владельцев киевского бутика «Lladro» и салона «Дон Кихот» Светлану и Дарью Егоровых, обладательниц одной их самых крупных в мире коллекций знаменитого испанского фарфора.