Украина

«если курсообразование станет действительно свободным, к концу года доллар будет стоить не менее 8 гривен»

0:00 — 2 декабря 2008 eye 272

По мнению экспертов, до 2011 года количество украинских банков сократится на треть

Начало новой недели не ознаменовалось существенными изменениями на валютном рынке. Национальная валюта по-прежнему продолжает дешеветь относительно доллара. Правда, Нацбанк так и не выполнил свою угрозу формировать официальный курс гривни по результатам межбанковских торгов. Несмотря на то что в пятницу на рынке курс достигал 7,5-7,6 гривни за доллар, официальный курс в понедельник составил всего 6,8777 гривни за доллар. Этот курс приблизительно на 13,5 копейки выше, чем пятничный.

Также не было воплощено в жизни другое решение Национального банка — о снятии ограничений на наличный курс доллара. Напомним, что в борьбе за стабилизацию валютных курсов Национальный банк принял в ноябре постановление, которым запретил банкам устанавливать курс продажи доллара, более чем на 1,5 процента превышающий официальный. Главными последствиями этой борьбы со спекуляцией стало полное исчезновение валюты из обменных пунктов и введение банками комиссионных на ее продажу.

В ноябре граждане Украины приобрели на 2 миллиарда долларов больше, чем продали

Отчаявшись заставить банки продавать валюту по курсу, близкому к официальному, Нацбанк решил признать свою неправоту и отменить решение об ограничении курса. Все-таки лучше дорогая валюта по рыночному курсу, чем никакой. На прошлой неделе было объявлено о том, что соответствующее решение принято правлением НБУ. Одновременно, по словам заместителя председателя Национального банка Александра Савченко, НБУ порекомендовал банкам отказаться от комиссионных на обмен валюты.

Однако ни на прошлой неделе, ни в понедельник данное решение не было введено в действие. Банки по-прежнему продолжают устанавливать курс продажи, который на 1,5 процента вы-

ше официального. Вчера, например, большинство бан-

ков продавало доллары по 6,98 гривни. Естественно, при этом сохраняются все правила, действующие сейчас на рынке: обменные пункты работают только на скупку валюты, а чтобы купить доллары в банке, нужно платить комиссионные — до 20 процентов от суммы сделки (»своим» клиентам, которым валюта нужна для погашения кредита, некоторые банки делают скидки).

Покупку доллара обменные пункты вчера производили по 6,90-6,97 гривни за доллар.

Официальный курс евро за выходные вырос менее чем на 6 копеек — с 8,6969 до 8,7532 гривни за евро. Наличный тоже подрос. Курс продажи вчера составлял

8,88 гривни за евро, а покупки колебался в пределах 8,70-8,83 гривни за евро.

Тем временем население продолжает на волне кризисного ажиотажа активно скупать валюту. В ноябре граждане Украины приобрели на

2 миллиарда долларов больше, чем продали. Где, в условиях практически полного отсутствия валюты в обменных пунктах, гражданам удалось раздобыть такое огромное количество долларов — загадка, наверное, и для самих граждан. В октябре они при-обретали валюту не столь активно: покупка, по данным первого заместителя председателя НБУ Анатолия Шаповалова, превысила продажу всего на 938,2 миллиона долларов. А в течение первых девяти предкризисных месяцев года (с января по сентябрь) население приобрело на 2,7 миллиарда долларов больше, чем продало (в среднем это около 300 миллионов долларов в месяц).

О том, каковы перспективы валютного рынка Украины и как будет развиваться в дальнейшем банковский сектор страны, «ФАКТЫ» спросили банковского эксперта Андрея Онистрата.

 — Насколько оправданно решение Нацбанка определять официальный курс гривни по результатам межбанковских торгов? Приведет это к тому, что наконец найдется некий равновесный курс гривни или она, наоборот, будет неконтролируемо падать?

 — С точки зрения Нацбанка, отказ от полного и всестороннего контроля над курсом гривни, безусловно, оправдан. Ситуация такова, что НБУ просто не может удержать курс национальной валюты. Его ресурсы не безграничны, да и сохранение стабильности гривни любой ценой едва ли можно считать приоритетом в деятельности регулятора.

К тому же отчасти отказ от управления курсом в «ручном» режиме помогает избежать ответственности. Когда курс определяется рынком, Нацбанку в этом процессе отводится роль наблюдателя с правом вмешиваться в ситуацию в случае необходимости.

В результате такого решения валютный рынок в Украине будет либерализован со всеми вытекающими из этого преимуществами и недостатками. Колебания курса значительно увеличатся, рынок насытят спекулянты, а о стабильной гривне, по крайней мере такой, какой мы ее привыкли видеть последние годы, придется позабыть.

 — Каким может оказаться курс доллара к концу года?

 — Если курсообразование будет действительно свободным, к концу года курс составит не менее 8 гривен за доллар.

«Менять на доллары стоит лишь те сбережения, которые вы не намерены тратить в ближайшее время»

 — Как могут повести себя курсы основных валют в будущем году?

 — Полагаю, пикового значения укрепляющийся во всем мире доллар еще не достиг. В ближайшее время тенденции к подорожанию американской валюты сохранятся. На фоне этих процессов евро будет дешеветь относительно основных мировых валют.

 — Многие люди сегодня стараются спасти свои сбережения, изымая их из банков и переводя в доллары. Эффективен ли такой путь? Как вообще сегодня поступать со свободными деньгами, чтобы минимизировать потери?

 — С точки зрения сохранности сбережений, «выход из гривни» и конвертирование накоплений в иностранную валюту — верное решение. Думаю, не ошибусь, предположив, что все, кто сейчас с высоких трибун уверяет граждан в светлом будущем, уже не держат сбережения в гривнях. Национальная валюта обречена на девальвацию даже при оптимистическом сценарии развития событий.

В существующей ситуации стремление населения обменять свободные гривни на доллары только усугубляет и без того слабые позиции гривни, поскольку увеличивает спрос на иностранную валюту. Но я не считаю постыдным желание каждого человека сохранить свои сбережения. А потому не стану отговаривать людей «выходить из гривни». С единственной оговоркой: менять стоит лишь те сбережения, которые вы не намерены тратить в ближайшее время. Покупать 100 долларов для того, чтобы спустя неделю обменять их на гривни, не имеет никакого экономического смысла. В этом случае вы только потеряете.

 — Почему банки вводят комиссионные на продажу валюты? И почему такие большие (до 20 процентов)? Это действительно экономически необходимо или просто способ извлечь дополнительный доход из паники среди населения?

 — Введение комиссионных стало ответом коммерческих банков на ограничение, установленное Нацбанком на предельную стоимость продажи валюты. Это отчасти было обусловлено необходимостью привести в соответствие конечную цену продажи валюты к ее реальной стоимости для банка. Но все же главная причина такой меры — намерение заработать. Поэтому размер комиссии в отдельных финучреждениях достиг неоправданно высоких размеров.

 — В СМИ сообщается, что Нацбанк намерен оказывать помощь 17 крупнейшим банкам, а остальные должны будут позаботиться о себе сами. Смогут ли небольшие банки справиться со своими проблемами? И, главное, какова будет судьба их клиентов (предприятий, которые обслуживаются через эти банки, людей, получающих через них зарплату, вкладчиков, заемщиков и так далее)?

 — Как это ни парадоксально, в текущей ситуации небольшие банки оказываются в более выигрышном положении. Спад в экономике неизбежно приводит к тому, что часть заемщиков не может выполнять свои обязательства перед банками. Число таких в последнее время растет.

В этой ситуации в худшем положении окажутся крупные банки, где консолидированы огромные кредитные портфели. В то же время небольшие финучреждения, особенно те, которые сосредоточены на обслуживании родственных структур, имеют гораздо больше возможностей сохранить бизнес путем грамотного перераспределения ресурсов.

Намерение НБУ ограничить перечень банков, которые могут получить помощь, полагаю, вполне оправданно. Ресурсов НБУ не хватит на поддержку всех и в неограниченном объеме. В связи с этим целесообразно сфокусировать свое внимание на наиболее значимой для всей экономики части финучреждений. В этих 17 банках сосредоточено почти 70 процентов кредитных портфелей всех украинских банков и более 70 процентов депозитов физических лиц.

Что до судьбы остальных банков, то она неутешительна. По моим оценкам, к концу 2010 года количество украинских банков сократится на треть. Часть из них будет поглощена другими финучреждениями и инвесторами, часть, наверное, будет ликвидирована.

Однако вкладчикам особенно волноваться не стоит. Вероятность полной потери их средств невелика. Также невелики и шансы заемщиков уйти от обязательств по кредитам, взятым в таких банках. Ведь при продаже банка к покупателю переходят не только основные фонды, но также все его пассивы и активы. То есть обязательства банка по вкладам и кредитам не аннулируются, а передаются инвестору.

 — Когда, по вашему мнению, банковская система сможет стабилизироваться и возобновить кредитование?

 — К сожалению, вынужден признать, что ответа на этот вопрос я не знаю. Хотелось бы верить, что банковская система восстановится к весне. Но если оценивать ситуацию реалистично, вероятность такого исхода крайне невелика.