Финансовые учреждения обратились к правительству с просьбой облегчить процедуру изъятия заложенных квартир, машин и прочего имущества с последующей его продажей
Вчера «ФАКТЫ» рассказывали о проблемах, с которыми столкнулись тысячи жителей Украины, взявшие ранее в банке ипотечный кредит, а теперь оказавшиеся не в состоянии его выплачивать. Сегодня мы вынуждены продолжить тему, так как неразбериха вокруг банковских кредитов нарастает. Банкиры, поднявшие процентные ставки по многим выданным кредитам, добиваются разрешения изымать квартиры неплательщиков без суда. В то же время Нацбанк обвинил банкиров в незаконных действиях.
На днях банкиры обратились к правительству с просьбой облегчить процедуру изъятия у должников заложенных квартир, машин и прочего имущества с последующей его продажей. Дело в том, что сейчас банки вынуждены привлекать к этой процедуре суды, Государственную исполнительную службу и Укрспецюст. Однако бюрократические проволочки зачастую затягивают процесс изъятия имущества на месяцы и годы. А ведь деньги банкам нужны сейчас! Поэтому они ищут новые механизмы воздействия на должников.
На встрече представителей крупнейших банков с руководством Министерства юстиции и МВД, а также Государственной таможенной службы Украины именно такие механизмы и обсуждались. Требование банкиров сводилось к одному: предоставить банкам право забирать и продавать залоговое имущество без привлечения Государственной исполнительной службы и Укрспецюста. Конкретных решений принято не было, так как уж больно непопулярную меру предлагают финансисты. Тем не менее была создана совместная рабочая группа, которая должна найти компромиссное решение, удовлетворяющее как банки, так и правительство.
За комментариями относительно возможности изъятия и продажи заложенного имущества должников «ФАКТЫ» обратились к участнику упомянутой встречи, министру юстиции Украины Николаю Онищуку.
- Как вы относитесь к тому, что в условиях финансовой нестабильности многие украинские банки стараются повышать процентные ставки по взятым ранее кредитам?
- Считаю, что банки не должны иметь право в одностороннем порядке повышать процентные ставки. Ведь в таком случае теряются такие важные в отношении между банками и клиентами качества, как доверие, стабильность и правовая определенность.
- Николай Васильевич, что делать людям, которые взяли кредит на покупку квартиры, но сейчас оказались в трудном положении?
- Договариваться! Подписывать с банком соответствующее соглашение об урегулировании спора и совместными усилиями стараться найти выход из ситуации. Это может быть, к примеру, заключение договора аренды либо лизинга квартиры, которая передается в собственность банка. Следует также учитывать, что трудности с ипотечными платежами могут носить временный характер. Уверен, банки будут более гибко подходить к этой проблеме и обращаться в суд только в крайнем случае. Если есть хоть малейший шанс, что заемщик будет платить деньги, даже, может, не столь постоянно, ему следует предоставлять такую возможность.
Однако в нынешних условиях возможны и другие случаи. К примеру, некоторые заемщики, воспользовавшись финансовым кризисом, сознательно не платят деньги, даже имея для этого возможности. О платежеспособности должника может свидетельствовать, например, наличие у членов семьи или самого заемщика дорогой машины, земельных участков Поэтому единого подхода к неплательщикам быть не должно.
- Будут ли отбирать имущество у неплательщиков?
- Отечественное законодательство предусматривает только судебные процедуры обращений взыскания на залоговое имущество. На днях мы обсуждали с банкирами возможность применения правовых инструментов для погашения просроченных кредитов. В нашем гражданском законодательстве, в том числе в Законе «Об ипотеке», нет института гражданской конфискации.
Внесудебная процедура может быть применена только через договор о внесудебном урегулировании возникшего спора между банком и клиентом.
- А как быть в том случае, если во взятой в кредит квартире прописаны несовершеннолетние дети?
- Украинское законодательство содержит положения, гарантирующие право несовершеннолетних детей на жилую площадь. И в случае судебного разбирательства суд будет это учитывать.
- Как банкиры, с которыми вы проводили переговоры, относятся к вашей позиции?
- Они не в восторге. У банкиров несколько иной взгляд на то, как повлиять на задолжавших заемщиков. Им бы хотелось, чтобы Минюст признал возможность во внесудебном порядке обращать взыскания на имущество заемщика. Но согласно закону данная процедура может быть применена только как следствие заключения договора между банком и заемщиком об урегулировании долга. А всякое урегулирование, как известно, это добровольное соглашение двух сторон.
Мы обратили внимание банкиров на то, что данный договор является правоустанавливающим документом для того, чтобы БТИ, центры земельного кадастра, МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел, который ставит на учет автотранспорт. — Авт. ) могли зарегистрировать собственность на банк.
- Знаю, что в России действуют нормы закона, запрещающие злостным должникам выезжать за рубеж. Речь идет не только о тех людях, которые задолжали банкам, но и о тех, кто не спешит оплачивать даже коммунальные услуги. А что об этом говорит украинское законодательство?
- Такая норма есть и у нас. Закон позволяет судам по заявлениям Государственной исполнительной службы, при наличии долговых обязательств, признанных судом, ограничивать выезд за рубеж должников или лиц, уклоняющихся от обязательных платежей. Тем не менее замечу, что решение о запрете принимает только суд! Банк не может напрямую обратиться в пограничные или таможенные службы с требованием отказать должнику в выезде.
Кстати, в этом году Государственная исполнительная служба воспользовалась своим правом и более чем 50 раз использовала этот механизм влияния в отношении злостных неплательщиков алиментов и других лиц, уклоняющихся от своих обязательств согласно решению суда. Но хочу еще раз подчеркнуть: сам факт наличия долга не является основанием для того, чтобы человека не выпустили за границу. Для этого нужно судебное решение о запрете выезда.