Происшествия

«женщина на другом конце провода представилась: «я мать троих детей. Прочитала статью в «фактах» и решила помочь вашей семье — хочу пригласить вас пожить в моей квартире»

0:00 — 17 декабря 2008 eye 344

Узнав из нашей публикации о многодетной семье Криницких — обманутых вкладчиках «Элита-Центра», — народный депутат, пожелавшая остаться неизвестной, отдала им ключи от отдельной трехкомнатной квартиры. Вчера семейство из однокомнатной съемной хрущевки переехало в просторное жилье

Эту белокурую молодую женщину летом 2006 года показывали все украинские телеканалы. Наташа Криницкая участвовала в акциях протеста, которые проводили обманутые вкладчики «Элита-Центра» у стен Киевской городской администрации. Вместе с ней «протестовала» крошечная дочь Аля, которую мама кормила грудью прямо у стен мэрии, шестилетняя старшая дочка Соня и муж Юрий. Супруги не уходили с Крещатика до последнего, ожидая решения городских властей в отношении выброшенных на улицу людей. И по ходу занимались своими делами: кормили детей, читали старшей дочке книжки, сидели на каких-то стульчиках, положив друг на друга головы. Это выглядело одновременно трогательно и страшно. Ведь все понимали: шансы, что у этих детей когда-то появится крыша над головой, крайне малы… (»ФАКТЫ» рассказывали о драматической судьбе этой семьи в декабре 2006-го и октябре 2008 года).

«Квадратный метр в «Элита-Центре» стоил 3025 гривен. Почему не купить?»

Прямо у стен мэрии глава семейства рассказал свою невеселую историю. Юрий — тренер по восточным единоборствам. После женитьбы на Наташе он продал свою однокомнатную квартиру на Лесном массиве и вложил деньги в строящееся жилье «Киевгорстроя». Однокомнатных и двухкомнатных квартир в продаже уже не было, и глава семейства решил взять трехкомнатную. Внес за нее 32 тысячи долларов. Недостающие 17 тысяч долларов занял в банке. Однако, когда дом был сдан и семья заселилась в квартиру, стало ясно: они не рассчитали свои силы. Не помогла даже сдача двух комнат в квартире в аренду (сами они жили в третьей). Жилье пришлось отдать банку.

Банк продал квартиру и после вычета всех долгов отдал Криницким оставшуюся сумму — 61 тысячу долларов. Эти деньги супруги и вложили в жилье «Элита-Центра», реклама которого была на каждом шагу. Этот вариант нашла Наташа. Она была беременна вторым ребенком, сидела дома и занималась поиском жилья.

- Квартиры были большие, а цена квадратного метра — всего 3025 гривен, — вспоминает Наташа.  — Почему не купить? Юра съездил в офис компании, посмотрел все разрешительные документы. Убедившись, что они в порядке, вложил деньги в двухкомнатную квартиру площадью 106 метров и стоимостью 67 тысяч долларов. У нас не хватало шести тысяч долларов, но мы нашли, у кого их занять, и в августе 2005 года внесли всю сумму в кассу «Элита-Центра»…

Шестого февраля 2006 года телеканалы сообщили о том, что счета «Элита-Центра» арестованы, а хозяева фирмы сбежали с деньгами вкладчиков. Наташа вспоминает, что не сошла с ума только потому, что за месяц до этого родила вторую дочку, и понимала: рыдать и сокрушаться бесполезно, надо выживать.

- Юра очень тяжело воспринял известие о крахе «Элита-Центра», — говорит Наташа.  — Он старше меня. Я привыкла, что из любой ситуации муж умел находить выход, всегда хранил самообладание. Но когда увидела, что такой взрослый, крепкий, здоровый мужчина обхватил голову руками и плачет, это потрясло меня даже больше, чем новость о наших потерянных деньгах. Если такой волевой человек, как мой муж, не смог сдержать слез, значит, действительно случилось что-то страшное.

В середине декабря 2006 года корреспондент «ФАКТОВ» впервые попала домой к Криницким. В квартире ютились пять человек, в том числе старшая дочь Юрия от первого брака. Съемная 25-метровая хрущевка хоть и была чистенькой и убранной, все же несла на себе печать бедности. Нагромождение мебели (ведь все домочадцы должны были на чем-то спать и сидеть), пробивавшаяся из-под обоев плесень, туалет с видавшей виды сантехникой… Наташа держалась стоически. Старалась не жаловаться на жизнь. Но в беседе со мной обмолвилась: Юра пошел работать мясником, чтобы заработать на жизнь, только денег все равно не хватает, ведь надо было еще платить за съемное жилье. «Стыдно кому сказать, но я не могу купить даже колготки для Сонечки… » — сказала она.

«Звонок Юлианы меня ошарашил»

Сонечка бегала рядом. Близился Новый 2007 год, и я неосторожно спросила, какие подарки она ждет от родителей под елку. Девочка грустно пояснила, что у родителей подарков не просит, потому что знает: денег у них нет, «их вместе с квартирой украли плохие дяди». «Я вообще-то хочу писающего пупса и самокат. Но Дед Мороз к нам не придет. Он ходит только к тем родителям, у которых есть денежки», — объяснила журналисту Сонечка.

Эта фраза малышки настолько потрясла читателей «ФАКТОВ», что они засыпали девочку подарками. На Новый год Соня сидела в окружении шести кукол, трех кукольных колясок, двух детских самокатов, корзин с фруктами и еще множества других подарков. Получила Соня и подарок от «ФАКТОВ» — самокат и пупса. В ответ девочка нарисовала красками несколько рисунков и подарила «ФАКТАМ». Они несли такой заряд радости и счастья, что главный редактор «ФАКТОВ» повесил их у себя в кабинете. Эти рисунки висят там до сих пор.

После той, первой, статьи в нашей газете я долго не созванивалась с Наташей. А когда позвонила, узнала, что 24 сентября она в третий раз стала мамой.

- Димка получился случайно, — смеялась Наташа.  — Мы принимали все меры предосторожности, но, знаете, и лопата стреляет раз в год. Когда я почувствовала, что у меня будет ребенок, не могла же ему сказать: «Малыш, квартиры нет и не будет, а значит, тебе не жить… » Хотя я знаю, что некоторые инвесторы заставляли своих жен делать аборты. Но мы с мужем решили, что эту жизнь нам послали небеса и мы не имеем права ее прерывать… Димка родился весом три килограмма 500 граммов. Рост 54 сантиметра. Копия папы! В квартире пришлось, конечно, потесниться. Теперь, когда появился еще один ребенок, мы ложились спать так: я с малышом и двухлетней Алинкой на диване внизу, а папа с Соней — наверху, на широком подиуме, установленном на шкаф.

- После выхода в «ФАКТАХ» вашей второй статьи о нашей семье прошло несколько дней, — рассказывает Юрий Криницкий.  — И однажды зазвонил телефон. Женщина на другом конце провода представилась: «Я мать троих детей. Прочитала статью в «ФАКТАХ» и не смогла сдержать слез. Юрий, я хочу помочь вашей семье — пригласить пожить в свою квартиру»…

- Что вы почувствовали в тот момент?

- Что может чувствовать человек, который несколько лет жил в «яме»? Так я называл свою бывшую квартиру. Мы, конечно, были благодарны нашему хозяину, что он не поднимал цену, вошел в наше положение и мы платили всего 400 долларов за однокомнатную хрущевку, но в той пятиэтажке были гнилые от постоянной сырости стены. Грибок там был и до нас.

Дети болели. Как раз за две недели до этого звонка переболел самый маленький. Сердце сжималось, когда малыш кашлял, а я понимал, что не в силах дать собственному ребенку нормальную квартиру, здоровый воздух в ней… И вдруг — звонок… Я был ошарашен! Женщина сказала, что хочет познакомиться с нашей семьей поближе. Потом звонил ее помощник. И я узнал, что моя собеседница — народный депутат.

«Наверное, было просветление на небесах, раз вы появились в нашей жизни»

- Я думала, что, может, в этой статье сгущены краски, — рассказала мне по телефону Юлиана. (Имя изменено. Народный депутат попросила не называть ни ее настоящие имя и фамилию, ни партию, в которой состоит.  — Авт. ) Но, когда увидела, в какой тесноте и в каких условиях живут эти люди, мне стало не по себе. У меня младшему сыну год и четыре месяца. И когда речь заходит о страданиях маленьких детей, я очень болезненно на это реагирую. Если говорить откровенно, я была поражена этой семьей. Стойкостью их духа. Люди понимают, что квартиру, которую обещают построить вкладчикам местные власти, они вряд ли увидят в ближайшее время. Может, даже осознают, что могут вообще ее не увидеть. Но это не испортило атмосферу в семье. Они нормально живут. Детки ухоженные, накормленные, воспитанные. Подумала, что очень многим чиновникам, от которых зависит решение вопроса «Элита-Центра», должно быть стыдно за свое бездействие…

- Когда мы прощались с Юлианой на пороге нашей квартиры, я сказал ей: «Наверное, было просветление на небесах, раз вы появились в нашей жизни», — говорит Юрий.  — Она ответила: «Да, чтобы вы не сомневались: Бог есть». Юлиана сказала, что поселит нас в трехкомнатную квартиру ее мамы. У мамы есть где жить. И мы можем жить там до тех пор, пока вкладчикам «Элита-Центра» не построят обещанные дома. Моя жена Наташа сказала Юлиане: «Ведь это может затянуться!» Юлиана ответила: «Пусть это вас не беспокоит». Она дала нам ключ от квартиры, сказала адрес. Это была квартира тоже на Лесном массиве, неподалеку от нашей. Соню даже не пришлось переводить в другую школу!

Трехкомнатная просторная квартира на седьмом этаже 9-этажного дома показалась Криницким хоромами. Здесь было все необходимое для жизни: мебель, телевизор, стиральная машина, микроволновая печь.

… Мы приехали к Криницким в день новоселья. Так совпало, что за два дня до этого старшая дочка от первого брака (девушка жила с папой и его семьей в однокомнатной съемной хрущевке, а потом ушла к мужу) родила 45-летнему Юрию внучку. А в день новоселья праздновали еще и день рождения Сонечки — восемь лет. В предвкушении праздника Соня и ее двухлетняя сестра Алина бегали по комнатам. Двухмесячный братик Дима на руках у мамы наблюдал за праздничной кутерьмой.

- Соня, тебе нравится на новом месте? — спрашиваю девочку.

- Да! Особенно мне нравится большой балкон, по которому можно бегать с Алинкой, много шкафов, где можно прятаться, и обои в цветочек в нашей детской!

Девочка, которая раньше страдала от того, что негде приготовить уроки (к школе Соня готовилась на кухне), теперь сияет: «У меня даже есть где учить уроки!»

- Соня с Алиной здесь прямо ожили, — говорит Наташа.  — Раньше невозможно было смотреть на то, как дети пытались играть в малюсенькой квартире, где мы раньше жили. Они с Алинкой уже здесь полностью обжились. А я вот еще не привыкла. Чувствую себя, как в гостях. Мы очень благодарны Юлиане за то, что она для нас сделала. Но я еще больше стала мечтать о своем доме.

- Я будто заново на свет родился, — говорит Юрий, — будто расправил плечи. Этот переезд придал мне сил и стойкости.

- Юлиана, ваши знакомые не задавали вам вопрос, зачем вы это делаете, — спрашиваю у народного депутата.  — Дескать, поступок благородный, но непрактичный. Ведь сдача квартир — неплохой довесок к зарплате. Даже депутатской. А у вас самой трое детей.

- Я небедный человек, мне есть где жить. Честно говоря, очень грустно, что в любом нормальном человеческом поступке люди видят какой-то подвох. Начинаешь чем-то заниматься, и обычно звучит вопрос: «А что ты с этого будешь иметь?» Да ничего! Спокойную душу, осознание, что смог кому-то помочь на белом свете. Сейчас скажу простую, но вечную истину. Если каждый в этом мире будет делать что-то хорошее, то, наверное, мы сможем его изменить, сделать хоть немного лучше…