Политика

Виктор ющенко: «я — самодостаточный человек, я знаю, чего достиг. Я буду там, где я захочу»

0:00 — 20 декабря 2008 eye 282

Президент Украины в интервью газетам «ФАКТЫ», «Украина молодая» и «День» прокомментировал текущую ситуацию в стране

«Я хочу, чтобы был премьер, способный принимать рациональные решения, большинство которых сейчас людям не понравятся»

- Виктор Андреевич, на днях в Верховной Раде была создана коалиция в составе «НУ-НС», БЮТ и Блока Литвина. Ходят слухи, что вы от нее не в восторге. Тем не менее среди членов той же «Нашей Украины» бытует мнение, что уж лучше такая коалиция, чем ее отсутствие. Вы с ними не согласны?

- Было бы странно, если бы какая-то политическая сила или Президент выступали против дееспособного парламента. Парламент же дееспособен только в том случае, когда в нем есть большинство народных депутатов, которые формально взяли на себя ответственность за экономический, социальный и политический курс. Ведь после изменений в Конституцию, внесенных в 2004 году, ключевые полномочия по формированию правительства и национальной политики в сфере экономики, социальной и гуманитарной жизни принадлежат правительству и парламенту.

Но я убежден, что и для Президента, и для общества очевидным является следующее: парламент не может эффективно выполнять полномочия и функции, которыми был наделен после конституционной реформы. И в этом смысле можно говорить, что конституционная реформа привела к фундаментальному дисбалансу в системе власти в Украине. Но, независимо от этого, Конституция действует, и украинский парламент должен работать! Одним из аспектов его нормальной работы является коалиция.

- Какая?

- Та, которая обеспечит стабильную работу парламента! Результаты последних парламентских выборов показали, что разница между противоборствующими лагерями в два голоса — это разница нестабильная. Она не обеспечивает формирование прогнозируемой политики. Значит, необходимо минимизировать противоречие между лагерями. Я не говорю — создать один идеологический клуб. Нет. Но в вопросах, которые касаются экономики, антикризисных действий, логики конституционного процесса, мы должны искать взаимопонимание. Дальнейшее противоборство, стенка на стенку, кроме краха, ничего не дадут!

Постановка вопроса о коалиции в любом формате поляризирует парламент. Одна сторона, как чумы, боится коалиции между БЮТ и Партией регионов, аргументируя это тем, что подобная коалиция небезопасна для наших европейских интересов. В этом случае они правы: опасный симбиоз. Потому что эти силы — коммунисты, БЮТ и Партия регионов, — как ни странно, и далеки, и очень близки по своим устремлениям.

Теперь я буду говорить от той части фракции «Наша Украина-Народная Самооборона», которая выросла на идеологии «Нашей Украины»: мы не можем поддержать экономический курс, который проводит нынешний премьер-министр. Знаете, я даже и мысли не допускал, что в 2008 году у нас будет ручное управление экономикой!

- Простите, но в 2005 году было то же самое!..

- Вы абсолютно правы… То, что проводится в 2008 году, — это калька 2005 года. 2005-й, 2008-й — это уже не эпизоды, это — убеждения, стиль! Я не осуждаю эти убеждения, не оцениваю, хорошие они или плохие. Просто эти убеждения не мои, я их не могу внедрять. Политика социального популизма — не моя политика. Мы (говорю это из соображений корректности) за год подняли социальные стандарты на 50 процентов. Теперь сидим перед 2009 годом и не знаем, кто же подаст госбюджет? Никто не хочет его обнародовать! Наобещали столько, что национальная экономика не в состоянии обслужить! И сейчас, как только министр финансов Пинзенык представляет проект бюджета правительству, там у всех глаза навыкате, мол, с таким бюджетом страшно же выходить к людям! Давайте лучше вообще его не принимать!

Боязнь признать ошибки говорит не о том, что человек убежден в своем курсе, а о том, что человек не способен меняться! Не способен принимать решения иного плана и маневра. А это опасно! Особенно в ситуации, когда политика формируется не правительством, не командой, не коалицией, а одной личностью.

Между тем политика популизма привела к тому, что у нас впервые за десятилетие сформировался дефицит в два миллиарда в фонде занятости. Это тот фонд, который первым приходит на выручку оставшемуся без работы человеку. А в Пенсионном фонде дефицит — 30 миллиардов! Это результат сладких речей. Сладких, но безответственных. Поэтому текущий экономический курс нам надо менять, он ведет нас к позорному тупику.

Нам надо найти способ вмешиваться в эту политику, обрезать популизм, обрезать левые методы, к которым тяготеет нынешняя команда. Нам надо честными быть перед нацией, перед проблемами!..

В парламенте же для прагматичной политики наиболее удачным было бы большинство в составе БЮТ, Партии регионов, «Нашей Украины», Блока Литвина. Большинство, способное 350 голосами принять бюджет, поменять правила формирования экономического курса страны. Речь не идет о еще одном «антикризисном» пакете. Ведь этот кризис — не чей-то кризис. Это кризис, который создан в Украине текущей экономической и социальной политикой. Поэтому не надо, знаете, тень бросать на некий мировой кризис — как «облако в штанах». Надо заниматься своими вопросами. Это проблема парламентских политических сил.

Моя позиция в этом вопросе базируется на том, что прошел съезд партии «Народный союз «Наша Украина». Съезд определил, почему мы не можем идти снова в коалицию, которую возглавляет премьер-министр Тимошенко. Мы не враги, но мы не можем согласиться с той линией, которую проводит премьер-министр. Потому что это политика безответственности. Я не с премьером не хочу мириться, я не хочу свидетельствовать, что политика безответственности, политика популизма, политика, далекая от изменений, реформ, — это то, что сегодня необходимо Украине. Но в тоже время я понимаю: перегружать сегодня БЮТ рыночными обязательствами невозможно. Они их не возьмут, они их не выполнят, как не выполнили год назад, как не выполнили в 2005 году. У них другой почерк, иная цель: сначала политика, сначала перед зеркалом надо посмотреть, как ты смотришься, а потом говорить об инструментах правительства. А я хотел бы наоборот…

Нам нужен отчаянный премьер, руководитель правительства, который будет думать не о том, как понравиться избирателю сегодня и сейчас, а о том, как обеспечить достойное будущее избирателю. Я хочу, чтобы был премьер, который может отвечать за правильные, рациональные решения! За те решения, большинство которых сейчас людям не понравятся…

- Виктор Андреевич, но коалиция создана, и премьер остается тот же. Причем коалиция создана при участии части «Нашей Украины»…

- Хорошо, что вы напомнили об этом… Скорее всего, на той неделе мы проведем второй этап съезда, и я убежден, что съезд выскажется, как отнестись к тем людям, которые поддержали коалицию вопреки решению съезда, и как этих людей исключить из партии и из списка народных депутатов от наших политических сил.

Мы сделаем то, что сделала бы любая политическая сила. Потому что есть командное решение: не поддерживать политику такого рода. И это решение касается каждого рядового члена. В том числе и депутата.

Что касается парламентской коалиции, то я думаю, что скрытая, подковерная политика по формированию нынешней коалиции аморальна. Мы до сих пор не можем получить протоколы, в которых зафиксировано якобы решение «Нашей Украины» (стать членом коалиции.  — Авт. ). Пошла распродажа должностей… Это мне напоминает водевиль о той политической коррупции, которая пришла в парламент в 1996 году с приходом некоторых днепропетровских депутатов.

Сегодня же фактом стало то, что так называемая коалиция — результат политической коррупции! Мы вернулись к тому, от чего убегали. Полтора года назад мы обвиняли коалицию, созданную Морозом, в коррупции. А сейчас говорим: «коалиция» возникшая сегодня, построена по той же модели.

Второе, не менее важное: рабочая коалиция — это 226. Мы можем сегодня полемизировать по поводу формальной части и содержательной части. Но Конституционный суд четко сказал по поводу «коалиции большинства»: одним из ключевых признаков де-юре сформированной коалиции является ее большинство. То есть, иными словами, если нет 226 депутатов, то это не есть «рабочая коалиция». Все понимают, что эта коалиция может работать только в случае, если неотъемлемым ее членом будет Коммунистическая партия… Не Украины. Речь о таком типе коалиции? Это еще более позорно.

Но вопрос сегодня даже не в идеологии, вопрос в том, что мы сегодня забавляемся с фактом, когда де-юре коалиции нет. И, очевидно, целью этой бурной деятельности было только одно: спасти кресло! Хотя сегодня никто не ставит вопрос об угрозе креслу, сейчас другие акценты: способны ли мы объединиться и стабилизировать экономическую, социальную ситуацию в Украине? Ответ на этот вопрос нынешняя коалиция, безусловно, не дает.

Поэтому… Я всегда буду приветствовать коалицию. Это моя обязанность как Президента, меня к этому обязывает кресло, в котором я сижу. Но хотел бы уже просто как гражданин Украины сказать: я не советовал бы никому в третьем тысячелетии обращаться к услугам коммунистической идеологии. Это позор.

«Наилучшее поведение для нации в условиях кризиса — действовать, а не искать виновных»

- Не кажется ли вам вероятным такой сценарий развития ситуации: измученное политическими дрязгами и экономическими проблемами общество может вынести из кабинетов не только кресло с премьером, но и другими высокопоставленными чиновниками? Как с этой угрозой быть?

- Я скажу откровенно: очень хотелось бы, чтобы общество сегодня слышало правдивую оценку стоящих перед нами проблем. Если их прятать, замалчивать, то мы их никогда не решим. На мой взгляд, наилучшим выходом из сложившейся ситуации было бы следующее: сегодня не надо трясти, реконструировать, идеализировать парламент. Он таков, каков он есть! Но он, как институт власти, обязан сделать минимальное — обеспечить правительство, нацию законами, позволяющими пройти кризис. Ведь 80 процентов «Украины без кризиса» — это инструментарий правительства. Не парламента — правительства.

Как за одну секунду показать нации пример, что нам надо реформироваться? Вот! Самый страшный вопрос для правительства — коммунальные тарифы! Поднять их — это ведь растоптать себя в глазах избирателя. Поэтому правительство и не поднимает вопрос о тарифах на газ, хотя у нас тарифы ниже, нежели в России, у которой мы этот газ покупаем. Потому что свой в объемах, необходимых для потребителей, не добываем. Все, что газовый комплекс наш добывает, потребляется различными компаниями по льготной цене, которая не компенсирует его себестоимость.

Еще о тарифах: если взять энергетический баланс, то в Укарине одна треть электроэнергии потребляется богатыми людьми, которые составляют 12 процентов всех потребителей. Они берут себе третью часть электроэнергии. Бюджет компенсирует богатым льготную цену, из расчета на год, три с половиной миллиарда гривен.

Но мы не спрашиваем у премьер-министра, почему она персонально получила электроэнергию по льготному тарифу? Почему Президент получает льготную электроэнергию? Почему льготы получают миллионеры, миллиардеры, депутаты, министры, миллионы людей, которые могут сегодня сказать, что «мы в состоянии заплатить за газ, электроэнергию по ее себестоимости. Ведь мы забираем средства, которые нужны — критически нужны! — другой части общества… »

Я веду это к тому, что у нас должен быть премьер-министр, который способен к изменениям. Поэтому сейчас я солидарен с другой частью общества. В этом механизм справедливости, а не в том, что цена одна и та же — льготная — и для бедного, и для богатого человека. Это НЕ справедливость. Это пример безалаберности в нашей политике! Мы не можем найти 60 миллионов гривен на финансирование украинских книжек, но три с половиной миллиарда мы легко выбрасываем на одну электроэнергию!

Я не могу заставить правительство говорить об этих вещах. Я не могу заставить другую ветвь независимой власти самоуправления говорить об этих вещах! Я не могу заставить МЖК занимать профессиональную позицию в этих вопросах.

Но я убежден, что сейчас не надо, знаете, в сторону правительства или парламента, или местной власти формировать какое-то пренебрежение или формировать настроения какого-то особенного характера. Нам сегодня надо ясно понять: наилучшее поведение для нации, для всех в условиях кризиса — действовать! Не искать виновных, не бороться друг с другом, не заниматься выборами, перевыборами!.. Знаете, когда пожар и хата горит, то ты ж не разбираешь, какого цвета ведро тебе подают с водой: красное, оранжевое или голубое. Ты берешь воду из этого ведра и гасишь огонь.

И приблизительно такая аналогия, мне кажется, должна быть применена сегодня при оценке отношения к власти. Мне импонирует, и я об этом уже несколько раз говорил, что в Китае иероглиф, который изображает кризис, состоит из двух частей: одна часть — это крах, а другая часть — это надежда. Это шанс! Без новой политики мы из кризиса не выйдем. Вопрос в другом: если эта новая политика радикально быстро не будет представлена, мы просто потратим больше времени. Но все равно придет то правительство, та команда, которая скажет: «Мы готовы взять ответственность и предпринять НЕпопулярные вещи!»

- Виктор Андреевич, на следующий день после избрания Владимира Михайловича Литвина глава правительства обратилась с телеобращением к народу, где среди прочего отметила, что источником всего того, что происходило на протяжении месяца в Верховной Раде Украины, есть «пустопорожняя борьба за второй президентский срок». На днях лидер Партии регионов заявил о том, что он будет принимать участие в грядущей президентской кампании. Вы осознаете, какой жестокий реванш может произойти, собственно говоря, в 2009 году?

- Я отвечу очень спокойно: это не моя проблема… Это ваша проблема! Тех журналистов, которые имеют честь представлять сегодня украинскую журналистику, и тех 46 миллионов людей: с какой властью вы хотите жить?..

- А что касается вашего участия?..

- Это не моя трагедия — это выбор, который, в том числе, сделал и я. Знаете, я свою жизнь прожил так, как я хотел: достойно! И был убежден, что лучшим подарком для этой нации, если мы говорим о ее перспективе, является режим демократии. Ничто, кроме демократии, не сделает нам лучшего выбора на будущее! Ничто!

Мы говорим о том, кто будет президентом… Я — самодостаточный человек, я знаю, чего я достиг… Я буду там, где я захочу!

- Обдумывали ли вы этот вопрос?

- Я его обдумываю… Чтобы делать такие заявления… Сейчас не об этом надо говорить.

P. S. Продолжение интервью Президента Украины, в котором он рассказывает о том, что сейчас происходит в банковском секторе и на валютном рынке, читайте в еженедельнике «СОБЫТИЯ» (»ФАКТЫ» по понедельникам), который поступит в продажу 22 декабря.