Редакционный автомобиль «ФАКТОВ» задействовали в испытаниях первой в Украине многоярусной автостоянки, где парковкой занимаются роботы
Количество зарегистрированных в столице автомобилей уже давно перевалило за миллион. Возле многоэтажек скоро не останется свободного места ни на тротуарах, ни на газонах.
«Подъехав к своему дому, мне приходится по полчаса ждать, пока освободится местечко, куда бы можно было приткнуть машину, — сетует Николай Клещевников, начальник конструкторского бюро Института парковочных систем. — Чтобы решить проблему автостоянок, мы создали первый в Украине многоярусный автоматизированный паркинг. Сейчас проводим его испытания.
Корреспонденты «ФАКТОВ» приехали в Институт парковочных систем в разгар испытаний робопаркинга. На Западе подобные комплексы уже существуют, но наш является оригинальной разработкой.
- Если вы не против, то можем задействовать в испытаниях «Жигули», на которых вы приехали, — предложил нам начальник конструкторского бюро Николай Клещевников. — Так вам будет проще понять, как организована работа робопаркинга.
Водитель приложил к аппарату электронную карточку, чтобы автоматика зафиксировала автомобиль и приняла решение, пускать ли его на паркинг, и подал машину на платформу. Затем, опять же воспользовавшись карточкой, вышел на улицу. Робот тем временем нашел свободное место, включил подъемник, и тот доставил машину на одну из площадок второго яруса. Функция оператора при этом — следить, чтобы все делалось как положено, а при необходимости вмешаться в ситуацию и принять управление на себя.
- Этот робопаркинг относительно небольшой — на пяти ярусах предусмотрены места для 29 авто, — продолжает главный конструктор. — В каждом конкретном случае будет выбран свой вариант. Скажем, для небольшого офиса хватит автоматизированной парковки и на 20 авто, а для многоэтажки — на одну-две сотни. Причем не обязательно строить такой объект на поверхности — можно под землей, хотя обойдется это дороже. Подчеркну, что автором создания отечественных робопаркингов является генеральный конструктор нашего института Владимир Татаренко.
- Важно, что государство приняло норму, согласно которой в строящихся домах на каждую квартиру должно быть предусмотрено не менее одного места для парковки автомобиля, — вступает в разговор генеральный директор Института парковочных систем Николай Ненько. — Приносят, к примеру, архитекторы в мэрию согласовывать проект дома и их, кроме прочего, спрашивают: как решен вопрос с парковкой?
Возле уже существующих многоэтажек можно возвести многоярусные паркинги (скажем, возле глухой боковой стены дома), и освободятся от машин детская площадка (даже на них уже стали ставить авто), газоны, тротуары.
Еще одно преимущество робопаркингов в том, что угонщикам гораздо сложнее увести отсюда автомобиль, чем с обычной стоянки.
Даже на маленьком пятачке с помощью технологий киевского «Метростроя» можно обустроить подземную парковку машин на двадцать. Делается это так: метростроевцы устанавливают под землей «трубу» из железобетонных тюбингов диаметром девять или двенадцать метров. В таких же «трубах» монтируют эскалаторы. Только в метро они стоят наклонно, а в паркинге — строго вертикально. Для центра города это вполне приемлемый вариант.
Знаете, сколько места в Киеве занимают гаражные кооперативы? До 20 процентов площади города! К тому же выглядят они, как правило, неэстетично. Мы предлагаем сделать их многоярусными. Первый такой проект планируется осуществить в одном из гаражных кооперативов на Оболони. Имеющиеся там гаражи останутся на своих местах, между ними будут установлены опоры для верхних ярусов. Объект затем обошьем стеклом, и он приобретет привлекательный вид. Работы могут быть выполнены за пять-шесть месяцев.
Планируется создание и ряда очень больших так называемых перехватывающих автоматизированных паркингов. На днях столичная мэрия заявила о плане их создания в течение ближайших трех лет — возле станций второй очереди метро на Теремки.
Три таких паркинга смогут одновременно вместить до четырех тысяч машин. Люди, оставив авто в паркинге, дальше будут добираться на метро. Ожидается, что благодаря этому поток транспорта, въезжающего в город с южных окраин, сократится как минимум на 25 процентов.