28 декабря исполнится 100 лет со дня рождения нашего земляка — известного скульптора Евгения Вучетича, автора знаменитых памятников советским воинам в Берлине, Волгограде, Киеве
Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С высоты теперешнего плюрализма к его творчеству можно относиться по-разному. Хотя еще в советское время многие люди были вовсе не в восторге от слишком уж возвышающейся в Киеве над Днепром его стальной Родины-матери. Даже «уродиной-матерью» называли, в лучшем случае «Аллой Борисовной».
В то же время ни у кого язык не поворачивался позлословить насчет монументов советским воинам в берлинском Трептов-парке, на Мамаевом кургане в Волгограде, памятников героям-полководцам Ватутину, Черняховскому, автором которых был тот же Вучетич. Причины творческой противоречивости художника зачастую проистекают из обстоятельств эпохи, в которой он жил, и его собственной судьбы.
1.
О Вучетиче писали нечасто. И то в основном в связи с очередным объявившимся прототипом скульптуры воина, спасшего немецкую девочку. Слава Богу, непризнанных героев у нас было много. В последнее время в провинциальной периодике появились интервью дочери художника Аэлиты Стаховской, поведавшей некоторые любопытные подробности личной жизни своего отца.
Оказывается, у скульптора было пять детей, причем трое родились вне брака, в том числе и Аэлита. Но, в отличие от некоторых алиментщиков, Евгений Викторович не бегал от детей, всем помогал. А ей, когда создавал монумент на Мамаевом кургане, помог в городе Волжском с квартирой.
2.
Весьма романтична история любви матери Аэлиты Евгеньевны Марии Лазаревой и Вучетича. Шестнадцатилетняя студентка кооперативного техникума и 20-летний студент художественного училища учились в Ростове-на-Дону. Познакомились, полюбили друг друга.
Но юная красавица нравилась не только Вучетичу. Ревнивый соперник забрасывал девушку стихами и письмами. Одно из таких посланий Евгений обнаружил в книге у возлюбленной. После скандала они расстались. Молодой скульптор вскоре закончил учебу, женился и уехал в Среднюю Азию. У него родились два сына.
Встретился Евгений с первой любовью через шесть лет в Москве, куда Мария приехала из Днепропетровска на учебу по партийной линии. В столичной газете она прочла объявление о выставке молодых художников, три дня выслеживала. Первая любовь вспыхнула с новой силой. Они встречались в гостиницах. Мария даже позировала Евгению для его скульптуры «Партизанка», посвященной героиням гражданской войны и получившей позже Гран-при на выставке в Париже.
А вскоре Мария поняла, что беременна. Ее муж-летчик второй год воевал в Испании. Чтобы избежать кривотолков и мучительных объяснений, ей пришлось сбежать из Днепропетровска в Майкоп. Там родилась Аэлита. Так звали героиню модного в те годы одноименного научно-фантастического романа Алексея Толстого.
Последний раз Евгений и Мария увиделись в московской гостинице летом сорок первого, когда он уходил на фронт. Весной 1942 года военный корреспондент Вучетич попал в окружение вместе с армией Власова. Но его, тяжело контуженного, успели вывезти на самолете. Целый год Евгений провел в госпиталях. Мария получила сообщение, что он погиб. Однако Вучетич выздоровел и с войсками 3-го Украинского фронта окончил войну в Австрии.
Дочь считает, что отец и мать могли воссоединиться в сорок пятом. Но Вучетич отправился в Берлин возводить монумент воину-освободителю в Трептов-парке. Когда же вернулся, Мария уже была замужем. Уйти от мужа-чекиста не решилась. Хотя они любили друг друга до конца жизни.
3.
Многие годы жизни Аэлита Стаховская потратила на то, чтобы сохранить для потомков некоторые работы Евгения Вучетича и издать книгу об отце. «На родине мужа в Литве в нашей квартире хранились копии скульптур Ленина и Дзержинского, — рассказывает дочь. — Когда Союз распался, я упаковала их в тару от холодильника и привезла в Москву. Продавать не хотела. Думала, поможет пристроить в музеи тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Но он ответил, что работы Вучетича есть в Третьяковке и этого достаточно. В конце концов, скульптуру Дзержинского подарила ФСБ России, где она стоит в кабинете руководителя этой службы. А скульптуру Ильича принял московский музей Ленина».
Со значительно большими трудностями дочь скульптора столкнулась, когда решила издать книгу об отце. И деньги на издание нужны были не очень большие — 70 тысяч рублей. Но, куда бы ни обращалась немолодая уже женщина, спонсоров найти никак не могла. Пообещал решить вопрос олигарх Ходорковский. Вскоре он попал в тюрьму.
Дело сдвинулось с мертвой точки, лишь когда Аэлита Евгеньевна обратилась в Администрацию Президента Леонида Кучмы.
4.
В начале 2000-х годов из Берлина пришла тревожная весть: немцы под предлогом ремонта убирают памятник советскому солдату-освободителю в Трептов-парке! Но к 60-летию Победы бронзовый солдат с мечом в одной руке и девочкой — на другой вернулся на свой пост как новенький. Перед этим 45-тонный колосс высотой 13 метров был разобран на 35 частей, каждую из которых обработали с применением новейших технологий, а затем смонтировали, как и восьмиметровый бетонный цоколь, на специальный крепкий металлический каркас. Немцы не поскупились потратить на реконструкцию мемориала 2,5 миллиона евро из федерального бюджета. А всего правительство ФРГ выделяет на реставрацию памятников советским воинам, находящихся на территории Германии, примерно по миллиону евро в год.
5.
Говорят, что идея создания монумента в Трептов-парке, где похоронены пять тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, принадлежит маршалу Ворошилову, который предлагал изваять величественный памятник Сталину, держащему в руках земной шар. Евгений Вучетич подготовил еще один эскиз, на котором был изображен солдат с немецкой девочкой и автоматом ППШ. Сталин выбрал солдата, но предложил заменить автомат на символический меч, которым воин рубит фашистскую свастику.
6.
За время, прошедшее после войны, обнаружилось чуть ли не более десятка бывших фронтовиков, заявивших, что каждый из них спас немецкую девочку и что именно он является прототипом солдата в Трептов-парке. Директор музея «Берлин Карлхорст» Петер Ян первое не отрицает: документально зафиксировано пять случаев спасения немецких детей советскими солдатами в дни боев за Берлин, и каждый воин имеет право остаться в благодарной памяти потомков.
Если же вести речь о конкретном «натурщике», то довольно убедительно выглядит рассказ полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы из Днепропетровска. В конце войны в Австрии он, молодой старшина, познакомился с прибывшим к ним в часть подполковником, который предложил попозировать и делал наброски карандашом. «Меня поставил на скамейку, а в правую руку вложил деревянный меч, выстроганный из сосновой доски. Попросил меня согнуть левую руку и представить, что я держу маленького мальчика. Я возразил, что логичнее было бы изобразить воина-освободителя с маленькой девочкой на руках, ведь женщина символизирует продолжение рода. Вучетич согласился. Не буду утверждать, что в бронзе отлит именно я. Образ ведь собирательный »
Но говорят, что больше всего бронзовый солдат похож на генерала Василия Чуйкова — героя обороны Сталинграда, чья 8-я гвардейская армия принимала участие во взятии Берлина, впоследствии — командующего Группой советских войск в Германии. А девочку скульптор ваял с дочки военного коменданта Берлина генерала Костикова.
7.
Не менее интересна история мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде. Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный. Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны.
Побывав в Америке, Хрущев увидел огромную статую Свободы и решил, что статуя советской Родины-матери должна быть выше символа американской демократии, и порекомендовал скульптору поменьше прислушиваться к Чуйкову и поменьше его возносить. Во время войны Никита Сергеевич был членом военного совета (что-то вроде замполита) Сталинградского фронта, в составе которого воевала армия Чуйкова, и считал, что его заслуги больше, чем заслуги профессионального военного. Храбрый маршал был ершистым, негибким человеком, отстаивал свои взгляды на мемориал. В результате Хрущев сместил его с должности заместителя министра обороны СССР — главнокомандующего Сухопутными войсками на менее престижную для боевого командира должность начальника гражданской обороны страны.
Вучетич был вынужден увеличить высоту монумента до 52-х метров. В правую руку Родины-матери вложил 33-метровый меч, символизирующий меч псковского князя Гавриила, первым вставшего на защиту Руси от тевтонских рыцарей. Но этот меч на ветру начал раскачиваться, угрожая рухнуть. Проектировщики не учли розу ветров. Пришлось в мече делать отверстия, снижающие давление воздуха. На сооружение скульптуры было потрачено 5,5 тысячи тонн высококачественного бетона и 2,5 тонны стали.
Мемориал был открыт в 1967 году. Смещенного к тому времени со своих постов его идейного вдохновителя и, как ни верти, участника Сталинградской битвы Никиту Хрущева на торжества в Волгоград не пригласили. Зато на них присутствовал опальный маршал Чуйков, который заявил, что хотел бы быть похороненным здесь, рядом со своими погибшими солдатами. И когда в 1982 году он умер, его последнюю волю выполнили.
Кстати, несколько лет назад туда же, в Волгоград, был перевезен из Киева и перезахоронен, согласно завещанию, на Мамаевом кургане и прах знаменитого Сталинградского снайпера Василия Зайцева, после войны долгие годы жившего и работавшего в столице Украины.
8.
Евгений Вучетич считается автором идеи создания крупных мемориалов погибшим защитникам Родины во всех городах-героях бывшего СССР и в первую очередь в Москве на Поклонной горе. Но в ЦК КПСС решили начать с Киева, где с послевоенных времен пустовало место, на котором по проекту 1947 года должен был возвышаться памятник Сталину. Вместо статуи вождя Вучетич предложил бронзовую с позолотой фигуру женщины со щитом и мечом. Ее платье должны были украшать барельефы на темы Великой Отечественной. У подножия предполагалось создать водный поток со скульптурной группой, изображавшей форсирование советскими воинами Днепра.
Но в 1974 году Евгений умер. Работу над мемориалом поручили украинскому скульптору Василию Бородаю.
9.
Бородай к идеям Вучетича отнесся критически. «Представьте себе, — сказал он работникам ЦК, — как смотрелись бы полуголые воины, которые карабкаются на днепровскую кручу к 80-метровой золоченой женщине!» С ним согласились.
В отличие от волгоградского бетонного памятника, по которому через несколько лет пошли трещины, киевскую статую Вучетич решил делать из титана — сверхпрочного и легкого металла, использующегося в строительстве космических кораблей, подводных лодок и самолетов. Из соображений экономии титан заменили на менее дорогую нержавеющую сталь. Над изготовлением деталей каркаса, облицовки и внутреннего оборудования памятника (его общая высота 108 метров) работали многие заводы Киева и других городов. Для монтажа монумента привезли с Донбасса кран, снятый со строительства доменной печи.
10.
Для обслуживания памятника внутри смонтированы два лифта, лестницы и строительный кран, который в случае необходимости выдвигается вверх через люк в макушке головы.
Меч тоже пришлось укоротить. Говорят, чтобы он не оказался выше креста колокольни Киево-Печерской лавры. Более правдоподобно звучит техническое объяснение — чтобы, как и в Волгограде, не раскачивался. Автору этих строк приходилось слышать другое утверждение: что безбожники из партийных органов хотели затмить величие культового сооружения. Но от соседства с толстой теткой башни и луковицы Выдубичей и Лавры стали выглядеть еще изящнее.