Культура и искусство

Во время съемок комедии «чародеи» над площадкой кружил… Нло!

0:00 — 5 января 2007 eye 2106

Ровно 25 лет назад на экраны вышла знаменитая сказка для взрослых Телевизор давно уже стал неотъемлемым атрибутом новогоднего стола, как, например, мандарины или салат «оливье». В праздничные дни в погоне за рейтингами телеканалы показывают много чего, но есть фильмы, без которых не проходит ни один Новый год: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Карнавальная ночь», «Чародеи». Кстати, последнему исполняется 25 лет. На днях опять крутили «Чародеев»: гость с юга, которого сыграл Семен Фарада, бродил по таинственному институту в поисках выхода, главная героиня летала на метле, но, как и всегда, в финале добро победило зло, ведь именно любовь способна творить чудеса.

Семен Фарада действительно заблудился на съемках!

Четверть века назад в разгар новогодних праздников на телеэкраны вышел фильм «Чародеи» — двухсерийная музыкальная комедия с элементами фантастики — о любви и коварстве, волшебных силах, которые помогают жениху после множества приключений накануне Нового года расколдовать возлюбленную. Экранизировать сказку для взрослых взялся режиссер Константин Бромберг, уже прославившийся к началу 80-х в детском кинематографе. Широкую известность ему принес фильм «Приключения Электроника», снятый в 1979 году.

Сценарий «Чародеев» написали знаменитые Аркадий и Борис Стругацкие — по мотивам своей повести «Понедельник начинается в субботу». Действие разворачивается в Научном универсальном институте необыкновенных наук — НУИНУ. Любовь, интриги, колдовство… Снимать фильм было решено на Одесской киностудии, правда, в самой Одессе снимали всего ничего, в основном сказочные действия: проход героя Александра Абдулова сквозь стены и полет героини Александры Яковлевой на метле. Избу со скатертью-самобранкой соорудили в павильоне Киностудии имени Горького, натуру снимали на турбазе в Суздале, а вот по поводу коридоров института со временем разгорелись споры. Многие учреждения приписывали славу себе. Долгое время сотрудники Института биоорганической химии имени Шемякина, что в Москве, утверждали: гость с юга бродил по их коридорам. На самом деле сказочный институт НУИНУ — это Останкино! Тот, кто хоть раз побывал в телецентре, знает, что в его многочисленных однотипных коридорах трудно найти нужный кабинет и очень легко заблудиться, что и случилось с Фарадой, который на самом деле потерялся во время съемок! Помог дежурный милиционер, он привел Семена Львовича на площадку. Сцены, происходившие в кабинете Киры Шамаханской и холле института, снимали в останкинском зимнем саду.

Как-то Семен Фарада признался: несмотря на то, что за всю жизнь снялся более чем в 130 фильмах, народ запомнил его только благодаря песенке «Уно моменто» и фразе: «Кто так строит?» Изначально у гостя с юга было всего пять реплик, но Фарада поставил режиссеру условие, что его персонаж должен проходить через весь фильм. Тогда и появилась идея, чтобы герой заблудился.

На роль директрисы НУИНУ доктора волшебных наук Шамаханской, которую впоследствии блестяще сыграла Екатерина Васильева, пробовались Наталия Гундарева, Маргарита Терехова и Алиса Фрейндлих. Терехова потом сама отказалась, поскольку была занята в картине «Благочестивая Марта». Гундарева пробовалась в паре с уже утвержденным на роль зама Шамаханской Валерием Золотухиным, и их дуэт показался режиссеру неубедительным. Фрейндлих, сыгравшая у Рязанова в «Служебном романе», как раз была на пике славы. Но в жизни кинозвезды разгорелся бурный роман. Она рассталась со вторым мужем Игорем Владимировым и влюбилась в молодого актера Театра имени Ленсовета Юрия Соловья, за которого потом вышла замуж. Какие уж тут «Чародеи»! На роль заместителя Шамаханской по науке — супермага Киврина — пробовались также Олег Басилашвили и Николай Гринько, сыгравший профессора Громова в картине Бромберга об Электронике. Но худсовету больше понравился Золотухин.

Сценаристы братья Стругацкие хотели, чтобы Иванушку сыграл Альберт Филозов

С главными героями пришлось особенно помучиться. На роль Аленушки Саниной претендовало с полсотни актрис, в том числе Лариса Удовиченко, Елена Проклова, Елена Цыплакова, Ирина Алферова, Елена Коренева, Ирина Муравьева, Наталья Белохвостикова. Но режиссера все они не устраивали: 30-летняя Муравьева не подходила по возрасту, Коренева провалила пробы, Белохвостикова была слишком демократична, а Алферова — чересчур лирична, чертовщинки во внешности не хватило Цыплаковой и Прокловой. Превосходно сыграть ведьму смогла лишь 24-летняя Александра Яковлева. Ее сразу утвердили на роль и стали подыскивать Иванушку.

Главную роль прочили Альберту Филозову, но этот актер не прошел даже «по блату» (именно его видели в роли Ивана Пухова братья Стругацкие). Режиссер пробовал Олега Янковского, которому тогда было уже за 35, но его забраковали. Игорь Старыгин не смотрелся в паре с Яковлевой, не утвердили и Николая Еременко, и Ивара Калныньша. Телевизионное начальство забраковало Игоря Косталевского и Сергея Проханова, которого сперва утвердили и он даже приступил к съемкам. В срочном порядке пришлось брать Александра Абдулова, ему тогда только-только исполнилось 27. Яковлева и Абдулов так понравились друг другу, что чуть было не разгорелся самый настоящий роман! Правда, вначале Абдулова пришлось даже уговаривать сниматься, ведь он был нарасхват у режиссеров. Спасло лишь то, что снимали «Чародеев» по ночам!

На роль Нины, младшей сестры главного героя, перепробовали две сотни девочек, но режиссер остановил свой выбор на восьмилетней московской школьнице Ане Ашимовой. Ассистенты режиссера увидели ее в Доме пионеров на Ленинских горах, где девочка посещала кружки танца, пения и рисования. Рядом со своим экранным братом Абдуловым Аня казалась уж очень маленькой, поэтому ее то на ящики ставили, то усаживали на толстые книжки (как в эпизоде со скатертью-самобранкой).

Главным злодеем Сатанеевым, которого в результате сыграл Валентин Гафт, режиссер изначально планировал сделать Евгения Евстигнеева, но тот серьезно заболел, а время поджимало. Гафту роль удалась, однако с первых дней у известного актера не заладились отношения с Яковлевой. Хотя от этого фильм только выиграл. Вместо Эммануила Виторгана, Коврова могли запросто сыграть Георгий Бурков, Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Евгений Стеблов, Евгений Жариков, Вениамин Смехов и Анатолий Кузнецов. А вот на роль Брыля (Михаил Светин) пробовались Спартак Мишулин, Михаил Боярский, Николай Трофимов и Юрий Никулин.

Боярский прибыл на пробы из Ленинграда, но после заявил, что эта роль не для него. За Никулиным режиссер лично ездил в цирк. Юрий Владимирович согласился попробоваться, но сказал, что не может выпадать из команды, и поинтересовался, не найдется ли ролей для Вицина и Моргунова. Бромберг не захотел повторять троицу Гайдая и от кандидатуры Никулина отказался. Правда, со временем в картине таки нашлась работа для Георгия Вицина: он озвучил ученого черного кота. На эту роль пробовали аж 18 зверушек, в том числе из уголка имени Дурова. Сняли множество сцен с котом, но цензура искромсала готовую картину, у животного осталось лишь две реплики: «Хам!» и «Ура!» Редакторы боялись, что ученый кот будет ассоциироваться с Бегемотом Михаила Булгакова, а этот автор был у властей не в фаворе. Говорят, Вицин заплакал, увидев окончательный вариант фильма.

А вот Михаил Светин признался: он с удовольствием ездил на спине у Виторгана, делая так, чтобы режиссер попросил сыграть еще один дубль. Виторган не остался в долгу. Подговорил группу, и во время одного из эпизодов на комбинированных съемках, когда Светин на ремнях висел посреди студии, все ушли на обед, забыв о нем. Очевидцы рассказывают, что, испугавшись до смерти, актер так орал… Он даже отказался в следующем эпизоде держать за вожжи лошадь, это делал дублер.

Песню «Три белых коня» в фильме исполнила Лариса Долина

Говорят, во время съемок фильма-сказки на площадке происходили мистические вещи. Когда в Суздале снимали звездную ночь, в небе кружил… НЛО! Свидетелями его появления стали все члены группы, оператору даже удалось запечатлеть светящуюся в ночном небе тарелку!

Как всегда, не обошлось без накладок на экране. Сначала главная героиня Аленушка появляется в кадре с длинными волосами. Когда девушку заколдовывают, у нее короткая стрижка. Но посреди фильма — то ли по недосмотру гримера, то ли по невнимательности режиссера — в эпизоде, где заколдованная Алена встречает столичных музыкантов и мчится на санях, у нее снова шикарная длинная коса.

А когда девочка Нина поет песенку про снежинку, видно, что она не проговаривает «в преддверии», а просто закрывает рот. Ну не могла девчушка эти слова выговорить!

После выхода фильма «Чародеи» народ сразу же подхватил незамысловатые «Снежинку», «Спать пора», «Должна быть в женщине какая-то загадка» и «Ведьму-речку». Еще бы, ведь музыку писал Евгений Крылатов на стихи Леонида Дербенева. Вот, правда, Дербеневу приходилось по требованию режиссера по шесть-семь раз переделывать тексты. Песня «Три белых коня» вообще стала хитом всех времен и народов. Кстати, мало кто знает, что в кадре за маленькую девочку строки: «Остыли реки и земля остыла, но я замерзнуть не боюсь» звонким голоском пела 26-летняя Лариса Долина. «Ведьму-речку» исполнила Ирина Отиева, а вот песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел» спели сами Абдулов и Светин.

После «Чародеев» Бромберг снял еще пару фильмов, но они не получили зрительского признания и в середине 80-х режиссер подался на телевидение, с которого когда-то начинал свою карьеру. Стал сотрудничать с компанией Си-эн-эн и знаменитым Тэдом Тернером. В настоящее время Константин Бромберг в США разрабатывает концепцию русско-английского телеканала. Несмотря на то что теперь режиссер живет за океаном, в канун Нового года он непременно просматривает свой любимый фильм. К сожалению, спустя несколько лет после премьеры «Чародеев» рассталась с кино и Александра Яковлева. Не стала актрисой маленькая Аня Ашимова. После яркого дебюта ее имя больше не появлялось в титрах. Окончив школу, девушка поступила в Академию управления, на факультет экономической информатики. На вступительных экзаменах познакомилась со своим будущим мужем — Кириллом Гайдашом. После учебы некоторое время Аня работала экономистом в страховой компании, а затем — бильд-редактором в журнале. Родив сына Сашу, она уволилась, полностью посвятила себя семейной жизни. И совсем не жалеет, что не стала звездой!