Происшествия

На рождество полагается навестить крестных родителей и пожилых родственников и обменяться с ними пирожками, кутей и узваром

0:00 — 5 января 2007 eye 810

В Сочельник семья гадала, какой будет погода: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень» По старинному обычаю, Рождество принято отмечать в два этапа. Начинается все 6 января, в Святой вечер, когда вся семья собирается на тихую торжественную трапезу с кутей и еще 11 постными блюдами. А на следующий день — собственно Рождество — начинается настоящее веселье с колядками, сытными мясными угощениями и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.

Во время ужина на Святой вечер нельзя было громко разговаривать и выходить из-за стола

По традиции все члены семьи должны быть в Святвечер дома, причем к праздничному столу опаздывать нельзя — «будеш весь рiк блукати». Очень важно, чтобы в доме царили мир и покой, ведь именно в этот день хозяева призывают в семью счастье и благополучие. Кстати, готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и внуки. Недаром в народе и по сей день говорят: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi».

После полудня в печи разжигали огонь. Для этого брали 12 поленьев, которые заготавливали в течение 12 дней, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд. Украшали дом поособенному. На окна клеили вытынанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками, а под потолком развешивали соломенные фигурки — «павуки» и «теремки». Что касается соломы, то ее должно быть много — в память о яслях, в которые Дева Мария положила новорожденного Спасителя. Поэтому полы в хате обильно укрывали сухой травой (хозяину полагалось при этом мычать коровой и ржать конем, чтоб скот плодился и был здоровым и сильным), куда бросали орехи и сладости. Делалось это для того, чтобы развлечь ребятишек: после ужина малыши искали в сене гостинцы, при этом дети должны были кудахтать, чтобы в будущем хорошо неслись куры. К слову, хозяйки тоже квохтали, но накануне Святого вечера, во время приготовления кути. А еще соломой затыкали все щели в хате, чтоб враги не говорили гадостей.

Сено использовали и для сервировки стола. Его раскладывали под скатерть, а по углам помещали зубчики чеснока (в качестве оберега от болезней и сглаза). На стол ставили тарелку с яблоками — к щедрому урожаю в саду, а еще, согласно древнему обычаю, лишний прибор — на случай, если в дом придет неожиданный гость.

Святой вечер (еще его называют Богатым) начинался с того, что хозяин торжественно заносил в хату и ставил под образа дидух — сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вплетали головки мака. Кстати, помимо дидуха, глава семьи приносил в хату еще один хлебный сноп, но уже обмолоченный — его полагалось класть под стол, чтобы семья во время трапезы ставила на него ноги.

Ужинать садились после появления на небе первой звезды (кто ее первым увидит, тот счастливым будет весь год), а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложку кути, поздравлял всю семью и просил благословения у рожденного Христа, после чего трижды подбрасывал кутю аж под потолок, чтобы плодились пчелы и скотина. Из угощений на Богатый вечер подавалось двенадцать постных блюд — это залог будущего благосостояния. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь в Святвечер еще длился пост. Рождественские пирожки и хлеб символизировали богатство, поэтому в Сочельник на столе обязательно присутствовали пироги с капустой, грибами, фасолью, маком, а также вареники с калиной, яблоками, сливами, грушами и медом. Готовили и рыбные блюда — холодец или юшку.

Но главной была кутя. Наши предки верили: чем богаче кутя, тем лучше будет урожай. Зерно в ритуальной каше символизирует воскресение из небытия, мед — залог здоровой и легкой жизни, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. На протяжении всех праздников вплоть до Крещения кутя должна занимать почетное место на столе.

Во время ужина на Святвечер не разрешалось громко разговаривать и выходить из-за стола, даже воды напиться: иначе летом во время жатвы будешь мучиться от жажды. По поверьям, в ночь перед Рождеством души умерших родственников присоединяются к семейной трапезе. За упокой усопших обязательно молились.

А еще в Сочельник вся семья гадала, какой будет погода: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень», «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим».

С Рождества до Нового года не разрешалось подметать в доме и выносить мусор

На следующий день — то есть на само Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). От этого дня и до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: «Христос народився!», на что положено отвечать: «Славiмо його!» Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на службу, а оттуда шла поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. С собой несли специальные торбочки, в которых были кутя, пирожки, узвар. Этими блюдами полагалось обмениваться, что объединяло всех живых родичей в общей священной трапезе.

Дети, заходя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим рiс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями, игрушками и мелкими деньгами. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться и отвести души, угощаясь скоромными блюдами.

С наступлением сумерек молодые люди отправлялись колядовать. Парубки и девушки облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, козы, солдата и с вертепом и звездой в руках ходили по дворам. Под окнами хат девушки пели особые величальные песни к хозяину, хозяйке, сыну и дочери, славили в колядках Рождество Христа. Мужская половина маскарадного шествия разыгрывала на подворьях целые шуточные представления, за которые ряженых одаривали колбасами, пирогами, пряниками, горилкой и мелкими деньгами.

На следующий день после Рождества — День Богородицы. Женщинам, особенно беременным, категорически запрещалось работать. А чтобы молодицы на заскучали, им позволяли колядовать. Между прочим, запретов на рождественские праздники было много. Например, не разрешалось выносить мусор и подметать, поскольку сор символизировал старость, смерть и мир умерших. Если на Пасху и Ивана Купала мусор сжигали в знак очищения, то на Рождество считалось, что в пыли прячутся души умерших родичей, слетевшиеся на праздники в родные дома. Тут они будут находиться до 14 января — Нового года по старому стилю, — а потом можно убирать.

Веселились на Рождество и замужние женщины. Разодетые в плахты и белые сорочки, они собирались в хате у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С этими пожеланиями женщины наряжали гребень, как девушку: украшали калиной, лентами и сухими васильками. Потом соседки выпивали и слегка закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали этот гребень хозяину, а сами шли по хатам колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще «оковиту» и возвращались назад в хату, где веселились иногда и всю ночь.

А еще на Святки принято выбирать невест. Сватанье начиналось с веселого и при этом очень церемониального визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая Меланку, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о невесте и ее родителях. А вслед за парубками являлись сваты.

Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Вечер перед этим днем назывался вторым Святвечером. Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удерживались от домашних работ, соблюдали строгий пост, готовили кутю.

Обязательным был поход в церковь, где святили воду. Этой водой начинали трапезу, ею же каждый хозяин окроплял всех членов семьи, хату, хлев, колодец. Еще на Крещение готовили коржики с медом  — подпалки. Перед ужином отец, сын или брат отца шел с подпалком в хлев, кропил там все водой, рисовал на дверях и воротах мелом кресты, а затем съедал коржик, чтоб спасти свою семью от злых духов.

Кутя из пшеницы с маком

Вам потребуется: 400 граммов пшеницы; 1/2 стакана сахара; 1 стакан мака; 2 столовые ложки меда; 1 стакан очищенных грецких орехов.

Пшеницу перебрать, промыть, всыпать в кипяток, а когда закипит, откинуть на дуршлаг, облить холодной водой, сложить в кастрюлю, залить снова водой, довести до кипения, накрыть крышкой и поставить в горячую духовку на маленький огонь на 2 часа. Когда сварится, вынуть и поставить охладиться.

Мак промыть, запарить узваром, оставить на час. Затем узвар слить, мак отжать и растереть до белого цвета, добавив сахар. Смешать приготовленную пшеницу, мак, дробленые орехи и мед, добавить немного узвара.

Узвар

Вам потребуется: по 100 граммов разных сухофруктов: груш, яблок, вишен и слив; 50 граммов изюма, 3 литра воды; 200 граммов сахара; 300 граммов меда.

Перебрать и тщательно промыть сухофрукты, залить их водой, положить мед или сахар, плотно закрыть крышкой и варить на маленьком огне 3 часа. Готовый узвар поставить в холодное место, чтобы настоялся.

Индюшка с подливкой

Вам потребуется: 1 индюшка, 200 граммов сливочного масла, 200 граммов лука, 100 граммов муки, 300 граммов сметаны, соль, уксус и перец — по вкусу.

Подготовленную индюшку посолить, уложить на лист, полить сливочным маслом и запечь в духовке до готовности.

Лук мелко порезать и поджарить. Отдельно поджарить муку, смешать с луком, добавить сметану, уксус, соль, жир, в котором жарилась индюшка, и довести до кипения.

Индюшку разрезать на куски, сложить в кастрюлю, залить подливой и хорошо прогреть в духовке.