Украина

Семьям, состоящим только из пенсионеров, инвалидов и детей, при назначении субсидии разрешили платить за жилищно-коммунальные услуги 15 процентов их совокупного дохода без дополнительных ограничений

0:00 — 16 января 2007 eye 1199

Правительство приняло постановление, которое смягчило условия оформления государственных дотаций наименее защищенным согражданам Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги продолжает шествовать по стране. Многие украинские семьи уже прочувствовали на своих кошельках, во сколько теперь им будет обходиться работа жэков и других коммунальных служб. Другие только готовятся к этому «радостному» событию… А тем временем правительство старается хоть как-то смягчить последствия ценового шока. Хотя бы для наименее защищенных наших сограждан. Так, Кабинет министров принял постановление, которое на 5 процентов снизило затраты пенсионеров и других нетрудоспособных жителей страны на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива и газа в случае предоставления субсидии.

«Если площадь квартиры — 100 квадратных метров, то субсидия семье из трех человек положена только на 73,5 квадратного метра»

Что же изменилось? Об этом «ФАКТАМ» рассказал директор департамента государственной социальной защиты населения Министерства труда и социальной политики Украины Виталий Мущинин:

- Дело в том, что в нашей стране право на назначение субсидии имеют семьи, для которых стоимость жилищно-коммунальных услуг в пределах норм потребления превышает 20 процентов совокупного дохода.

Кроме того, для наименее защищенных жителей (семей, состоящих только из пенсионеров и других нетрудоспособных граждан, а также тех, в которых есть несовершеннолетние дети или инвалиды I и II групп) был установлен более низкий порог — 15 процентов. Такая семья имела право претендовать на субсидию, если стоимость жилищно-коммунальных услуг превышала 15 процентов ее совокупного дохода. И при этом именно 15-процентную долю своего семейного бюджета ей нужно было отдавать коммунальщикам в виде обязательной доли после назначения субсидии. Но при этом существовало условие: совокупный доход на одного зарегистрированного в квартире человека не должен был превышать 50 процентов среднего прожиточного минимума. С января 2007 года эта сумма составляет 246 гривен в месяц.

- А если доход превышал?..

- Тогда они получали субсидию на общих основаниях — доля жилищно-коммунальных платежей превышала 20 процентов их дохода.

Так вот, новое постановление отменило такое ограничение для семей, состоящих только из нетрудоспособных лиц. Таким образом, при назначении субсидии их обязательная доля платежа составит 15 процентов, независимо от того, превышает доход на одного человека в семье 50 процентов прожиточного минимума или нет.

- Как насчет второй категории семей: в которых, кроме трудоспособных лиц, есть несовершеннолетние дети и инвалиды I и II групп?

- Для них сохранилась та же гарантия: 15 процентов они могут платить в том случае, если на каждого члена семьи приходится доход, не превышающий 50 процентов прожиточного минимума, то есть 246 гривен.

- На практике как все это выглядит?

- Допустим, семья состоит из трех нетрудоспособных граждан: двух пенсионеров и несовершеннолетнего ребенка, находящегося под их опекой. Предположим, оба пожилых человека получают минимальную пенсию (в настоящее время — 380 гривен). Кроме того, на ребенка выплачивается пенсия в связи с потерей кормильца — в размере 300 гривен. Таким образом, совокупный доход семьи составляет:

380 гривен + 380 гривен + 300 гривен = 1060 гривен.

По нормам нового постановления такая семья может претендовать на субсидию, если стоимость жилищно-коммунальных услуг превышает 15 процентов их совокупного дохода:

1060 гривен х 15% = 159 гривен.

И если они обратятся за субсидией, то именно такую сумму — 159 гривен — они будут платить в качестве своей обязательной доли ежемесячно.

Кстати, если бы ограничение по доходам не было снято, то такая семья не могла бы претендовать на 15-процентную часть. Ведь ее доход превышает 246 гривен на человека (50 процентов среднего размера прожиточного минимума). И тогда им пришлось бы платить 20 процентов:

1060 гривен х 20% = 212 гривен.

То есть на 53 гривни больше.

- Ясно. А если жилищные тарифы опять увеличатся? И вообще, квартплата — это же не постоянная величина…

- Тем не менее обязательная часть, которую семья должна выплачивать при назначении субсидии, не меняется. Она как была 15 или 20 процентов, так и останется. При повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличивается размер субсидии.

- Значит, в нашем случае семья продолжит платить 159 гривен?

- Конечно. Стоимость жилищно-коммунальных услуг (плата за квартиру, отопление, водоснабжение и так далее), которыми пользуется семья, может колебаться в зависимости от показаний счетчиков. Однако семья ежемесячно платит фиксированную сумму в размере 15 процентов своего дохода — 159 гривен. А остальное перечисляет коммунальщикам государство в виде субсидии. При этом напомню, что субсидия назначается в пределах утвержденных правительством норм (см. таблицу.  — Авт. ).

Например, на квартирную плату установлена такая норма — 21 квадратный метр на человека плюс 10,5 квадратного метра на семью. Таким образом, для семьи из трех человек данная норма составит 73,5 квадратного метра. И если наша семья занимает квартиру общей площадью 52 квадратных метра, то субсидия будет предоставлена ей на всю жилую площадь, поскольку она меньше нормы.

Если же площадь квартиры — 100 квадратных метров, то на общих основаниях субсидия может быть назначена только на 73,5 квадратного метра. За остальную площадь придется платить полную стоимость. Но в ряде случаев в виде исключения субсидию назначают на увеличенную по сравнению с нормой площадь жилья — по решению местных органов исполнительной власти или местного самоуправления, а также созданных ими комиссий.

«Оформить субсидию без справки об отсутствии долгов за жилищно-коммунальные услуги можно только до 5 февраля»

- Еще один важный вопрос: какие доходы принимаются во внимание?

- Практически все доходы семьи за шесть месяцев, предшествующих обращению за субсидией: зарплаты, пенсии, различные виды пособий. А также доходы от предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, земельных участков, выделенных для овощеводства, сенокосов и пастбищ (садовые участки в этот список не входят), по нормативам, которые утверждаются местными органами исполнительной власти.

- А как насчет наличия в семье машин, квартир, земельных участков?

- Некоторые ограничения существуют. К примеру, до декабря семья не могла рассчитывать на субсидию, если владела автомобилем, которому меньше десяти лет. То есть, имея машину «младше» 1996 года, люди лишались права на субсидию в 2006 году. Но это ограничение было ликвидировано в декабре прошлого года. Зато появилось другое: субсидия не полагается семье, владеющей двумя и более автомобилями.

Кроме того, дотация не предоставляется, если жилое помещение, на которое ее просят назначить, сдается в аренду, если семья на протяжении 12 месяцев до обращения купила жилье и если зарегистрированные в квартире люди или члены их семей владеют более чем одним жилым помещением и при этом их общая площадь превышает санитарные нормы. А вот насчет земельных участков, которыми владеет семья, никаких дополнительных ограничений не предусмотрено, потому что доход от них по нормативам включается в совокупный доход семьи при расчете субсидии.

Кстати, я хочу напомнить, что с декабря прошлого года у нас действует упрощенная система оформления субсидий. В отдел субсидий теперь нужно предоставить только два документа: справки о доходах членов семьи за шесть месяцев, предшествующих обращению за дотацией, и сведения о размерах платы за жилищно-коммунальные услуги. Никаких дополнительных справок — из БТИ, ГАИ, о составе семьи, об отсутствии задолженности и так далее — теперь не требуется.

После того как люди принесут документы, им нужно будет заполнить еще два бланка: единое заявление и декларацию о доходах и имущественном положении.

- Что нужно указать в декларации?

- Состав семьи, совокупный доход, каким жильем владеет семья, есть ли в пользовании автомобили, сколько лет семья ими владеет и многое другое. При этом ответственность за сведения в декларации несет тот, кто ее заполнил.

- Информацию будут потом как-то проверять?

- Обязательно. Наши специалисты делают запросы во все уполномоченные службы: БТИ, ГАИ, налоговую и так далее.

- Я помню, что упрощенный порядок еще позволил назначать субсидии даже в том случае, если у семьи были долги по квартплате…

- Действительно, это так. Новый порядок, принятый в декабре, предполагает, что семья имеет право на субсидию независимо от того, есть у нее долги или нет. Но в декабре прошлого года был принят Закон «О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и коммунальные услуги, которые образовались по состоянию на 1 декабря 2006 года». Документ был подписан Президентом 5 января 2007 года и вновь вводит вышеуказанное ограничение. В соответствии с пунктом 3 данного закона, Кабинету министров поручено в месячный срок внести соответствующие изменения в порядок предоставления субсидии.

- То есть через месяц семьи, у которых есть долги за жилищно-коммунальные услуги, снова не смогут претендовать на субсидии?

- Получается так. Пока не заключат договор на реструктуризацию предыдущей задолженности. Но до 5 февраля у людей есть возможность оформить субсидию без такой справки: ведь еще не внесены изменения в порядок предоставления жилищных субсидий.

Кроме того, хочу напомнить, что после назначения субсидии семья обязана вносить свою — 15- или 20-процентную — часть платежей. Если это не происходит, предоставление субсидии прекращается. Исключение составляют случаи, когда человеку задерживают зарплату, пенсию или другие доходы. В таком случае он должен предоставить справку о том, что ему вовремя не выплатили деньги, и семья продолжит пользоваться субсидией.

НОРМЫ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СУБСИДИИ

При оплате квартиры и тепловой энергии

21 квадратный метр на человека и дополнительно 10,5 квадратного метра на семью

При оплате электроэнергии

В домах (кроме тех, которые оборудованы электрическими плитами и электроотопительными приборами) 4 на семью из одного-двух человек — 75 киловатт-часов в месяц;

  за каждого следующего (третьего, четвертого и так далее) члена семьи — дополнительно 15 киловатт-часов;

  но в целом не более 150 киловатт-часов в месяц на семью

В домах, которые оборудованы стационарными электрическими плитами 4 на семью из одного-двух человек — 100 киловатт-часов в месяц;

  за каждого следующего члена семьи — дополнительно 25 киловатт-часов;

  но в целом не более 200 киловатт-часов в месяц на семью

В домах, оборудованных электроотопительными приборами 4 28 киловатт-часов на квадратный метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период из расчета 21 квадратный метр на одного человека и дополнительно 10,5 квадратного метра на семью;

  но не больше общего размера отапливаемой площади

Для субсидии при оплате природного газа

Если газ используется для отопления жилья общей площадью в пределах нормы (21 квадратный метр на человека и дополнительно 10,5 на семью) 11 кубических метров природного газа на квадратный

метр площади в отопительный сезон

Если используется только газовая плита при наличии централизованного горячего водоснабжения 9,8 кубического метра газа на человека в месяц

Если используется газовая плита и отсутствуют централизованное горячее водоснабжение и газовый водонагреватель 18,3 кубического метра на человека в месяц

Если используется и газовая плита, и газовый водонагреватель 23,6 кубического метра на человека в месяц