Происшествия

«ребенок — моя собственность, которой распоряжаюсь только я! »

0:00 — 16 января 2007 eye 466

21-летняя женщина, предложившая бездетной супружеской паре обзавестись малышом, за несколько недель до родов скрылась и отдала младенца семье, заплатившей ей больше денег

В районный суд одной из западных областей Украины обратилась семья Берченковских с исковым заявлением на свою знакомую Зину (имена и фамилии героев материала изменены из этических соображений). Молодая женщина взялась за 17 тысяч долларов выносить им, бездетной паре, ребенка, однако слова своего не сдержала. Когда малыш появился на свет, она передала его другим супругам за гораздо большую сумму. Украинская Фемида не стала рассматривать этот иск — пострадавшая сторона не смогла представить никаких юридически оформленных документов по данной сделке. Возникшая ситуация не совсем обычна для нашей страны, поэтому корреспондент «ФАКТОВ» решил встретиться с конфликтующими сторонами.

«Мы долго спорили с женой, этично ли это, и в результате согласились с предложением Зины»

- После долгих колебаний мы решились рассказать нашу грустную и скандальную историю, чтобы другие бездетные пары знали, чем может обернуться подобная ситуация, — признались «ФАКТАМ» Алексей и Ольга Берченковские.  — После огромных надежд слишком горько разочарование…

Сейчас супругам по 35 лет. В официальном браке они состоят уже 12 лет. Вместе учились в университете. Поженившись, долгое время не имели собственного жилья. Затем Алексей поменял род деятельности — у него пошел бизнес. Берченковские стали обеспеченными людьми, приобрели прекрасную четырехкомнатную квартиру. При этом учли все тонкости, чтобы рядом находились детский сад и престижная школа. Было самое время подумать о ребенке. Но оказалось, что все не так просто, как думалось ранее. После обследования врачи огорошили Ольгу: «Женщина, из-за патологии вы не можете иметь детей».

Ольга и Алексей решили не сдаваться. Они верили, что современная медицина поможет их беде. В каких только городах не побывала Ольга. Смотрели ее специалисты и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Варшаве, и в Будапеште. Она объездила все святые места Украины, отчаянно молила Бога, чтобы послал им ребеночка. Но доктора лишь сочувственно качали головой: «Ничем помочь не можем». А жизнь без детей казалась абсолютно бессмысленной.

Когда все попытки завести ребенка оказались напрасными, Алексей и Ольга окончательно пали духом. И в этот момент жизнь свела их с 21-летней Зиной, которая предложила супругам свою помощь в осуществлении их мечты.

- Моя мама слегла с сердцем, — рассказывает Алексей.  — Болезнь протекала тяжело, и нам пришлось нанять сиделку — медсестру. Так в нашем доме появилась 21-летняя Зина. Была она из очень бедной крестьянской семьи. Несколько лет назад приехала в наш областной центр из далекого горного села «покорять» мир, но поступить в вуз не смогла, окончила лишь медицинское училище. В общем, ни крыши над головой, ни заработка приличного, да и с личной жизнью у нее не складывалось. Естественно, ухаживая за моей мамой, она слышала наши разговоры и была в курсе всех семейных дел.

Мы были очень удручены и расстроены. Рухнула наша последняя надежда. В Москве Оле предложили через год-два сделать операцию, однако не давали никаких гарантий. При этом российские медики запросили такую фантастическую сумму, которую для нас нереально было собрать.

Зина стала для нас близким человеком! Такая внимательная, заботливая, чистоплотная, веселая! Где-то год назад она подошла к нам с женой и сказала: «Как это ни горько сознавать, но вы должны себе признаться: детей у вас не будет. Давайте я вам рожу ребеночка. Через искусственное оплодотворение семенем Алексея. Ну, естественно, за определенное вознаграждение».

Мы с Олей буквально онемели от неожиданности. Долго спорили с женой: этично ли это? Как подобное делается? Как убедить всех, что это наш ребенок, которого родила Оля? После долгих колебаний таки решились принять предложение Зины. Понимаете, у нас не было другого выхода! Сначала полностью обследовали Зину. Молодая женщина оказалась абсолютно здоровой. И мы сели «за стол переговоров». Сошлись на 17 тысячах долларов (пять дали сразу в качестве аванса). К тому же наша семья полностью брала на себя все расходы: питание, проживание, медицинское обслуживание, карманные деньги.

«Я отправил жену и будущую мать на девять месяцев в Карпаты»

Когда обо всем договорились, начали действовать, — продолжает Алексей.  — Очень хотелось все сделать побыстрее! В одном из медицинских центров Западной Украины Зину оплодотворили моим семенем. Будущую маму и Олю я отвез в Карпаты. В Славском снял на девять месяцев прекрасный евродом с обслугой. Кругом изумительная красота. Речка, горы, сосны, чистейший воздух. Друзьям и знакомым сказали, что Ольга, наконец, беременна и легла в одну из больниц Москвы, чтобы сохранить плод. Мы с женой от счастья словно на крыльях летали! У нас скоро будет ребенок!

Зину окружили заботой и вниманием, стараясь выполнить любое ее желание. Будущая мама жила по строгому распорядку: делала зарядку, много гуляла на свежем воздухе, питалась только проверенной качественной пищей, принимала комплексы витаминов. Раз в неделю я привозил врача, который контролировал течение беременности. А чтобы добровольным затворницам не было скучно, я возил женщин на своей машине погулять по улочкам Ужгорода (благо Закарпатская область была недалеко), водил в театры, на концерты, поставлял последние книжные новинки, видеокассеты. Перезнакомились практически со всеми туристами, которые рядом с нами снимали дома-отели.

Когда Зина была уже на девятом месяце, у Алексея умерла мама. Оставив будущую мать на обслугу, он вместе с Ольгой уехал на похороны. Девять дней они поддерживали связь с Зиной только по мобильному телефону. На вопросы: «Как здоровье? Приезжал ли доктор?» она неизменно отвечала: «Все нормально! Не волнуйтесь!» Однако, когда на десятый день они вернулись в Карпаты, женщины в доме не оказалось. Прислуга передала Алексею пакет и записку от нее: «Возвращаю пять тысяч долларов, которые получила в качестве аванса. Ребенка вам не отдам! Передумала!» От услышанного у Ольги началась истерика. В одну секунду рухнули все ее надежды. Потом Алексею пришлось два месяца лечить жену у психологов.

Все попытки объясниться по телефону с Зиной, которая к тому времени родила девочку, заканчивались безрезультатно. «Это мой ребенок! У вас нет никаких прав на него! Отстаньте от меня!» — отвечала она и бросала трубку. А спустя месяц супруги случайно узнали от общего знакомого, что Зина отдала ребенка бездетной паре, отдыхавшей в Карпатах по соседству с ними. «Кажется, те люди заинтересовали ее чем-то более серьезным, чем вы!» — намекнул приятель.

Встретиться с корреспондентом «ФАКТОВ» Зина отказалась категорически.

- Да вам-то какое до этого дело! — кричала она по телефону.  — Пусть я и суррогатная мать, но я выносила ребенка, родила его! Да, обманула заказчиков! Но деньги я им вернула! А ребенок — моя собственность, которой распоряжаюсь только я! И когда другие люди предложили мне более выгодные условия, чем семья Берченковских, не думая, отдала им свою девочку. И отстаньте от меня все!..

Больше на наши телефонные звонки она не отвечала, а потом вообще поменяла номер мобильного.

«Юридически Алексей имеет права на ребенка совместно с суррогатной матерью»

- Вообще-то любые сделки необходимо оформлять юридически, а не договариваться «на словах»,  — говорит заместитель председателя Лычаковского суда Львова Сергей Гирич.  — В нашем несовершенном законодательстве пока нет такого термина, как «суррогатная мать». Однако одна из статей Семейного кодекса предусматривает возможность помочь супружеской паре в подобном положении. Хотя следует отметить, что именно случай, который произошел с супругами Берченковскими, законом не описан.

Непонятно, как Алексей и Ольга рассчитывали «записать» ребенка на себя. Бывали случаи, что суррогатная мать и бесплодная женщина-заказчица вместе ложились в роддом, естественно, по договоренности с врачами. А когда ребенок появлялся на свет, его «оформляли» на кого следует. Или проделывали другое: суррогатная мать, родив ребенка, сразу же письменно отказывалась от малыша, а заказчики усыновляли его. Сейчас подобное не проходит: законодательство разрешает усыновлять детей по достижению ими года.

Юридически Алексей, предоставляя свое семя, принимал участие в оплодотворении. Поэтому имеет права на ребенка совместно с суррогатной матерью. Это он может доказать через суд — юридически стать отцом. Однако ребенка семье Берченковских не передадут. Кроме того, эта история попахивает торговлей людьми, а это уже криминал. Предпринимая попытки «восстановить правду», супруги могут иметь большие неприятности.

- Алексей должен юридически оформить себя отцом, — советует известный львовский адвокат Анатолий Комаров.  — Думаю, это не будет сложно. При искусственном оплодотворении Зины его семенем в медицинском центре, где происходила эта процедура, должны сохраниться соответствующие документы. Если он может доказать, что ребенок был продан, есть основания потребовать его возвращения и реализации своего права на воспитание дочери.