Политика

«Если бы в больнице города Изюма не было необходимых препаратов крови, Евгений Кушнарев не прожил бы и 2 часов»

0:00 — 24 января 2007 eye 417

Врачи, 22 часа работавшие у постели тяжелораненого народного депутата, на пресс-конференции подробно рассказали о своих действиях

17 января в прямом телевизионном эфире прозвучало заявление заместителя министра здравоохранения Украины Валерия Ивасюка, которое врачи цитируют в своем открытом письме на имя премьер-министра: «Если бы Евгений Петрович получил адекватную и своевременную медицинскую помощь, его жизнь была бы спасена». Чтобы избежать спекуляций на этой теме, доктора, спасавшие Кушнарева, устроили в Киеве пресс-конференцию и поименно называли всех специалистов, участвовавших в операции и консультациях.

 — Из Киева в больницу города Изюма меня и анестезиологов вызвали во вторник вечером, — говорит директор Всеукраинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи Минздрава Украины Георгий Рощин.  — Мы приехали в три часа ночи, к тому времени районные врачи уже закончили операцию. В больнице находились харьковские специалисты. Могу сказать со всей ответственностью: помощь была оказана в полном объеме и на высоком уровне.

 — В Изюмской больнице работали профессор Тищенко из Института неотложной хирургии Академии медицинских наук Украины, сотрудники столичной Больницы скорой медицинской помощи и медицины катастроф, кардиореаниматологи, урологи, врачи Института хирургии и трансплантологии, — добавляет ректор Харьковского медицинского университета Владимир Лисовой.  — Всем процессом лично руководил министр здравоохранения Юрий Поляченко. В телефонных консилиумах участвовал президент Академии медицинских наук Александр Возианов. Валерий Ивасюк не был на месте событий, не знакомился с медицинской документацией, не общался с врачами, проводившими операцию и реанимационные действия, поэтому не может комментировать и анализировать происходившее. Его заявления компрометируют всю отрасль.

 — Я был свидетелем того, что медики 22 часа не отходили от Евгения Кушнарева, — говорит заместитель мэра Харькова, врач по образованию Игорь Шурма.  — Но его травмы были несовместимы с жизнью, пуля задела печень, почки, кишечник.

Медики опровергли и такие слова Валерия Ивасюка: «Евгений Кушнарев погиб из-за нехватки крови для переливания».

 — Я уже говорил и заявляю еще раз: даже при большой кровопотере сразу переливания не делают,  — объясняет главный анестезиолог Министерства здравоохранения Украины, заведующий кафедрой анестезиологии и интенсивной терапии Национального медицинского университета им. А. Богомольца доктор медицинских наук профессор Феликс Глумчер.  — Человеку, потерявшему много крови, сначала вводят ее препараты, а их запасы даже в районных больницах есть всегда. Если бы их не было, Евгений Кушнарев умер бы в первые два часа. Что же касается крови… Во всем мире не могут решить проблему донорства. Ни одна больница не имеет запасов крови, ведь нельзя предугадать, когда она понадобится. Кроме того, сроки ее хранения ограничены. Мы решим эту проблему, когда ученые разработают искусственную кровь, которая по своим свойствам не будет уступать человеческой.

В спасении Евгения Петровича участвовал Олег Котенко, хирург Института хирургии и трансплантологии, который является одним из лучших в стране специалистов, оперирующих и пересаживающих печень. Врач считал, что необходимо удалить размозженную правую долю печени. Операцию планировали провести в среду утром, но состояние Кушнарева не позволило это сделать: кровь не сворачивалась, после удаления одной почки вторая не включилась в работу…

 — Диагноз травма, несовместимая с жизнью, ставится только тогда, когда все было испробовано для спасения пациента, — продолжает Феликс Глумчер.  — Евгений Кушнарев погиб не от недостатка крови, а от полиорганной недостаточности, смертность от которой высока во всем мире. К такой реакции организма, когда перестают работать все органы и системы, приводит массивное повреждение тканей. Это бывает при политравме, когда пострадали сразу несколько органов, и сепсисе. Кроме того, на электроэнцефалограмме мы видели, что у пациента резко подавлена функция мозга.

Немецкие специалисты приехали в больницу через 17 минут после того, как сердце народного депутата остановилось. Их вызвали родственники и друзья Евгения Кушнарева. Пока иностранные коллеги были в пути, мы несколько раз связывались с ними по телефону. Прибыв на место, они сказали, что в такой ситуации тоже были бы бессильны.