На 82-м году ушел из жизни знаменитый украинский композитор Мирослав Скорик. За более чем полувековую творческую биографию он создал свыше двадцати симфонических произведений, написал огромное количество музыки к театральным постановкам и кино. Он был любимым учеником Дмитрия Кабалевского. Вместе с Сергеем Параджановым маэстро работал над музыкой к картине «Тени забытых предков». Потом написал одну из своих самых популярных композиций — мелодию для фильма «Высокий перевал».
Его большой рабочий кабинет находился в Национальной опере Украины — Мирослав Михайлович долгие годы был ее художественным руководителем. Именно там «ФАКТЫ» несколько раз беседовали с выдающимся композитором — история его жизни, переплетенная с судьбой страны, каждый раз потрясала!
— Можно сказать, Соломия Крушельницкая направила меня на стезю музыки, — признавался «ФАКТАМ» Мирослав Скорик. — Однажды отец, видя, что я часто сажусь к инструменту и что-то сочиняю, повел меня к Соломие. Она сыграла мне несколько нот, попросила повторить. Потом дала еще какое-то музыкальное задание, с которым я с легкостью справился. Крушельницкая строго посмотрела на отца и сказала: «У твоего сына абсолютный слух! Ему срочно надо учиться музыке!» И родители тут же отдали меня в музыкальную школу.
— Они имели отношение к творчеству?
— Нет! Отец был образованным человеком, в совершенстве знал немецкий язык. Он был историком, работал во Львовском филиале Академии наук. Мама преподавала химию. Моя бабушка и Соломия были очень дружны. Они выросли в большой семье, где было шесть девочек и два мальчика. Бабушка вспоминала, что Соломия всегда выделялась среди остальных. Еще в детстве, благодаря уникальному голосу, ей прочили карьеру великой певицы. Кстати, когда она ею таки стала, то моя бабушка, как это сейчас называется, работала у нее продюсером. Они вместе объездили огромное количество стран.
Читайте полное интервью: Мирослав Скорик: «Соломия Крушельницкая сказала моему отцу: «Твоему сыну срочно надо учиться музыке»
Самые сложные времена в семье Мирослава Скорика пришлись на 1947 год. Тогда в одну ночь, как врагов народа, их выслали в Сибирь. Вернуться в родной Львов Скорики смогли только в 1956 году. Мирослав Михайлович с любовью всегда называл его «городом моего детства».
— Вы давно уже живете на два города.
— Постоянно мотаюсь между Киевом и Львовом. Выбрать из них какой-то один не могу. Не позволяет мне сердце расстаться ни с Киевом, где прошла моя взрослая жизнь, ни со Львовом — городом моего детства. К тому же в столице у меня много работы. Иногда, конечно, устаю. Даже прошу, чтобы меня освободили от одной из должностей. Но начальство говорит, что я им пока еще нужен.
— Было время, когда вы уехали из страны и достаточно успешно гастролировали в Америке и Австралии. Но, все же вернулись на родину.
— Я уехал за границу не от хорошей жизни. Это было в начале девяностых годов, когда настали смутные времена, зарабатывать стало невозможно. Да и негде. Особенно людям творческим. А мне хотелось развиваться, увидеть другие страны, испытать новые эмоции. Но композиторство — непростая профессия. Мы связаны с национальными корнями, зависим от своего народа, истории. Для меня слишком сложным оказалось вхождение в композиторскую среду других стран. Нужно было потратить как минимум десять лет, чтобы пробиться на первые ступеньки узнаваемости, почета. У меня не было этого времени. В этом смысле исполнителям проще. По крайней мере, опыт многих классических певцов, успешно выступающих на мировых сценах, говорит сам за себя. Я же понял, что могу творить и реализовываться только на родине. Как раз в этот момент пришло приглашение стать преподавателем Киевской консерватории. Конечно, я согласился. Бросив все, вернулся домой. Жалею ли? Наверное, нет.
— У вас есть любимое собственное произведение?
— Композиция — тяжелый труд. Каждое мое сочинение давалось мне с трудом. Эта профессия требует огромных затрат — энергетических, временных. Я не выпускаю в свет своих произведений, если не считаю их совершенными. Это чистая правда! Мне не стыдно ни за один из своих трудов. Многие представляют собой плод бессонных ночей и сотен исписанных нотных тетрадей. Правда, это было раньше, когда я еще писал ручкой. Потом остро заточенными карандашами, которые в советское время специально для меня привозили из заграницы. А последние годы работаю уже на современный манер — на компьютере. Жизнь идет вперед, и я не хочу отставать.
— О чем вы мечтаете?
— Если говорить о каких-то бытовых вещах, я действительно полностью обеспечен. Мечтаю о том, чтобы перестать работать на должностях и заняться только творчеством. Без обязательств. Писать музыку и наслаждаться каждым днем жизни…
Читайте полное интервью: Легендарный украинский композитор признался, о каком подарке мечтает на свой юбилей
Читайте также: Любомир Гузар звернувся до Ватикану з проханням посприяти постановці «Мойсея», і сталося чудо, — Мирослав Скорик
Редакция «ФАКТОВ» скорбит вместе со всеми поклонниками великого украинского композитора и приносит соболезнования его близким.
Напомним, проститься с Героем Украины Мирославом Скориком можно будет в Киеве и Львове.