Культура и искусство

Бессменный ведущий программы «в мире животных» николай дроздов: «в детстве мечтал стать… Кентавром и даже спрашивал у папы, как сделать мне операцию»

0:00 — 6 февраля 2007 eye 2223

Ровно 30 лет назад Николай Николаевич начал вести популярную передачу

Любимой миллионами программе «В мире животных» в следующем году исполнится 40 лет! А ровно 30 лет ее бессменным ведущим является Николай Дроздов, который в особом представлении не нуждается. С марта прошлого года передача выходит в эфир на популярном российском канале «Домашний», и Дроздов каждое субботнее утро улыбается зрителям с экрана.

«Лягушки, которыми я Децла накормил, были вполне съедобными, это готовка неудачная»

- Николай Николаевич, как-то в интервью вы признались, что самые красивые глаза у жабы, на втором месте — у коровы, а лишь потом — у некоторых моделей и актрис. Как же вы при таких взглядах на жизнь женились?

- Сам удивляюсь. (Смеется. ) Мы с женой, кстати, познакомились случайно — в лифте. Я жил на седьмом этаже, а Таня — на пятом. Пока вместе ехали в лифте, успели пригласить друг друга в гости, на чаек. Мои друзья были уверены, что я привезу жену из какой-нибудь экзотической страны, к примеру, из Таиланда. А вообще, моя жена — мой идеал. С тех пор как ее увидел, никого другого не признаю.

- Супруга такая же ярая любительница природы, как и вы?

- Она всю жизнь увлекается огородом, ей хорошо и на садовом участке. Копается в земле, воспитывает внука. Она не путешественница. Хотя… Когда я участвовал на необитаемом острове в реалити-шоу «Последний герой», ко всем участникам на пять дней приезжали родственники. Татьяна тоже приехала. Ей понравилось.

- То есть вы по свету ездите, мир смотрите, а супруга домашним хозяйством занимается.

- Работу не стоит смешивать с семьей. Это, конечно, очень романтично, когда ты на краю света и рядом любимый человек, но в таком случае не стоит ездить в команде, с экспедицией. Я наблюдал со стороны за коллегами, которые брали в поездки детей или жену. У каждого в команде свои обязанности, а если появляется кто-то из родственников, человек начинает заботиться о близком и отвлекается от общего дела. Это обуза для коллектива. Знаете, как мы выживали на необитаемом острове на съемках «Последнего героя»? Выигрывал тот, кто жил интересами коллектива.

- Кстати, о «Последнем герое». Что было самым трудным вдали от цивилизации?

- Я привык к дикой жизни, так что можно о приятном? Это очень интересно и полезно для организма! До «Героя» я весил 100 килограммов, а после осталось только 83!

- Да, кулинарными экспериментами на острове вы прославились. Децла и Влада Сташевского ядовитыми лягушками накормили, их потом еле откачали…

- Все случайно получилось. Я как-то предложил Децлу: «А давайте-ка, Кирилл Александрович, сходим ночью, половим чего-нибудь… » Одному мне было тяжело и неудобно: пока свечу на лягушку фонариком, она сидит, а когда подкрадываюсь к ней, отскакивает! У нас был свой порядок действий: Кирилл стоит на месте и светит на лягушку фонариком. Она обалдевает, а я подхожу и ловлю. Лягушки-то были вполне съедобные, готовка неудачная. У них очень ядовитая шкура, к тому же она плохо снимается, и, видимо, когда мы их чистили, яд попал на мясо. Толмацкий (настоящая фамилия Децла.  — Авт. ) — хороший кулинар, он тщательно и вкусно готовит, а тут вот ошибка вышла. Но справедливости ради замечу: помимо этих дурацких лягушек, мы наловили много чего вкусного и полезного.

- Домашних балуете деликатесами?

- У нас готовит жена. А вообще, я пробовал экзотические блюда. Когда был в ЮАР на международной конференции, мне предложили специальное экологическое меню. Запомнился бифштекс из мяса крокодила и особым способом приготовленные гусеницы. На десерт подавали экзотические ягоды. Но, честно говоря, больше всего мне нравится простая каша. Овсянка или гречка.

- С такой любовью к животным вы должны быть вегетарианцем…

- Совершенно верно, я вегетарианец и веду здоровый образ жизни. Уже много лет живу по оздоровительной системе Галины Шаталовой. У меня, кстати, есть все шансы дожить до ста: моя тетя отметила сотый день рождения! Недавно, на съемках последней программы «В мире животных», виделся с Владимиром Зельдиным. Ему 92 года, а он до сих пор в театре работает, представляете, в мюзикле «Человек из Ламанчи»! Сразу и Сервантеса, и Дон Кихота играет, весь спектакль поет, танцует. Такими людьми нельзя не восхищаться.

- Слышал, у вас в роду священники были.

- У меня очень интересное генеалогическое дерево. По линии отца, Николая Сергеевича, который был известным ученым-химиком, профессором кафедры органической химии Второго московского мединститута, превосходно знал латынь, греческий, английский и немецкий, увлекался палеонтологией, астрономией, ботаникой, корни уходят в высшие слои русского духовенства. Моим прапрадедом был митрополит Московский Филарет. По поручению Александра II в 1861 году он написал манифест об освобождении крестьянства, ранее вел переписку с Пушкиным. Но особенно велики его заслуги перед Русской православной церковью. Именно под его руководством был осуществлен перевод Библии на русский язык. В 1994 году митрополита канонизировали. А вот прапрадед по материнской линии, фон Дрейлинг, из старинного тирольского дворянского рода, был гвардейским офицером, участвовал в Бородинском сражении, а затем с боями дошел до Парижа.

«На телевидение сам напросился»

- Николай Николаевич, вы старейшина ТВ, вас не раз признавали самым популярным ведущим…

- Это приятно, но самой почетной награды я удостоился в конце ноября. Указом президента был награжден орденом Почета, который вручают за достижения в науке и искусстве. Награду вручил лично Владимир Путин, с которым прежде мне не доводилось встречаться. Признаюсь, я даже волновался. Владимир Владимирович сказал, что «В мире животных» — одна из любимых программ его дочерей. Теперь буду стараться оправдать доверие. Это моя первая серьезная награда, хотя неоднократно был отмечен различными телевизионными и экологическими дипломами и премиями, имею медали «Ветеран труда», «800-летие Москвы».

- А телевизор вы смотрите?

- Некогда. Я много работаю. В принципе, можно посмотреть полчаса, но лучше вместо этого почитать книгу или встретиться с журналистами. Не понимаю, как можно вечер убить за просмотром футбольного матча! Лучше сам пойду и поиграю в футбол во дворе.

- Помните, как на телевидение попали?

- Напросился. (Улыбается. ) Это было в 1964 году, еще до создания «В мире животных». Я привез из Средней Азии множество ящериц, змей, пауков, скорпионов. Все это кишело в доме, и я подумал: а почему бы не позвонить на телевидение и не предложить все это снять? Позвонил. «Не хотите?» — спрашиваю, а мне отвечают: «Да, пожалуйста, приносите». Ну я и принес свою живность в студию. Зверье как разбежалось! Еле собрал потом. Это был прямой эфир, передача называлась «Жизнь пустыни». В течение получаса всех животных я ловил, подтаскивал к камере и показывал. А через четыре года, когда появилась программа «В мире животных», меня пригласили в качестве выступающего к ведущему Александру Михайловичу Згуриди. С 1977 года я уже и сам ведущий, и отчасти автор передачи.

Мы выходим в эфир почти 40 лет. В первые годы сформировался костяк — это ученые, дрессировщики, ветеринарные врачи. Продолжаем путешествовать по странам и континентам, привозить оттуда уникальные рассказы. «В мире животных» остается прежней: та же заставка, та же музыка, те же темы, лишь несколько новых страничек редакторы придумали. Мы стараемся делать программу так, чтобы телезрители могли повидать страны и континенты, не выходя из дома. Для многих это единственный способ увидеть мир! Я считаю, если есть возможность общения с природой без посредства телевизора, лучше отвезти ребенка куда-то в лес, на речку. Совершенно необязательно ему знать, как устроен хобот у слона и сколько отростков на рогах уссурийского оленя. Гораздо ценнее научиться отличать елку от лиственницы, березу от ольхи, послушать пение птиц.

- У вас дома, наверное, целый зоопарк.

- Сейчас нет. Раньше были собаки, змеи и много другой живности, но пришлось всех раздать, потому что меня подолгу дома не бывает, а вешать ответственность за живых существ на семью просто не имею права.

«Меня кусала даже… дохлая оса!»

- Страсть к братьям меньшим у вас с детства? Кем хотели стать?

- В детстве мечтал быть… кентавром! (Смеется. ) Помню, все спрашивал отца: «Как сделать операцию, чтобы стать наполовину лошадью?» Дело в том, что меня с малых лет лошади окружали: отец и мать работали в научно-исследовательском институте коневодства. Мы жили возле конного завода, и я наблюдал за благородными животными. С 12 лет во время школьных каникул подрабатывал младшим табунщиком. А еще любил читать мифы Древней Греции. Все это и повлияло на мое желание стать кентавром.

Сколько себя помню, всегда был близок к природе. Мы жили в Подмосковье, я там учился до девятого класса, в сельскую школу ходил. Отец рисовал мне разные схемы, таблицы, планеты, космические корабли, даже учил латыни. Уже в шесть лет я читал книги на этом языке. Папа часто водил меня в походы, мы собирали гербарий, проводили археологические раскопки, наблюдали за птицами и зверями. И природа за бережное к ней отношение делала подарки. Например, весной, когда река разливалась, мост разбирали, и мы с ребятами не могли ходить в школу, которая находилась на другом берегу. (Смеется. ) Получались незапланированные каникулы.

После школы я поступил на биологический факультет МГУ имени Ломоносова, но, отучившись два года, ушел работать: хотелось доказать, что сам могу зарабатывать. Два года трудился на швейной фабрике, сначала был учеником, потом дошел до мастера по пошиву мужской верхней одежды. Но призвание чувствовал другое, поэтому вернулся в университет. Окончил кафедру биогеографии географического факультета, отучился в аспирантуре, защитил кандидатскую, сейчас преподаю в МГУ.

- Вы, кстати, не пробовали сосчитать, сколько раз были укушены, ужалены?

- Много, не перечесть. Но один случай вспоминаю с улыбкой. Меня укусила… дохлая оса! В Англии, в гостиничном номере. Я отжимался от пола и вдруг почувствовал резкую боль в руке. Оказалось, в ворсе ковра запуталась дохлая оса. Если нажать на брюшко даже мертвого насекомого, из него выскочит жало. Коллеги потом подшучивали надо мной, мол, Дроздова кусает все, что может укусить.

- А ситуации, опасные для жизни, случались?

- Не без этого. Не так давно в Танзании, когда снимали слонов, мы заехали очень далеко в джунгли, пробирались между кочек, поваленных деревьев. И за нами погналась слониха: чем-то мы ей не понравились! А ехали в машине с открытым верхом: я, водитель, оператор с камерой и ассистент. Стали удирать от разбушевавшегося животного. Если бы слониха настигла нас, за минуту расправилась бы с машиной! Ведь в порыве гнева это животное может хоботом раскидать людей, поднять и бросить автомобиль…

- Ужас! А еще говорят, что слоны — самые миролюбивые животные…

- Тоже правда. Просто животных нужно любить, тогда они ответят взаимностью. Далеко-далеко в Индии, где ступала нога только туристов-экстремалов, живет полудикий слон. Он купает туристов: хоботом набирает из реки воду и обрызгивает их. У меня сложилось впечатление, что этот слон, как человек, выполняет нудную и нелюбимую работу. Я подошел к нему, кое-что шепнул, почесал за ухом… И с какой нежностью он меня купал! Это надо было видеть!