Происшествия

«мою однокомнатную квартиру в доме на киевской улице отто шмидта продали как минимум шесть раз»

0:00 — 6 февраля 2007 eye 315

Ровно год назад в столице разгорелся скандал — руководство группы компаний «Элита-центр» оставило без жилья больше полутора тысяч семей, вложивших деньги в строительство новых домов Завтра, 7 февраля, возле столичной мэрии вырастут… бумажные дома. Таким образом инвесторы, пострадавшие от деятельности печально известной группы компаний «Элита-центр», попытаются в очередной раз привлечь внимание к своей беде. Как известно, в результате строительной аферы более полутора тысяч семей были поставлены перед фактом: их мечтам о новом жилье сбыться не суждено.

«Хотела даже машину продать, чтобы быстрее выкупить оставшиеся метры… »

… С Анной Полищук мы встретились через год после тех февральских событий. Я шла с работы, а она — с лечения химиотерапией. У женщины вскоре после разгоревшегося скандала с «Элитой-центром» обнаружили онкологическое заболевание.

- Анна Николаевна, с чего началась ваша «элитная» эпопея?

- Я воспитывала двоих детей без мужа, с которым мы давно уже развелись. Сейчас дочке тридцать, сыну — двадцать пять. В свое время я им помогла с жильем — расселила, но для этого пришлось влезть в долги. Сама же осталась в двухкомнатной квартире на Виноградаре. Дети мало чем могли мне помочь с погашением долгов: у дочки своя семья, сын только пришел из армии. И на семейном совете мою квартиру мы решили продать. Раздать долги, а мне купить однокомнатную в новом благоустроенном доме. Дети сказали: мама, делай так, как считаешь нужным.

Летом 2004 года я продала квартиру и временно переехала жить к дочери. Начала подыскивать варианты, но сразу как-то не подвернулось ничего стоящего. Время идет, а цены-то ползут вверх. Нужно было срочно что-то делать! В разных изданиях на глаза часто попадалась реклама строительства на улице Отто Шмидта. А Татарка территориально меня бы очень устроила — и от центра города недалеко, и к детям удобно добираться. В то время я могла совершенно спокойно за сумму от проданного жилья купить квартиру на Харьковском массиве, но не захотела далеко уезжать от родных.

Приняв решение, я поехала на Подол — на улицу Игоревскую, где у «элитовцев» был офис. Встретили меня хорошо, все рассказали, показали документы. Одному моему знакомому, тоже посетившему офис «Элиты-центра», настолько понравилось предложение застройщиков, что он решил выложить за квартиру сразу же всю сумму — 45 тысяч долларов. И за то, что сразу рассчитался, ему еще и скидку хорошую сделали — в две тысячи долларов.

- Какую часть внесли вы?

- Первый взнос — десять тысяч долларов. Пришла домой, показываю детям договор, планировку квартиры. Дочь сразу же на компьютере расставила в комнате мебель: «Мама, смотри, вот тут поставим кровать, а здесь будет твое рабочее место»… С мечтами о том, что совсем скоро у меня появится новая квартира, я часто ходила на стройплощадку, смотрела, как идет строительство. Сначала работа у них спорилась, дом рос. А потом стала я замечать, что процесс затягивается.

Ходила в офис «БИКа» (одна из фирм группы компаний «Элита-центр».  — Авт. ), спрашивала о сроках сдачи. Хотела даже машину продать, чтобы быстрее выкупить оставшиеся метры… Но мне отсоветовали это делать. Правда, перед Новым, 2006 годом, я все-таки отнесла очередной взнос — более 4 700 гривен. Долго думала, как поступить: отдать деньги или купить моим родным подарки к празднику? Дети сказали, что им ничего не нужно, обойдутся, мол, бубликами на елку…

- И что же вы решили?

- Помню как сейчас. Принесла деньги в офис, там стали пересчитывать купюры. А я говорю: «Не доставайте калькулятор, не считайте… Я знаю точно — этой суммы хватает не на метр двадцать пять, а на метр двадцать». Все было считано-пересчитано. На «пять сантиметров» я все-таки купила детям подарки. Всего же мне оставалось выкупить еще метров шесть.

«Мне часто снился один и тот же сон: я еду в поезде, который постоянно возвращается в точку отправления»

- Наверное, последующие события врезались вам в память на всю оставшуюся жизнь…

- Уже после Нового года мы со знакомым, который сразу выкупил всю площадь, в очередной раз поехали на стройплощадку. И встретили там женщину, которая поделилась своими переживаниями: сказала, что с нашим домом не все в порядке, и дала координаты форума «Татарка» в Интернете, где полным ходом шло обсуждение строительства. В первых числах февраля мы еще раз пошли к дому. Приходим, а там… сворачиваются работы. Мы подошли к рабочим, спросили… что случилось, с чем связана задержка? Они переглянулись и ничего не ответили.

У меня был мобильный телефон Олега Шестака — руководителя одной из фирм, входящих в состав группы компаний «Элита-центр», но он не брал трубку. Я запаниковала, позвонила знакомому и говорю: что-то мне не нравится все это, давай-ка сходим в центральный офис. Располагался он недалеко от станции метро «Лыбедская». Прибежали туда, запыхались. А там… никого! Офис опечатан — на двери объявление: мол, со всеми вопросами обращайтесь в офис на Игоревской. Мы туда, а там лишь инвесторы в панике мечутся. Потом была милиция, прием заявлений… Я впала в шоковое состояние, понимая, что мы, как говорится, приплыли. Знаете, уже потом мне стало известно, что мою квартиру продали разным инвесторам как минимум шесть раз!..

- У вас не было каких-то дурных предчувствий?

- Были! Мне вообще по жизни снятся вещие сны. В последнее время часто снилось одно и то же: как будто сажусь в поезд, а он везет меня в обратную сторону. Еду и думаю: куда же это он меня везет, ведь я только что оттуда приехала и обратно мне не нужно. А потом как-то в ваших «ФАКТАХ» прочитала свой гороскоп: «Внимательно проанализируйте свои сны». И все стало на свои места — вернулась, как говорится, на исходную позицию. Только уж и возраст не тот, и здоровье, чтобы начинать все сначала. Подкосили меня эти события.

- Как ваши родственники отреагировали на случившееся?

- Детям долго ничего не говорила, все держала в себе. Они узнали обо всем из теленовостей — увидели меня по телевизору. Знаете, я по жизни человек активный, все время стараюсь находиться в гуще событий. Может, зря скрытничала… Выплеснула бы эмоции, и полегчало б… Потом я очень активно принимала участие в работе инициативной группы пострадавших инвесторов, помогала милиции бумаги комплектовать. На митинги ходила, в палатках под мэрией ночевала… Так что когда у меня нашли опухоль, даже не удивилась. Наверное, все эти события, связанное с ними напряжение должно было во что-то вылиться.

У меня знакомую инсульт разбил. Ее семья в Евпатории собралась квартиру купить: подписали договор, деньги заплатили. Прошло время, и им предложили договор разорвать. Муж пришел домой, а она на полу, хрипит. Еще у одной из наших пострадавших отец умер…

- Как вы узнали о своей болезни?

- Совершенно случайно. Мылась в ванной и почувствовала в груди какой-то дискомфорт. Очень испугалась и побежала по врачам. Сделали мне УЗИ, отправили на анализы, на консультацию к маммологу… И буквально через десять дней, 19 декабря, я оказалась на операционном столе.

В тот же день получила сообщение на мобильный телефон: приглашали прийти под Шевченковский суд. Там наши инвесторы в судебном порядке пытались приостановить начало конкурса на строительство жилья для пострадавших. Посудите сами: участки бывший мэр нам выделил, а сейчас их хотят отдать непонятно какому инвестору. А у нас договора не оформлены! Получается, что к запланированному строительству мы не имеем никакого отношения. После наркоза я никак не могла понять, что происходит. Знаю одно: нужно вставать и куда-то бежать. Набираю телефон подруги и говорю: «Рая, я ведь после операции. К десяти утра не успею… » Мои соседки по палате смеются и кричат: «Вы на одиннадцать встречу перенесите… »

Я уже не знаю, что мне теперь делать с этой бедой. Конечно, не такое горе, когда теряешь близкого человека. Но беда страшная! Страшно то, что виновные остаются безнаказанными. Ведь так я и осталась жить у дочери, помогаю ей воспитывать внучку. А так хотелось отметить свой юбилей уже в новой квартире.

Несостоявшейся соседке Анны Николаевны — Оксане Карташовой (имя и фамилия моей второй собеседницы изменены по ее просьбе) «повезло» еще меньше. Она, ее мама и маленький сын остались вообще без жилья. Семья жила в двухкомнатной квартире, окна которой выходили на достаточно оживленную киевскую магистраль. Мальчик страдал от аллергии, и врач посоветовал сменить место жительства — болезнь могла перерасти в астму. Всерьез задумавшись о здоровье ребенка, мама решила заняться поисками нового жилья. Как и все инвесторы, Оксана обратила внимание на активную рекламную кампанию, которую вела «Элита», — от биллбордов до статей в уважаемых журналах и на порталах торговли недвижимостью.

- Не могу сказать, что очень доверчива, — говорит Оксана.  — Перед тем как заключить договор, я постаралась обезопасить себя от возможного мошенничества. Выбранная мною компания работала на рынке достаточно давно, я видела площадки, где строили дома, в офисе нам показывали необходимые документы, утвержденный проект. Походила по площадкам, где, как мне говорили сами строители, работа велась в три смены. Решив, что времена финансовых пирамид типа «МММ» уже прошли, я купилась на это предложение. Казалось, проверила абсолютно все, что могла, и подписала договор. Выбор пал на дом, строящийся по улице Отто Шмидта,  — там меня все устраивало: рядом школа, парк, где полюбил гулять сын. Ведь, продав свою квартиру, мы сняли жилье рядом с нашим будущим, как думалось, домом. Уже и мысленно мебель расставляли, и комнаты распределили. Собирались покупать все, что нужно для ремонта.

«Если бы не наша активность, размах аферы был бы значительно больше»

- Осенью 2005 года некоторые инвесторы обнаружили, что их квартиры продавались по несколько раз. А вашу, Оксана?

- Я читала на форуме о двойниках, и это меня насторожило. Поехала проверять — оказалось, все в порядке. Но, как говорится, осадок остался. Инвесторы стали волноваться. Знаете, мне кажется, что мы спугнули этих махинаторов. Если бы не наша активность, размах аферы был бы значительно больше. Говорят, у них было больше десяти участков земли под застройку.

- Как вы встретили 6 февраля 2006 года?

- На работе. У нас была договоренность о встрече с руководством компании. Захожу на форум, читаю… Мое состояние можно было охарактеризовать двумя словами: шок и ступор. Квартиры нет, денег нет, а мы, считайте, оказались на улице.

- Что сказал по этому поводу ваш муж?

- Он… пригрозил лишить меня родительских прав. Я, дескать, оставила сына без крыши над головой. Вот так и живем в состоянии неустойчивого равновесия: я его не трогаю, а он — меня… Знаете, как-то приснился мне страшный сон за пару дней до случившегося. Привиделось, что упала я в грязь с большой высоты. Встала, пытаюсь эту грязь с себя счистить… Получилось, сон в руку.

… Весь прошедший год пострадавшие инвесторы, что называется, не выходили из судов. Как рассказала «ФАКТАМ» адвокат «элитовцев» Елена Резниченко, на днях состоялось предварительное судебное заседание по обвинению Игоря Цыганка, одного из основателей фирмы, входящей в группу компаний «Элиты». Но этот суд не решит проблем пострадавших.

- Если одной фразой описать состояние дел на сегодня, то это будет цитата из басни: «А воз и ныне там», — говорит Елена Резниченко.  — Через год после того как строительная пирамида лопнула, мы все топчемся на месте. Сейчас инвесторы массово обращаются в суды, чтобы их признали потерпевшими. И это после того, как аналогичное решение было принято следователем! Я сейчас оформляю иски от имени полусотни обманутых инвесторов. 15 февраля киевские власти обещают объявить победителя конкурса на строительство жилья для «элитовцев». Но мы обратились в суд с просьбой приостановить этот процесс. Пытаемся добиться от суда одного ответа: решит ли это наши проблемы?