Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
"Фарфоровые" истории.
10 декабря 2019

6:43 — 10 декабря 2019 eye 28

РАССВЕТ
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Время выпуска: 1999
Скульптор: Juan Huerta
Высота: 49 cm

Не каждому будущему художнику везёт родиться в семье, знаменитой творческими личностями в нескольких поколениях. Ей повезло. Зинаида Серебрякова родилась ровно 135 лет назад, 10 декабря 1884 года, в имении Нескучном, которое в то время к Белгородскому уезду Курской губернии, а затем вошло в состав Харьковской области Украины. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости тоже была художником-графиком.

Окончив женскую гимназию и художественную школу, Зинаида отправилась в путешествие по Италии и Франции. И именно в Париже, где ей довелось заниматься в Академии де ла Гранд Шомьер, она влюбилась, а вскоре и вышла замуж за студента Бориса Серебрякова, кстати, приходившегося ей кузеном. Молодая художница быстро добилась европейской известности. Её ранние работы — автопортрет «За туалетом» (1909, Третьяковская галерея), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей), «Купальщица» (1911, Русский музей) и другие были признаны маститыми критиками, подчёркивавшими простоту сюжетов, гармонию и пластичность стиля художницы.

Октябрьскую революцию в России Зинаида Серебрякова встретила в родном имении Нескучном. Но категорически не приняла её. Тем более, что в связи с начавшимися грабежами зажиточных семей ей с детьми пришлось в декабре 1917 года переехать сначала в Змиев, а затем в Харьков. После внезапной смерти мужа, ставшего жертвой разразившейся в городе эпидемии тифа, Серебрякова с четырьмя детьми и больной матерью на руках осталась практически без средств к существованию. Их семейное имение было разграблено и сожжено большевиками. Но художница продолжает создавать всё новые и новые картины.

Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. И как раз в это время она пишет одни из самых знаменитых своих работ — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик». Она могла бы неплохо зарабатывать, рисуя портреты комиссаров, как это вынуждены в то время были делать многие из её знакомых художников. Но Зинаида отказалась от этого, предпочитая прозябать в Харьковском археологическом музее, выполняя карандашные наброски экспонатов.

Осенью 1924 года она получила заказ на большое панно в Париже. Уехав туда, она смогла устроить переправку во Францию двоих детей. Ещё двое так и остались на долгие годы с её матерью. В Советский Союз художница, ставшая в Париже популярной и весьма почитаемой, уже так и не вернулась. Только с наступлением хрущёвской оттепели дети начали приезжать к ней в Париж, а в Киеве, Москве и Ленинграде прошли большие выставки её работ. Альбомы с репродукциями работ Серебряковой печатаются в СССР миллионными тиражами, а её картины начинают сравнивать с Ренуаром и Боттичелли. Они, конечно же, заслуживали столь высоких оценок. Правда, признание в родной стране пришло к знаменитой художнице слишком поздно…

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.