Культура и искусство

Режиссер картины «тарас бульба» владимир бортко: «в моем фильме будут кровавые сцены, где людям вспарывают животы и отрубают головы»

0:00 — 8 февраля 2007 eye 751

Первые эпизоды киноленты по известному произведению Гоголя уже сняли в Запорожской области на острове Хортица

То, чего давно ждали отечественные любители кино, наконец свершилось. Российский режиссер Владимир Бортко, создавший первые части «Бандитского Петербурга», телеверсии булгаковских «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты», а также сериал «Идиот» по одноименному роману Достоевского, приступил к съемкам 150-минутной картины «Тарас Бульба». Несколько эпизодов будущего блокбастера были сняты в первые дни февраля.

«Тарас Бульба не так прост, это не шаровары и не сало»

Строительство историко-культурного комплекса «Запорозька Сiч» в Национальном заповеднике «Хортица» практически завершено. Он занимает три гектара и состоит из 19 сооружений, среди которых церковь, корчма, курени, кузница, на валах установлены пушки. В августе прошлого года Владимир Бортко побывал на острове и решил, что грех не использовать такую натуру в «казацком» фильме. Рядом с комплексом уже выросло бутафорское село, где будут жить персонажи «Тараса Бульбы». На главную роль приглашен знаменитый Богдан Ступка, его киноженой станет Ада Роговцева. Старшим сыном Тараса — Остапом — будет Владимир Вдовиченков (»Бригада», «Бумер»), младшим — Андреем — Игорь Петренко (»Водитель для Веры», «Волкодав»). Немаленькую роль предложили и Михаилу Боярскому: он сыграет казака Шило. Роль еврея Янкеля получил Сергей Дрейден (»Окно в Париж», «Фонтан»). Специально для Остапа Ступки создан такой персонаж, как казак Вертихвост, который у Гоголя упоминается вскользь. А есаулом, помощником Бульбы, будет известный украинский актер Лесь Сердюк.

- Владимир, некоторые газеты написали, что в вашем фильме заняты российские звезды Сергей Безруков и Гоша Куценко.

- И что приглашены Даниэль Ольбрыхский и Марина Александрова. Так вот, никого из этих актеров не будет, — заявил режиссер.

- Почему вы решили снимать картину по Гоголю?

- Его произведения в числе моих любимых книг. И потом, когда нация переживает не лучший период духовного развития, хочется напомнить о замечательных предках, которые показывали, как надо относиться к жизни и любить Родину. Мне кажется, это чрезвычайно важно и для Украины, и для России. Попытаюсь не просто высказаться по поводу написанного Гоголем, а рассказать, как МНЕ кажется, о чем хотел поведать писатель. Предательство Андрея — главная тема фильма. Почему он предал Родину? Полюбил панночку, она красивая. Что тут еще рассказывать? Оказывается, есть что. Гоголь на трех страницах описывает размышления Бульбы о том, почему Остап ему нравится больше, чем Андрей. Потому что он чувствует раздвоенность в Андрее, а любая раздвоенность — это уже шаг к предательству с точки зрения людей, исповедующих некую идею.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: незамысловатые люди, не совсем трезвые, что-то пишут, хохочут. А начинаем читать Гоголя — и вдруг выясняется, что Тарас Бульба не так прост, это не шаровары и не сало, у человека есть свое представление о порядочности. И все, происходящее вокруг, он сравнивает с этим представлением. Богдан Ступка сказал, что не будет таким Тарасом Бульбой, как на картине Репина. С чего начинается повесть Гоголя? Со слов: «А поворотись-ка, сынку. Экой ты смешной». Что перед этим? Бульба послал сыновей на два года в киевскую бурсу, тогда это была территория Польши. Его тревожит, какими вернутся сыновья, не изменились ли они.

- С этой сцены и фильм начнется?

- Нет, с казни. Только не Остапа или Андрея, а другой, в Варшаве. В это время Тарас сидит у себя на хуторе и ждет сыновей. Он понимает, что происходят вещи, унижающие его Родину и веру. Подходит к воротам, а за ними — заснеженная земля. И где-то там его Остап и Андрей.

- Где будут проходить съемки?

- География фильма соответствует тому, что написано в книге. На Хортицу приедем еще раз — летом. Кроме того, будем снимать в Каменец-Подольском и Хотине, где сохранились крепости, а также в Варшаве. Если Гоголь написал: «Ах, степи! Как вы, черт возьми, хороши!», то вот они, в заповеднике Аскания-Нова. Цвести степь будет в начале мая, тогда и начнем снимать путешествие Тараса с сыновьями на Сечь. Эпизод, в котором Андрей идет по улице и видит в окне панночку, снимем в Киево-Печерской лавре. Парень влезает к панночке в окно и оказывается в декорациях на «Ленфильме». Это кино! На студии «Ленфильм» сейчас создают десять декораций. Все интерьеры будем снимать там.

- Почему не используете возможности Музея архитектуры и быта в Пирогово под Киевом?

- Мы хотели построить там хутор, причем гарантировали его полную историческую достоверность и дальнейшую передачу музею. Но руководство музея сказало: «Не треба». Почему? Да я и сам не знаю. К счастью, в Запорожье мы нашли взаимопонимание и поддержку.

«По сложности постановки фильм можно сравнить с «Войной и миром» Сергея Бондарчука»

- Говорят, бюджет «Тараса Бульбы» — 25 миллионов долларов.

- Если бы! К сожалению, это не так. Я не имею права называть настоящую цифру, но скажу: для современного блокбастера достаточно. У нас будет около 200 всадников и до тысячи пеших воинов. В июле понадобятся физически крепкие мужчины для съемок в массовке. Непременное условие — стрижка по казацкой моде. По сложности постановки картину можно сравнить с «Войной и миром» Сергея Бондарчука. Из Голливуда пригласили известного постановщика схваток Ника Пауэлла. (Он тренировал Рассела Кроу для съемок фильма «Гладиатор» и учил фехтовать Тома Круза перед началом работы в картине «Последний самурай».  — Ред. )

- Кровавые сцены в фильме будут?

- Конечно. Война — жестокое дело. Как сказал Бульба перед битвой, дело великого пота и великой казацкой доблести. А доблести без крови не бывает. В фильме можно вспороть человеку живот, и такой кадр, наверное, будет. И рубка голов тоже. Но не смакование этого.

- В Украине принят закон о дублировании иностранных фильмов на украинском языке. Как отнесетесь к тому, что вашу картину дублируют?

- Если бы речь шла об «Идиоте», я был бы против. А если «Тараса Бульбу» купят, даже буду настаивать! У вас есть кому перевести и озвучить. Богдан Сильвестрович сделает это легко и профессионально. Гоголь-то писал по-русски, но с соблюдением музыки украинского языка.

- Вы знаете, что украинский режиссер Виктор Гресь давно мечтает снять «Тараса Бульбу»?

- Да, и фамилия Гресь для меня ассоциируется с его замечательным фильмом «Черная курица, или Подземные жители». Но я тоже хочу снимать! В России есть деньги и люди, которые хотят мне помочь. Дай Бог, чтобы фильм по Гоголю сняли и на Киностудии имени Довженко, буду только рад…

В наш разговор включается художник-постановщик фильма Сергей Якутович:

- Я дважды иллюстрировал «Тараса Бульбу». Когда в прошлом году вдруг позвонил Бортко, подумал: это судьба. Нарисовал костюмы, оружие — около 580 эскизов. А недавно встретил чиновницу из Минкультуры, которая курирует кинематограф. Она мне: «Как ты мог! Ведь Гресь хочет делать «Тараса Бульбу»!» Я ответил: «Мне 55 лет. Если марсиане будут снимать этот фильм, стану работать с марсианами!»

- Правда, что музыку к картине пишет Игорь Корнелюк — автор популярной мелодии из «Бандитского Петербурга»?

- Да. Мы с Игорем живем в Санкт-Петербурге на одной улице, — отвечает Владимир Бортко.  — Он не только к «Бандитскому Петербургу» музыку писал, но и к «Идиоту», и к «Мастеру и Маргарите». У него есть украинские корни, поэтому украинский фольклор, литература ему не чужды. Как, собственно, и мне… Я ведь, можно сказать, вырос в киевском Театре имени Ивана Франко. Там служила моя мама — Марина Захаренко. Помню, как в антракте бегал в актерский буфет пить «Нарзан». А знаменитый Амвросий Бучма там выпивал кое-что покрепче. Он сажал меня на колени и пел красивую песню: «Чухш, брате мiй, товаришу мiй, вiдлiтають сiрим шнурком журавлi у вирiй. Кличуть: «Кру, кру, кру, в чужинi умру, поки море перелечу, крилоньки зiтру… »

«Картину закончу 24 февраля 2008 года. В 3 часа 50 минут»

- Ваша мама была женой известного советского драматурга Александра Корнейчука…

- Прожила с ним десять лет, до его смерти в 1972 году, — говорит Владимир Бортко.  — Моя юность пришлась на этот период. В 1969 году, во время событий в Чехословакии, я задавал Александру Евдокимовичу чрезвычайно резкие вопросы, спрашивал, что мы там делаем. А он был махровым коммунистом, пил валидол и пытался что-то объяснить… Кстати, улица Чапаева в Киеве, на которой я когда-то жил, называется так и сейчас. А бульвар, носивший имя Корнейчука, переименовали. Хотя таких людей, как он, мало.

- Вы учились в Киеве, а потом уехали в Ленинград. Почему?

- Действовало правило: чем дальше от центра, тем суровее режим. В Киеве коммунисты свирепствовали больше, чем в Москве. Студия имени Довженко была особой организацией, посмотрите, какие фильмы там снимали, и все поймете. Я свободно говорил по-украински, но не понимал, чего от меня хотят. Мой первый фильм «Канал» был о строительстве Крымского канала, такие «поделки» меня заставляли выпускать. А я хотел РАБОТАТЬ, потому и уехал.

- В 1978 году вы сняли картину «Комиссия по расследованию» об аварии на атомной станции, а в 1986-м произошла Чернобыльская катастрофа. В мистические совпадения верите?

- Тут не до мистики. Мне после института дали сценарий, по которому снимать в принципе было невозможно. Представьте: на атомной станции авария, ее устраивает главный инженер. Но его не судят, наоборот, он должен быть хорошим, потому что новатор. Мне пришлось снимать это, поскольку вопрос стоял так: или я буду режиссером, или нет.

- С «Мастером и Маргаритой» Булгакова тоже связано много разных предрассудков. Не боялись браться за эту работу?

- Нет. Видите, живу пока, и фильм посмотрели 46 миллионов человек. Более того, недавно я получил за «Мастера» приз на престижном фестивале во Франции, о чем ни одно российское издание не сообщило… А вообще, ничего бояться не надо. Я вам расскажу историю про Юлия Цезаря. Когда он должен был отправляться на Сицилию, на море разыгралась буря. Но несмотря на это, император прыгнул в лодку и крикнул: «Плыви, ты везешь Цезаря к его счастью!» И буря мгновенно стихла. У человека, ведущего за собой людей, должна быть удача.

- После удачных киноработ ощутили вкус славы?

- Можно сказать и так. Однажды поздно ночью мы с оператором стояли на улице. Ни автобусов, ни троллейбусов. Останавливаем самосвал. Водитель спрашивает: «Кто такие?» — «Мы снимали «Собачье сердце».  — «Садитесь, подвезу бесплатно».

- Когда планируете «Тараса Бульбу» закончить?

- Сейчас скажу. 23-го, нет, 24 февраля 2008 года. (Смотрит на часы. ) В 3 часа 50 минут.