22-летнему парню, который из-за рассеянного склероза стал обездвиженным и практически ослеп, столичные нейрохирурги помогли встать на ноги и вернули зрение
Три года назад в столичный Институт нейрохирургии Вячеслава принес на спине отец. Парня болезнь сразила наповал — за год он перестал ходить, почти ослеп. Врачи вынесли ему приговор: рассеянный склероз. Сказали, что заболевание не лечится. Статья в «ФАКТАХ» о новом методе лечения этого недуга, который применяют в Институте нейрохирургии в Киеве, подарила семье Вячеслава надежду. Родители привезли сына в столицу, парень прошел два курса клеточной терапии.
- Я уже не видел, какая еда в тарелке лежит, не мог донести ложку ко рту, — рассказывает Вячеслав, житель Полтавской области. — Чтобы я сидел и не падал, бабушка обкладывала меня в постели подушками. Стандартное лечение, которое мне назначали, не помогало. Но уже спустя неделю после того, как в Институте нейрохирургии мне ввели стволовые клетки в спинной мозг, я почувствовал: в позвоночнике появляется сила. Он стал таким крепким, что я уже мог садиться. А через две недели передвигался по коридору больницы с ходунками.
Сегодня Вячеслав — внешне здоровый человек. Он не только может обходиться без посторонней помощи, но ездит на мотороллере, проходит пешком пять километров. Уже в течение трех лет Вячеслав не принимает лекарства, без которых у страдающего рассеянным склерозом недуг прогрессирует. Таблетки ему больше не нужны. Вячеслав приехал в Киев на контрольное обследование.
- У Славы стопроцентное зрение, восстановились двигательные функции, — говорит старший научный сотрудник Института нейрохирургии им. А. П. Ромоданова АМН Украины заведующий научно-организационным отделом Николай Сапон. — При рассеянном склерозе разрушается «изоляционная оболочка» на нервных проводниках в спинном и головном мозге. В том месте, где нерв оголяется, происходит «короткое замыкание», и сигналы не доходят до конечного пункта. Из-за этого постепенно нарушаются важные функции в организме. У Вячеслава после введения стволовых клеток очаги разрушения нервных оболочек значительно уменьшились, а некоторые и вовсе исчезли. Мы сделали ему миографию — исследование, которое определяет скорость проведения импульсов по нервам, сейчас у пациента показатели в пределах нормы. Это один из первых наших больных с таким диагнозом, которым мы начали вводить стволовые клетки, и у него лучший результат лечения. Попадая в организм, клетки могут восстанавливать и даже замещать поврежденные структуры нервной системы. Слава — уникальный пациент. Вопреки всем прогнозам, ему удалось повернуть болезненные процессы вспять. Мы сами были удивлены такому результату, поскольку метод помогает далеко не всем больным.
У Вячеслава в инвалидной книжке написано, что он не может обходиться без посторонней помощи. Рассеянный склероз у него развивался так стремительно, что за год у парня проявились все симптомы. У большинства людей недуг прогрессирует в течение 10-20 лет.
- Сын заболел в 15 лет, в ту пору он закончил девятый класс и поехал учиться в колледж в Хорол, — вспоминает мама парня. — Когда приезжал домой, жаловался, что ему тяжело учиться, он не может читать, буквы двоятся в глазах. Рассказывал, что иногда не чувствует ног и спотыкается на ровном месте. Слава был здоровый крепкий парень, и, честно признаюсь, мы не воспринимали его слова серьезно, думали, он просто не хочет учиться. Однажды Славик приехал домой, я налила ему суп, а он спросил: «Что в тарелке?» Тогда мы всерьез забеспокоились. Наша семья живет в селе Сазоновка, мы поехали в больницу райцентра.
Медикаментозное лечение, которое затем парень проходил в больнице, тоже не принесло результата.
- Родители уходили на работу, а старенькая бабушка ухаживала за мной, — вспоминает Вячеслав. — Я почти превратился в растение. Бывали моменты, что подумывал уйти в монастырь Сейчас я купил в кредит компьютер и скутер. Хочу освоить компьютер и устроиться на работу в райцентре. Добираться туда буду на мотороллере.
- Хотя у Вячеслава в самом деле потрясающий результат лечения, мы не хотим слишком обнадеживать других больных, страдающих рассеянным склерозом, — продолжает Николай Сапон. — Клеточная терапия — не панацея. Хотя это новое направление в медицине считается самым перспективным на сегодняшний день, все же механизмы действия стволовых клеток еще не полностью изучены. Они обладают колоссальным потенциалом, содержат информацию, необходимую для роста целого организма. Но важно суметь распорядиться возможностями клеток так, чтобы у больного восстановились нарушенные функции. Над этим работают ученые во всех странах мира. На практике же метод применяется лишь тогда, когда другие доступные средства оказались неэффективными. Однако, если человек уже давно утратил двигательные функции, прикован к постели на протяжении десяти лет, то шансы восстановиться у него значительно ниже. Ученые проводили эксперимент: абсолютно здоровые люди должны были постоянно лежать в постели, не вставая, их кормили с ложечки, умывали. Спустя месяц у них начинались необратимые процессы в нервной системе, и эксперимент прекращали. Случай Славы уникален еще и тем, что парень поступил к нам почти через год полной обездвиженности.
- Чтобы вводить стволовые клетки, не делая при этом каждый раз пункцию, мы подшили Вячеславу под кожу специальный резервуар для лекарств — памп-систему, — рассказывает Николай Сапон. — Ее разработали специалисты нашего института. Эта система соединялась с областью вокруг спинного мозга (ликвороносным пространством), куда требовалось доставить клетки, при помощи специального катетера. Так что пациенту вводили стволовые клетки, делая инъекцию, — только прокалывали кожу. За один курс мы проводим от трех до пяти нейротрансплантаций. Вячеслав прошел два курса. Некоторым пациентам вводят стволовые клетки каждые полгода, чтобы поддержать эффект. У Славы сейчас в этом нет необходимости.
Почему возникает рассеянный склероз, медики до сих пор не знают. В силу неясных причин иммунная система человека атакует нервную ткань. Проявления болезни зависят от того, какие нервы пострадали. Если зрительные, то человек слепнет, если двигательные — нарушается координация движений, исчезает сила в руках и ногах. Уже через десять лет половина заболевших теряет трудоспособность, а спустя 25 лет больные становятся прикованными к постели.
По статистике, больше всего людей, страдающих рассеянным склерозом, живет в средней полосе северного и южного полушарий. Например, чукчи не болеют этим недугом, а у скандинавов есть фатальный ген, у них больше всего больных. В Украине меньше страдающих рассеянным склерозом проживает в Крыму. Риск заболеть выше у тех, кто живет в Полтавской, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Житомирской и Хмельницкой областях.
- Человек, заболев рассеянным склерозом, медленно умирает, так как пока медицина не может предложить больным гарантированный метод лечения, — говорит заместитель директора Института нейрохирургии профессор Виталий Цымбалюк. — Этих пациентов наблюдают и лечат неврологи. Мы же пытаемся применять стволовые клетки при самых разных патологиях нервной системы. Так, за три года сделали 30 нейротрансплантаций людям с таким диагнозом. Это были пациенты-волонтеры. Они знали, что это новый метод лечения, который проходит клинические испытания. По нашим наблюдениям, результаты лечения лучше у мужчин, чем у женщин, которые болеют, к сожалению, чаще. Но все же в большинстве случаев у пациентов отмечается улучшение состояния.