Происшествия

На масленицу зять торжественно катал тещу по селу на санях, угощал горилкой, варениками и блинами

0:00 — 10 февраля 2007 eye 519

В Прощеное воскресенье перед началом Великого поста нужно было помириться с родными, друзьями и даже с врагами

Завтра, 11 февраля, православные будут наедаться мяса. Ведь уже с понедельника на колбасы, ветчину да сало можно будет лишь облизываться. Приближается Великий пост (в этом году с 19 февраля по 7 апреля), а значит, о скоромном придется забыть аж до Пасхи (8 апреля). Последняя неделя перед постом — Масленица — посвящена блинам, вареникам и пирогам с рыбными и творожными начинками…

Девушки узнавали, выйдут ли они в этом году замуж, гадая на оставшихся от холодца косточках

С мясными блюдами было принято прощаться в воскресенье перед Масленицей. В народе этот день назывался «нiжкове пущення», так как к обеду полагалось сварить холодец из свинины. К слову, доесть его нужно было успеть к вечеру, вот и объедались наши предки, приговаривая: «Хоч пузо роздайсь, а Божий дар не залишайсь».

Пока люди семейные страдали от обжорства на «нiжковi заговини», девчата гадали на косточках, оставшихся от холодца. Делалось этот так: с наступлением сумерок красавица выходила на улицу и бросала от порога к воротам кость. Если она долетала, значит, девушка весь год будет здоровой, а перелетала через ворота — обязательно выйдет замуж.

Ну а утром народ весело встречал Масленицу — шумный и сытный праздник. Пекли блины и оладьи, которые в разных регионах назывались «завиванцi», «оладки», «налисники», «млинцi»… Но главным блюдом были галушки и вареники с творогом. Их лепили практически каждый день, приговаривая: «Вареники доведуть, що i хлiба не дадуть». Что касается галушек, то их делали не только из пшеничной и ржаной муки, но и из различных круп.

Сыропустной неделе очень радовались замужние женщины. Еще бы! Они на совершенно законных основаниях забывали на семь дней о тяжелой работе и прялке. Свободное время посвящали посиделкам с родственницами и соседками. Подруги собирались в шинке или у кого-то дома, угощались варениками и слегка (а иногда и не очень) выпивали, для чего в складчину покупали горилочку. Так, в понедельник женщины «наставляли Масницю». После чарочки подруги пускались в пляс и между делом приговаривали: «З Масницею поздоровляю, дай, Боже, щоб другощ дiждатися». Оставлять недопитое не полагалось, такой соседке хозяйка пеняла: «На що ж ви менi на сльози оставляхте?»

Но самым насыщенным днем был четверг. Женщины поднимали чарки за то, «щоб телята водились» и «масло не згiркло». Потом хмельная компания выходила на улицу «колодкувати». Украшенную лентами, платками и цветами деревянную скалку носили по дворам и привязывали к ногам холостяков. Освободиться от колодки можно было, только угостив компанию горилкой, сладостями или заплатив деньги.

А еще с колодкой связан другой обычай. Если в селе в минувшем году родился внебрачный ребенок, то на Колодия женщины отправлялись к отцу младенца, силой вытаскивали его из хаты, клали ему на руки колодку, завернутую в пеленки, предварительно одолженные у трех семей с новорожденными. Нерадивого отца обязательно заводили во двор к обманутой женщине и там привязывали ему к ноге колодку. Мужчину заставляли поклониться молодой матери и поцеловать своего ребенка. Снять колодку разрешалось только на следующий день, да и то за выкуп — и младенцу, и «жiночому суду».

В пятницу подруги «воспитывали» зятьев. В этот день муж дочери торжественно усаживал тещу в сани и с почестями возил по селу. Если зять считал свою вторую маму сварливой и непреклонной, то он выбирал дорогу поухабистей. И за праздничным столом зять не забывал уделять внимание своей теще, провозглашая в ее честь тосты: «Пийте, люди добрi, по повнiй чарцi, хай у мохщ тещi горло не пересихах!»

Справедливости ради стоит заметить, что на Масленицу выпивали не только женщины. Пока они «устанавливали справедливость» в отношениях своих и чужих семей, их мужья дома угощались варениками, пирогами да блинами и поднимали чарочки «за жiнок, добробут i багатий врожай».

Парубки и девчата с пением носили или возили в санях по селу соломенное чучело-зиму. К слову, в разных регионах Украины куклу делали по-своему: на западе «масленица» была из дерева, с распущенными волосами и в пестрой одежде, а в центре и на востоке — соломенная с цветастым платком на голове.

Дети кидали в чучело снежки, а затем «масленицу» сжигали или топили в реке — таким образом провожали зиму. А еще девчата и парубки «водили козла»: взявшись за руки, танцевали и пели песни… про козла.

На Сретение полагалось принести домой из церкви воду, которая защитит семью от сглаза

В этом году на масленичную неделю припадает праздник Сретение (15 февраля), который в народе называют «Стрiтення» или «Стрiчань». В этот день зима и лето спорят, кто сильнее. Препирания обычно доходят до драки, из-за чего погода становится очень переменчивой: то мороз с метелью, то оттепель.

Для христиан Сретение означает встречу, происшедшую больше двух тысяч лет назад. На сороковой день после рождения Иисуса Христа Дева Мария и Иосиф принесли младенца в храм, чтобы посвятить Богу. У входя их ждал благочестивый старец Симеон, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Встретив Дитя Божье, Симеон взял его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба своего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение… » Так произошла встреча Ветхого и Нового Завета.

На Сретение в церквах освящают воду и свечи. Эти свечи когда-то назывались в народе «громичними»: их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы оберегали людей и домашний скот от удара молнии. Воду в храме полагалось набрать в новую посуду. Сретенскую воду берегли для особых случаев, поскольку верили, что она не только от обычных болезней исцеляет, но и от сглаза и порчи спасает.

Иногда в ночь на Сретение хозяева гадали, урожайным ли будет лето. Для этого они набирали в миску зерна, разных семян и ставили во дворе. Если утром в миске появлялась роса, значит, урожай зерновых будет богатым, если росы не было — скудным.

Считалось, что в этот день «з вирiю» начинают возвращаться птицы: «Проснулися громицi — повертаються птицi». И вообще по погоде на Сретение судили о том, какой будет весна. Если 15 февраля оттепель — весна ранняя и теплая, холодно — кожух прятать рановато. А выпавший в этот день снег обещает затяжную и дождливую весну.

Масленица завершается Прощеным воскресеньем — «прощами», «прощальною» или «шутковою недiлею». Главное, что нужно было сделать в этот день, — попросить прощения у родных, друзей и даже врагов. «Прости мене!» — говорил пришедший в дом к соседям гость. В ответ он слышал: «Бог простить!» Этот обычай не распространялся только на детей. Взрослые, повинившись друг перед другом, трижды целовались, и после этого все конфликты исчерпывались, теряли греховную суть.

Кстати, особо богобоязненные люди в Прощеное воскресенье оставались дома, усмиряли себя в еде, а горилку и вовсе не пили. Более того, в некоторых регионах уже с этого дня супруги воздерживались от интимных отношений. Считалось, что если муж ляжет спать с женой, то «вовк поросят з'щсть». Люди более свободных нравов доедали скоромные блюда и опустошали чарки.

В этот день можно было выяснить, которая из соседок ведьма. Делалось это так: в Прощеное воскресенье нужно завернуть в холстину немного творога и три ночи держать его за печкой, после чего завязать в рубаху и носить на себе весь пост. По поверью, в Великую субботу перед Пасхой все ведьмы явятся к этому человеку в дом — просить творога, но он не должен давать им ни кусочка, иначе погибнет.

А еще в Прощеное воскресенье по хатам ходили женщины, переодетые цыганками, просили творога на вареники и при этом кричали: «Масниця, Масниця, яка ти мала, якби тебе сiм тижнiв, а посту одна!» Ну а прощаясь, женщины предупреждали: «Люде бавляться, всьо п'ють, гостяться, бо завтра вже пiст, вже не можна».