Культура и искусство

Народный артист россии, режиссер александр митта: «на съемках интимных сцен в фильме «экипаж» александра яковлева разделась без особых раздумий, а вот леня филатов снимать брюки отказался наотрез… »

0:00 — 13 февраля 2007 eye 829

Автор первого советского фильма катастроф рассказал «ФАКТАМ», как создавался отечественный блокбастер Фильмы Александра Митты знает и любит не одно поколение зрителей: «Друг мой, Колька», «Звонят, откройте дверь», «Гори-гори, моя звезда», «Сказка странствий», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким и Алексеем Петренко в главных ролях. Картина режиссера «Затерянный в Сибири» выдвигалась на кинопремию «Оскар», а «Экипаж» стал первым советским фильмом катастроф!

«Дважды в год Вася Шукшин обязательно напивался и шел бить… милицию»

И вот легенда советского кино, режиссер Александр Митта в Киеве! В столичном Доме кино он давал мастер-классы начинающим режиссерам и сценаристам. Целую неделю 73-летний мэтр ежедневно вел занятия с 17. 00 до 23. 00. А утром, просыпаясь не позже 8. 00, готовился к лекциям и практическим занятиям: отбирал иллюстративный материал, продумывал задания для слушателей, которые прибыли из разных городов Украины — Одессы, Севастополя, Харькова, а кто-то вообще из других государств СНГ — Узбекистана, Азербайджана…

Остановился Александр Наумович в съемной квартире. Трапезничал в ресторанчике поблизости, заказывал обычно вареники с черникой и деруны со сметаной.

Последний раз Александр Митта был в Киеве лет семь назад.

- Киев практически не изменился, — улыбается режиссер Александр Митта.  — Люди у вас, как и в прежние времена, приветливее, чем в Москве. Таксисты, покупатели и продавцы в магазинах, прохожие на улице… Не говоря уже о моих «курсантах» (смеется).

- Ваши курсы стоят немалых денег — 300 долларов, но попасть на них, говорят, не так еще и просто… Учиться у самого Митты — это звучит гордо! А вы ведь тоже учились у легендарных режиссеров — Александра Довженко, Михаила Ромма…

- Да, у меня в этом плане биография завидная. Начинал я во ВГИКе (Всесоюзный государственный институт кинематографии.  — Авт. ) у Александра Довженко. Курс был у нас «сумасшедший»: Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Витя Туров… Люди, которые спустя годы стали славой советского кино. Потом, когда перешел к Ромму, моими однокурсниками стали Тарковский, Шукшин. Тоже неплохая команда… Помню, как Довженко внушал нам, первокурсникам: «Делать что-то посредственное в кино не имеет смысла! Никакого!» Он ставил высокую планку. И, нужно сказать, выгонял очень много народу… Мне же повезло. Я проучился у него первый семестр первого курса. И сразу перешел на второй курс к Ромму. Довженко мне тогда сказал: «Чего тебе сидеть с детьми? Иди быстрее кончай учиться — и снимай!» У меня ведь, к слову сказать, за плечами было архитектурное образование.

- «Восемь лауреатов в одной постели», — говорили о Ромме и его жене Елене Кузнецовой. У него пять Сталинских премий, у нее — три…

- Именно так. Но Михаил Ильич к своим регалиям относился очень спокойно. У него имелся пиджак — он называл его «лауреатский», на котором были все эти награды. Надевал его крайне редко — только когда Шукшина нужно было «вызволять» из милиции. Василий раз или два в год непременно напивался и шел бить… милицию. Тут же попадал в отделение. И Ромм ходил его выручать…

- Вам приходилось пробовать легендарное сациви вашего Учителя?

- И сациви, и борщ! У Ромма ведь преподавание было круглосуточное. После занятий во ВГИКе мы собирались у него дома за столом. Сидели, обсуждали сценарии. Когда не было денег, занимали у него. Естественно, никто никогда не отдавал. Он был нам как отец, а мы — его дети.

«Во время съемок «Экипажа» мы сожгли что-то около 20 самолетов»

- Ваш фильм «Экипаж» — первый советский блокбастер. Читала, в прокате он собрал 90 миллионов зрителей и был продан в 92 страны мира! Невероятный успех… Во сколько же обошлась эта картина?

- Думаю, этого вам никто не скажет — не считали! «Аэрофлоту» и Министерству гражданской авиации понравилась идея фильма, поэтому они пустили меня на свои заводы, аэродромы, бесплатно предоставили самолеты, помогали строить макеты-декорации… Что тут было считать? Мне дают самолет — делай с ним, что хочешь. Сколько это стоит? Миллионы, наверное… А нам даже в копейку не обходилось! Я объезжал кладбища списанной техники, сжигал самолеты, устраивая пожары…

- И сколько самолетов сожгли, чтобы снять фильм?

- Мно-о-ого! Что-то больше двадцати… Никогда не забуду, как взрывали знаменитый Ту-114. На околовзлетной полосе, которую в это время ремонтировали, затеяли строить декорацию. Приготовили шесть тонн горючего. Планировали: съемка будет супер! Все взлетит в воздух, а на этом фоне три десятка каскадеров будут выделывать та-а-кие трюки… Но строительство декораций задержалось. А летчики — люди четкие. Приходят и говорят: «Вот, распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации. Нарушите — тюрьма, от трех до четырех лет»…  — «Что? Почему?» — «Потому что полосу снимаем с ремонта! Могут пострадать люди… » — «Но у меня же декорации!» — «Нет, все кончено. Были сроки — вы их не выдержали».

- И что вы?

- Что я? Я — к министру гражданской авиации, умоляю его, чтобы дал доснять хотя бы недели три… Он собирает генералов, те говорят: пять дней! Нам дали еще пять дней! Ну мы, конечно, рады стараться и, чтобы утром начать без промедления съемку взрыва, с вечера заливаем горючее. А на рассвете — задолго до нашего прибытия — самолет… вспыхнул! Все декорации, к чертовой матери, сгорели. И снова пришлось начинать все с нуля.

- Опасные съемки были…

- Да. Огонь вокруг тебя пылает, а ты снимаешь. Артисты снимаются. Никакой страховки, ни одной «скорой помощи» рядом. Тогда я не понимал, наверное, этой опасности совершенно. А ведь в самом деле могло всякое случиться. Знаете, что самое поразительное? Снимая первый в Союзе фильм катастроф, я понятия не имел об этом жанре. Зарубежные блокбастеры у нас тогда не показывали, и практически все я делал вслепую.

«Особенно пенсионеров возмутила эротическая сцена — они завалили Госкино письмами протестов»

- Правда, что именно в «Экипаже» была показана первая советская эротика?

- Это так. Мы снимали действительно та-кие откровенные любовные сцены! К сожалению, их почти все выбросили, остались «объедки». Но для зрителей даже они стали сенсацией. Особенно для людей старшего поколения, для которых секс был что-то такое, что делается в темноте и в рубашках. Увидеть же на экране людей, которые откровенно любят друг друга, — это было шокирующе! Госкино завалили письмами протестов! Особенно возмущались пенсионеры — письма слали мешками…

- А что артисты, снимавшиеся в интимной сцене, — Леонид Филатов и Александра Яковлева? Слышала, Филатов категорически отказывался снимать брюки…

- В жизни Леня был абсолютной противоположностью своему герою: скромный, серьезный… А Яковлева разделась без особых раздумий. Я предлагал ей дублершу. Она не захотела: «Не хочу, чтобы кто-то играл мое тело — я сама его сыграю».

- Хорошая актриса. Мне она особенно нравится в «Чародеях», где сыграла с Абдуловым, Светиным, Гафтом, Фарадой… А ведь фактически это вы ее открыли…

- Не фактически, а ПРОСТО открыл! Это была ее первая роль. Причем открыл случайно. Шел по коридору «Мосфильма», она стояла в углу и плакала, как ребенок, навзрыд. «Чего ты плачешь?» — спрашиваю. «Эти идиоты, они идиоты…  — всхлипывает.  — Они не утвердили меня». Я и говорю ей: «А ну пошли к нам, мы утвердим!» А Леня Филатов до «Экипажа» в небольших ролях снимался. В «Экипаже» у него была первая большая роль.

- Это вы придумали название фильму?

- Вначале было название «Запас прочности», но прокатчики решили, что оно не годится…

- И вы объявили в съемочной группе конкурс на лучшее название, пообещав его победителю 100 долларов?..

- Нет, какие сто долларов? Это ведь был конец 70-х. Тогда за доллары можно было в тюрьму загреметь!

- А директор фильма Борис Криштула в одном интервью рассказывал…

- Ну, директор… Директор у меня — обалдуй! Он хороший парень, и даже очень. Но какой он директор, я вам расскажу. «Аэрофлот» дал нам возможность поснимать в Италии. Всего три дня! И вот Италия, Рим. А у Бориса друзей! Даже в Риме оказалось полным полно. Когда итальянцы работали в Москве, он с ними познакомился. Одним словом, прилетели мы в Рим. Криштула соскочил с трапа. И… исчез. На все три дня. А мне ведь надо организовать съемки! Я звоню в посольство, прошу транспорт, нужно грузить аппаратуру… В общем, чудом что-то поснимали.

За два часа до вылета в Москву появляется. «Боря, — говорю, — блин, ты мерзавец, негодяй: ты сорвал мне съемки!» Знаете, что он отвечает? «Как сорвал? Ты что, ничего не снял?» — «Я все снял!» — «Значит, я все организовал!» Но парень хороший…

«За всю жизнь я не смотрел ни одного сериала!»

- Кроме эротических сцен, цензура много эпизодов вырезала?

- По задумке капитан авиалайнера, которого играл Георгий Жженов, должен был умереть от сердечного приступа — от всех этих переживаний. Это был бы очень сильный финал! Мы его даже уже отсняли. Но… начальство потребовало вырезать. «Нет, — говорят, — нельзя, потому что перед этим показали какую-то картину Брежневу, где старик помирал. А он говорит: «Чего вы мне все показываете, как старики умирают? На что намекаете?» Жалею, что не настоял на том финале.

- А правда, что с вашей картиной чиновники объездили полмира, а вы считались невыездным? Почему?

- По кочану! В семье врагов народа родился потому что, родители были расстреляны…

- Но ведь уже были 80-е годы? Неужели?..

- Я ведь что думал, то и говорил. Не очень-то следил за сказанным. А вокруг были «друзья», которые доносили… Я бывал за рубежом, но в неофициальных поездках…

- Сколько вам заплатили за съемки «Экипажа»?

- Мне заплатили немереное количество денег (улыбается) — втрое больше обычного гонорара. На это дело я купил «Москвич»… Он у меня простоял четыре года, и я продал его, практически ни разу не сев за руль.

- Зачем же покупали?

- Тогда я не знал, что не люблю водить машину (смеется). А потом понял, что мне это не нравится совсем.

- Так что же вы до сих пор ходите пешком? Такой человек — и без машины?!.

- Ну на такси у меня хватает денег! (Улыбается. )

- Вы первооткрыватель и в плане отечественных сериалов. Ваш сериал «Граница. Таежный роман» получил четыре «Тэффи»!

- И одобрение супруги, что немаловажно (шутит). Она у меня любитель сериалов. А я в этом плане очень странный режиссер. Не поверите: за всю жизнь ни одного сериала не смотрел!

- Что значит премия «Тэффи» в денежном эквиваленте?

- … Ноль!

- Как это?

- Дают тебе бронзовую байду. Ну и почет, конечно… Условный.

- Я думала, режиссер такого популярного сериала  — богатый человек…

- Не-ет, наоборот… У меня нищенский договор. Собственник сериала — канал. Он продает сериал другим каналам, на DVD. Я же ни копейки не имею…