В гардеробе киевского инженера Романа Тимовчака уже 20 лет(!) нет ни пальто, ни пиджаков, ни даже сорочек с длинными рукавами: закалка позволяет ему в любую погоду одеваться по-летнему
Интервью у 61-летнего инженера Романа Тимовчака, который уже 20 лет ничего теплее футболки и тенниски не надевал, «ФАКТЫ» взяли в минувший понедельник в центре Киева. Роман Андреевич работает инженером в Управлении Юго-Западной железной дороги. Мы ждали его в обеденный перерыв на улице. Было несколько градусов мороза. И вот среди прохожих, идущих в куртках и пальто, показался невысокий седоволосый человек далеко не атлетического телосложения, одетый лишь в тенниску да легкие брюки. «Во дает мужик!» — в изумлении выпалил проходивший мимо парень. Остальные прохожие с любопытством рассматривали энтузиаста закаливания. Мужчина держался уверенно, не было ни малейших признаков того, что ему холодно: ни тебе синих губ, ни гусиной кожи. Оголенные руки даже не покраснели! Забегая вперед, скажу, что беседовали мы минут 40, стоя на месте. За это время и я, и фотокорреспондент замерзли, я даже зубами стал стучать, а Роман Андреевич чувствовал себя так, будто мы разговаривали в теплый летний день.
- Вы не удивляйтесь моей морозостойкости, — сказал Роман Тимовчак. — С середины 1970-х занимаюсь моржеванием, кстати, являюсь президентом Федерации моржей Украины. А ходить зимой в тенниске или футболке начал ровно 20 лет назад. Так что таких вещей, как пальто, куртки, пиджаки, свитера, в моем гардеробе давно нет. Даже рубашки с длинными рукавами жена в тенниски превратила либо пустила на тряпки. Шапок и перчаток тоже не ношу.
Отказаться от верхней одежды подвигнул пример двоих знакомых моржей. Меня задело: они моржевали меньший срок, чем я, а так продвинулись, что зимой ходили в одних рубашках! Вот и я решил не отставать. Начал закаляться с осени: температура воздуха постепенно понижалась, люди стали утепляться, а я продолжал ходить в тенниске. В тот год зима выдалась, как назло, очень суровой, по утрам температура опускалась до минус 25-27 градусов. Организму нужно было перестроиться, чтобы вырабатывать большее количество тепла. Произошло это не в один день, так что поначалу мерз, кожа синела, краснела, покрывалась пупырышками. Даже волос на теле стало значительно больше, особенно на ничем не защищенных от холода руках. Так организм «утеплялся». Кстати, в киевском клубе моржей «Нептун», который я возглавляю, есть один любитель загорать зимой — Валерий Гельц. Он находит укрытое от ветра место и в ясные морозные дни с удовольствием принимает солнечные ванны. Так вот, его тело порядком обросло волосами.
У меня период покраснений, посинений тела давно прошел. Оно воспринимает холод почти так же, как кожа лица у любого человека. И вот еще что интересно: физическое и эмоциональное удовольствие в первые годы закаливания было самым сильным.
- Вас, наверное, донимало повышенное внимание окружающих?
- О, это особая тема. В конце 1980-х народ еще не привык к такой диковинке, как люди, которые не носят теплой одежды. Поэтому по нескольку раз в неделю происходили примерно такие сцены: меня останавливает незнакомый мужчина. «Ты извини, — обращается он ко мне, — постой минутку». Без лишних слов снимает с себя пальто, свитер. Свитер отдает мне со словами: «Возьми, а я в пальто останусь, не замерзну». Либо приглашали: «Я недалеко живу, идем ко мне, куртку, свитер свои отдам. Неновые, конечно, но чего тебе харчами-то перебирать: дареному коню в зубы не смотрят». Приходилось, поблагодарив, терпеливо объяснять, что вот такой я необычный, закаляюсь, здоровье укрепляю. Запомнилась старушка в троллейбусе, пытавшаяся вручить мне рубль со словами: «Сынок, купи себе что-нибудь». А сколько раз меня останавливали милиционеры! Не счесть. «Почему вы в таком виде? Вас ограбили? — спрашивали они. — Предъявите документы». Так что паспорт постоянно приходится носить с собой. Особенно правоохранители донимали меня в начале 1990-х, когда шла борьба с «Белым братством». Почему-то светлая тенниска ассоциировалась у них со специфическим одеянием членов этой секты.
Интерес я порой вызываю даже у тех, кто меня хорошо знает. Бывало, как температура опустится до 15 градусов мороза, некоторые сослуживцы специально приходили на работу заранее, чтобы своими глазами увидеть, как я иду по улице в тенниске. А самая низкая температура, при которой я в таком виде шел по городу, — минус 27 градусов.
- Как чувствовали себя в сильный мороз?
- Если скажу, что совсем не мерзну, слукавлю. Конечно, неуютно, особенно когда стоишь без движения на остановках транспорта или когда дует сильный ветер. Спасаюсь тем, что начинаю быстрее ходить, стараюсь как можно меньше стоять на месте. Но если температура не опускается ниже десяти градусов мороза, чувствую себя на улице комфортно.
- Смогли бы перезимовать в неотапливаемой квартире?
- Думаю, да. Ведь есть же монахи, которые живут в подземных кельях, где нет отопления. Температура там плюс 11-13 градусов. Эти люди специально закаливанием не занимаются, но к такой температуре адаптируются.
- Летом вы, наверное, больше других страдаете от жары?
- Ошибаетесь. Я ведь закаляюсь всесторонне — и холодом, и жарой. В молодости бегал при 40-градусном зное супермарафоны — 48 и 78 километров. А сейчас увлекаюсь саунным спортом, трижды участвовал в чемпионатах мира в Финляндии. Это довольно жесткий спорт: температура в парилке плюс 110 градусов! Каждые 30 секунд на раскаленные камни выливают по пол-литра воды. Уже на второй минуте сидения уши и лицо у тебя горят огнем. При этом сидеть нужно смирно, не наклоняться, не двигать телом, нос не закрывать, руки должны быть на коленях, лишь трижды разрешается поднести их на пару секунд к голове. Я выдерживаю в сауне примерно семь с половиной минут. К концу соревнований с лица слезает кожа. Украинская команда пересиживала шведов, немцев, россиян, американцев, англичан, японцев. Нас обошли только финны и белорусы. Батька Лукашенко создал сябрам отличные условия для тренировок. Мы о таком пока можем только мечтать. Зато придумали свой вид спорта, он называется эстриматлон: вначале сидишь в спортивной сауне, затем — в ледяной воде. Уже дважды проводились чемпионаты, и оба раза я становился победителем.
- Ну а зонтиком вы пользуетесь?
- В дождь хожу, ничем не прикрываясь: не пристало моржу бояться холодной воды. Да и промокшая обувь особого дискомфорта мне уже давно не причиняет. Бывает, на соревнованиях час-полтора по снегу походишь (в качестве судьи или организатора), а потом и сам лезешь в ледяную воду как участник.
- И не простужаетесь?
- Уже не помню, когда у меня были грипп, ангина или насморк. Да и психологически благодаря закаливанию становишься сильнее, собраннее. Почти у всех людей моего возраста есть какая-нибудь хворь, а то и букет болезней. А у меня ничего не болит, я здоровый человек. За последние 35 лет на больничном был всего один раз, и то из-за травмы руки.
- Один морж рассказывал мне, что купание в холодной воде мужскую потенцию повышает
- Я могу это подтвердить. Кстати, в классической книге о закаливании водой пастора Кнейпа есть рецепт повышения потенции: прикладывать мешочки со льдом на мошонку, затылок и на грудь в области сердца. Но без консультации врача увлекаться подобными процедурами не стоит, ведь можно так простудиться, что будет не до мужской силы. Если доктор разрешит закаляться, советую приходить в наш клуб «Нептун». Ведь преодолеть боязнь и войти в холодную воду легче вместе с кем-то, чем одному. Мы собираемся в два часа дня по воскресеньям в Гидропарке возле детского пляжа и пляжа инвалидов. Раньше моржеванием и другими видами закаливания занимались преимущественно люди старше 45 лет. Болезни заставляют их искать панацею в проруби. Холодные вода и воздух действительно помогают справиться с недугами. Сейчас среди моржей больше молодежи, есть даже дети. У нас в клубе целая династия моржей: бабушка, две ее дочери и четверо внуков. А самому младшему киевскому энтузиасту зимнего купания в январе исполнилось шесть лет.
- Наверное, истратив много энергии на обогрев тела, ваш организм требует калорийного питания
- Почему же, мясо, сало я ем редко, предпочитаю рыбу, овощи, фрукты, особенно люблю орехи. Стараюсь соблюдать посты. Сбалансированное умеренное питание — один из четырех факторов сохранения здоровья. Три остальных — это физкультура, закаливание и положительный настрой мыслей.
- Пьете ли спиртное?
- Пока занимался марафонским бегом, вообще не употреблял горячительных напитков, даже пива не пил. Теперь могу позволить пару рюмок водки — в праздники.
- Ваши родственники занимаются закаливанием?
- Дочери 25 лет, здоровье у нее, слава Богу, хорошее, так что ее моржевание пока не привлекает. А жена обходится холодным душем. Следует знать, что моржевание и отказ от зимней одежды — это высшая форма закаливания. Прибегать к ней всем не нужно. Каждый должен выбрать то, что ему подходит, например, зарядку зимой на свежем воздухе, контрастный душ. Главное — следить за своим здоровьем, быть оптимистом, и тогда до глубокой старости вас не будут одолевать болезни.