Происшествия

«у меня жена была молодая, а я все время на работе пропадал, поэтому и придумал приспособление, чтобы чужие сюда не бегали», -

0:00 — 16 февраля 2007 eye 439

говорит изобретатель воздушной переправы, с помощью которой селяне в корыте или обруче перебираются через горную речку в Закарпатье

Когда коллеги рассказали, что в Хустском районе селяне… в корыте «перелетают» через реку, подумал, что это шутка или сильное преувеличение. Все оказалось в действительности так. В селе Нижний Быстрый «кулибины» смастерили несколько воздушных переправ, с помощью которых на доске, корыте или колесе, подвязанных к тросу, «форсируют» горные потоки. Подобный способ переправы особенно актуален в эти дни, когда паводковые воды того и гляди снесут протянутые через реку подвесные мосты.

«После угощения гости, до того боявшиеся даже подойти к переправе, сами просятся в корыто»

Старый механизм заскрежетал, и прикрепленная к заржавевшей цепи доска с корреспондентом «ФАКТОВ» понеслась через реку на противоположный берег. Если закрыть глаза, создается впечатление, будто летишь на карусели. Правда, здесь нет спинки, чтобы откинуться, расслабиться и получить от катания удовольствие, или страховочного ремня, если вдруг закружится голова. Зато для дополнительного экстрима в четырех метрах под ногами перекатывает мутные волны горная река.

- У меня на том берегу дача, вот и пришлось придумать к ней короткий путь, — рассказывает автор изобретения Михаил Росоха.  — Я сюда в «приймы» к жене пришел и первые годы добирался на дачу в обход по подвесному мосту, протянутому в полутора километрах выше по течению. На том берегу дорога трудновата — через овраги и ручьи, а если еще с мешком картошки на спине… Одним словом, три года промучился, а дальше стал думать, как сократить путь. Поехал как-то в Раховский район, увидел там переправу и соорудил себе такую же.

Воздушная переправа представляет собой две опоры на противоположных берегах, между которыми натянут 75-метровый несущий трос. Под ним — стальной канат с барабаном, перемещающим каретку, к которой цепью прикреплена доска для сидения. На том берегу опора поставлена чуть выше, чтобы груз или пассажиры ехали домой самокатом.

- Переправляю оттуда сено, картошку в мешках, кукурузу — все, что понадобится, — продолжает Михаил Юрьевич.  — Дети катаются через реку по трое, а взрослые — по два человека. Некоторые, правда, боятся. Как-то надо было переправить ветеринара к корове, так он не хотел садиться на доску ни за какие деньги. Еле убедил его, что никакой опасности нет, главное, крепче держатся за цепь и не смотреть в воду.

Переправа оправдала себя на сто процентов, после меня еще трое односельчан соорудили себе такие же.

Причина популярности воздушных переправ — в расположении Нижнего Быстрого. Около семисот хат разделены рекой Рикой на две части. Две трети — на правом берегу вдоль трассы, а треть — на левом, где дорога проложена не везде. Части села соединены между собой пятью мостами (из них четыре — подвесные), однако в длину Нижний Быстрый раскинулся аж на семь километров, вот местные «кулибины», чтобы не делать лишний крюк в несколько километров, и решили сократить дорогу с помощью троса и барабана. Вторая «карусель» находится приблизительно в километре от первой вверх по течению. Ее хозяин — тоже Михаил Росоха, правда, не Юрьевич, а Михайлович.

- Если нужно в магазин, сельсовет или просто к соседям, мы переправляемся через речку только воздушным путем, — говорит Михаил Михайлович.  — Ближайший подвесной мост отсюда аж за километр, так что экономим кучу времени. Я и детей своих, начиная с первого класса, отправлял в школу через речку в корыте. А жена двадцать один год на работу и днем и ночью, в любую погоду «летала» с берега на берег в обруче. Гости к нам ходят аналогичным способом. Некоторые боятся и идут в обход, но таких меньшинство. После угощения, когда пора возвращаться, они сами просятся в корыто… Садитесь ко мне за спину, я и вас прокачу.

Сажусь за Михалычем в обруч, и он за две минуты перевозит меня на противоположный берег, где нас уже ожидает его супруга.

- Сначала страшно было, а как же, — говорит Кристина Юрьевна.  — Первые дни муж для тренировки покатал меня пару раз в корыте туда-обратно. А через несколько дней и мне пришлось самой учиться летать через речку в обруче. Правда, за детей боялась очень долго. Они ведь сами в корыте без какой-нибудь страховки через речку переправлялись. Но ничего, постепенно привыкли.

«Теленок метался в воздухе, пока не полетел в воду»

- За все эти годы лишь однажды был прокол, — говорит Михалыч.  — Нужно было теленка на мясокомбинат сдать, я завернул его в полотнище и стал переправлять через речку. Он метался, крутился в воздухе, пока не выскользнул и не полетел в воду. И выплыл не на противоположный берег, а вернулся домой, наверное, чувствовал, куда его переправляли. Пришлось вести теленка в обход — через подвесной мост.

- Как односельчане восприняли вашу «карусель»?

- Сперва ходили сюда глазеть, как на бесплатный цирк. А в 1998 году, когда паводок снес все четыре подвесных моста, односельчане с нашей стороны (а здесь около трехсот хат) стали переправляться на тот берег лишь на моем корыте. Летали туда и обратно днем и ночью, забыв про страх и риск. Затем мосты восстановили, и настал покой. Теперь лишь туристы достают. Кричат, машут руками, чтобы покатал «на карусели». Самых настырных я после первого полета в отряд космонавтом записываю…

Выше по течению тоже была «карусель», но хозяин за переправой не очень хорошо следил, вот и случилась беда. Десять лет назад он сел с тремя соседями в корыто, трос оборвался, и все четверо с высоты упали в речку. Хозяин погиб на месте, и с тех пор переправа не действует. Но у меня все в порядке, вы не переживайте, — успокаивает меня Михалыч.  — Сами увидите, назад я вас отправлю в корыте.

После последних слов Михалыча лезть в корыто немного жутковато. Страх лишь усиливается, когда посредине дороги, на высоте восемь метров над бушующей рекой (уровень третьего этажа) корыто внезапно останавливается, содрогается и на полметра пятится назад. Я рефлекторно покрепче сжимаю цепь и стараюсь не двигаться, чтобы не повторить «подвиг» теленка. Через минуту все заканчивается благополучно. Почувствовав под ногами земную твердь, набираю мобильный номер Михалыча, чтобы задать вопрос, возникший у меня в качающемся над рекой корыте.

- Вы три раза переделывали свою «карусель», не проще ли было сделать небольшой подвесной мостик?

- У меня жена была молодая, а я все время на работе пропадал, поэтому и придумал приспособление, чтобы чужие сюда не бегали. Придут ухажеры, когда меня нет, посмотрят на переправу, пожмут в недоумении плечами и пойдут себе, — отвечает Михалыч, машет мне на прощание рукой и поднимается к своей хате…