По мнению политика, городские власти Харькова таким образом избавляются от ответственности за кризис в ЖКХ
Все население Харькова взбудоражено. Еще бы — городские коммунальные предприятия собираются отдать в концессию, или, иными словами, в долгосрочную аренду, частным фирмам! Завтра сессия горсовета Харькова планирует принять решение по вопросу передачи коммерческим структурам пяти коммунальных предприятий города: «Харьковский аэропорт», «Горэлектротранс», «Вода», «Харьковкоммуночиствод», «Харьковские тепловые сети».
По информации местных СМИ, о концессии городского водопровода в мэрии заговорили еще летом. Правда, директор был категорически против: слишком много прав получали бизнесмены-концессионеры, ведь, по закону, город остается лишь номинальным владельцем водопровода, управляет же предприятием частная фирма. Сейчас идея концессии вновь на слуху. Причем городские власти собираются отдать в частные руки все инженерные сети города — оптом!
Власти успокаивают: дескать, депутаты примут, так сказать, «предварительное» решение, необходимое, чтобы концессионная комиссия могла начать проработку конкурсных условий, на которых будут приглашать тех или иных инвесторов. Однако оппозиция имеет иной взгляд на ситуацию и предупреждает о том, что решение горсовета может повлечь катастрофические последствия для жителей города. На пресс-конференции, посвященной обострившейся ситуации в Харькове, лидер общественного движения «Городской ДоZор» Владислав Протас призвал не допустить разбазаривания коммунального имущества. «ФАКТЫ» попросили известного оппозиционного политика ответить на несколько вопросов.
- Как вы оцениваете идею передачи в концессию коммунальных предприятий? В чем причина таких действий?
- С 1 января харьковчане узнали, что такое «новые мэрские тарифы», с 21 февраля Харьков столкнется с новым понятием — «концессия по-мэрски». Тарифы были очень жестким ударом по карману горожан, но в сравнении с передачей в концессию жизненно важных инфраструктур города покажутся харьковчанам цветочками. Передавая в концессию водопровод, водоотведение, тепловые сети и горэлектротранспорт, власти, на мой взгляд, расписались в собственной управленческой и хозяйственной несостоятельности. Город, похоже, так и не дождался появления профессиональной команды муниципальных менеджеров, которую обещал привести с собой мэр. Вместо этого управление Харьковом передается в руки иностранных инвесторов. Подобная концессия есть не что иное, как лишение города его же собственности на десятки лет.
- В чем же основная опасность передачи стратегических для Харькова объектов в частные руки?
- В данном случае харьковчане сталкиваются с фактически теневой схемой продажи стратегических объектов города вместе с землей. В случае концессии около половины прибыли предприятий будет уже поступать не в бюджет, а в частные руки. Концессия не обеспечит должным образом ни интересы потребителей, так как устанавливаются высокие тарифы, ни интересы работников предприятий, получающих минимальную зарплату. Новая городская власть, которую выберут после нынешней, окажется связанной договорами концессии. Но реальных инструментов, позволяющих бороться с крупными концессионерами, у местных органов власти нет. Это доказал одесский опыт передачи в концессию водоканала. Сегодня концессионер пытается отсудить у города 70,9 миллиона гривен.
- Кому в таком случае, на ваш взгляд, выгодна концессия харьковских предприятий?
- Только не жителям города. Сторонниками концессионной системы являются представители частного бизнеса. Иностранные концессионеры получают в долгосрочную аренду (от 30 лет) городские земли, отведенные под данные объекты. Но самое возмутительное то, что этим предприятиям предлагается предоставить льготу по плате за землю на 2007 год в размере 99 процентов от суммы, которая должна была бы поступить в местный бюджет! Это означает, что земли Харькова перейдут в частные руки. Мировой опыт показывает, что концессия муниципального имущества, эксплуатации зданий экономически неэффективна и малопригодна в практике муниципального хозяйства. Участие Харькова в подобных схемах говорит, на мой взгляд, лишь о том, что власти заинтересованы снять с себя ответственность за кризис в ЖКХ, за некачественные услуги, повышенные тарифы. Но пройдут годы, и город получит полностью изношенное оборудование и недвижимость. Ведь концессионерам невыгодно вкладывать деньги в то, что придется возвращать. На арендованных землях они будут строить предприятия, торговые объекты и на этом зарабатывать. Но самое главное даже не это, а то, что концессионеры смогут повышать коммунальные тарифы для горожан, а у тех, кто будет не в состоянии платить, — описывать имущество. И выселять из квартир за долги.
- Какой выход из кризисной ситуации в ЖКХ без передачи объектов в концессию?
- Опираясь на мировой опыт, необходимо в первую очередь провести аудит коммунальных предприятий с привлечением независимых экспертов. Нужно узнать наконец-то реальное состояние дел. Провести проверку финансовых потоков — по целевому расходованию средств. Установить жесткий контроль как местных, так и государственных органов, в результате которого добиться прозрачности деятельности коммунальных предприятий, пригласить на работу менеджеров-профессионалов, способных разработать оптимальную стратегию выхода из кризиса по каждому предприятию. Ну и, естественно, ввести контроль территориальной громады за деятельностью коммунальщиков.