Происшествия

Пока столичные метростроевцы решают свои внутренние проблемы, киевляне мерзнут на остановках общественного транспорта

0:00 — 20 февраля 2007 eye 267

Верховный суд Украины отменил решения незаконных собраний акционеров ОАО «Киевметрострой» Снегопады, гололед и заторы на неочищенных столичных дорогах в очередной раз подтвердили известную истину: самый надежный общественный транспорт — это метро. Правда, в последние годы столичная подземка все увереннее теряет основные свои преимущества, в первую очередь, из-за перегруженности и недостаточной разветвленности самой сетки метрополитена. Давно нуждаются в своих станциях окраины Киева Троещина, Теремки, Борщаговка и другие. Но если в 2005 году городской голова заявлял о планах открыть три новые станции Куреневско-Красноармейской линии (»Демиевскую», «Голосеевскую» и «Васильковскую») в 2007 году, то, как следует из интервью, данного «ФАКТАМ» в начале нынешнего года главой правления «Киевметростроя» Владимиром Петренко, сроки сдачи этих станций в эксплуатацию уже сейчас сдвинуты аж на год — до 2008-го.

Почти год метростроевцы столицы вместо строительства подземки занимались переделками

Главный метростроевец столицы сообщил, что в городском бюджете все предложения по обустройству метро на Теремки учтены, и работы на «Демиевской» уже начаты. Задержку же со строительством Владимир Петренко объяснил финансовыми трудностями, вмешательствами в деятельность «Киевметростроя» его же акционеров, судебными тяжбами и сложной геологией участка, на котором сейчас идет прокладка тоннелей.

Причины, конечно, уважительные, но для того, чтобы избежать повторения ситуации, в которой столичный метрострой оказался в последние годы и о которой «ФАКТЫ» писали не раз, полезно было бы разобраться, насколько эти причины объективны.

Начнем с недофинансирования. Не секрет, что «Киевметрострой» испытывает сейчас не лучшие времена, как, впрочем, и все бюджетные организации. Но к общим проблемам у метростроителей прибавляются специфические — связанные с расценками на выполнение работ, по мнению специалистов Министерства строительства и «Киевгосэкспертизы», руководством метростроя завышенными. Вопрос незаконного повышения нормативов уже больше года исследуется в судах.

Что же касается действительно недостаточного финансирования глобальных проектов строительства столичного метрополитена — то пенять тут не на кого. Бюджет не резиновый, а все попытки компаний, ведущих подобный вид деятельности, «подставить плечо» «Киевметрострою» понимания у руководства монополиста не находят. «ФАКТЫ» уже писали о том, что «Киевметрострой» упорно пытается противостоять попыткам компаний, владеющих лицензиями на проведение работ по строительству метро (в Киеве сейчас 38 таких предприятий), участвовать в соответствующих тендерах, хоть сам явно не справляется со все возрастающим объемом работ, не принимает и материальной помощи, предлагаемой конкурентами. Так, по сообщению информагентства «Украинские новости», один из конкурентов столичного метростроя — ЗАО «Планета-Буд» — еще летом прошлого года, когда строительство подземки в очередной раз застопорилось из-за финансовых проблем, официально предлагал городу построить метро за свои деньги, вложив в строительство 100 миллионов гривен в виде беспроцентного кредита сроком на год. А ведь игнорирование этого выгодного предложения тоже отодвинуло исполнение мечты жителей столичных окраин о беспроблемном передвижении по городу.

Что же касается сложной геологии участка в районе станции метро «Лыбедская», то ее, конечно, отрицать трудно. Хоть об этих сложностях  — высоком уровне грунтовых вод и обширных подземных коммуникациях — стало известно не вчера. Да и столичные власти создали подрядчикам сложного строительства режим наибольшего благоприятствования. Как метростроевцы распорядились этим бонусом — другой вопрос. В прессе писали и о том, что прокладку тоннелей начали проводить до того, как были вынесены инженерные сети — водовод, кабели высокого напряжения, газопровод и пр. , и о неоднократных поломках проходческого щита, надолго выводивших из строя очень дорогостоящий агрегат. Сейчас, по словам В. Петренко, эти проблемы решены, но как минимум год для строителей прошел в простоях и переделках.

Конечно, ЧП и проблемы не обходят стороной ни одну организацию. Но, пожалуй, если бы руководству «Киевметростроя» хватило современного мышления и гибкости, то выход из всех ЧП — предсказуемых и непредсказуемых — находился бы быстрее. Однако это руководство, похоже, было слишком сосредоточено не на наших с вами, а на внутренних проблемах ОАО. В. Петренко назвал эти проблемы «рейдерскими атаками».

Кого же глава правления ОАО «Киевметрострой» подразумевает под рейдерами, то есть людьми, недружественным путем отнимающими чужую собственность? Не акционеров ли своего же предприятия?

Будут ли швейцарцы строить киевскую подземку?

Если пытаться разобраться в том, что происходит в недрах ОАО «Киевметрострой» и его «дочки» — субподрядной структуры ЗАО «Метрострой», в акционерах которой числится руководство ОАО, то станет понятным одно: из-за дыр в законодательстве здесь бурлит банальнейший корпоративный конфликт, связанный с тем, что правление ОАО не желает работать прозрачно, что, естественно, не нравится миноритарным акционерам. Председатель наблюдательного совета «Киевметростроя» Мария Данченко, например, в свое время рассказывала СМИ (в частности, газете «День»), что Владимир Петренко резко ограничил информирование наблюдательного совета о том, что происходит в компании. И это привело к срыву нескольких собраний акционеров, на законном основании требовавших ставить их в известность о вопросах, выносимых в повестку дня. Глава правления ОАО

В. Петренко вместе с обладателями 51 процента акций в отсутствие кворума пытался переизбрать наблюдательный совет, провести дополнительную эмиссию акций, чтобы, размыв пакет, разделить акции исключительно между мажоритарщиками. Именно действия руководства «Киевметростроя» и напоминают типично рейдерские — правление ОАО попыталось заключить договор с новым регистратором и создать второй реестр акционеров. Миноритарщики, конечно, не позволили этого сделать, обжаловав незаконное решение в суде, поддержавшем истцов. «Северо-восточная строительная компания» — акционеры ОАО «Киевметрострой», чьи права были нарушены в результате такого «выламывания рук», подали иск о признании общего собрания недействительным. Суды продолжались больше года, пока, наконец, 23 января точку не поставила Судебная палата по хозяйственным делам Верховного суда Украины. Она полностью удовлетворила все исковые требования ОАО «Северо-восточная строительная компания» и признала собрание акционеров, пытавшееся решать свои вопросы в отсутствие и в ущерб интересам миноритарщиков, недействительным. Решение суда обжалованию не подлежит, но значит ли это, что в споре поставлена точка и правление ОАО «Киевметрострой» станет, как это и предусмотрено его уставом, работать законно и прозрачно? Уверенности в этом нет. Ведь сразу после своего избрания киевский градоначальник Леонид Черновецкий уже требовал у участников метростроевского конфликта решить свой спор мирно. А не так давно он же, кстати, сообщил общине Киева, что пригласит швейцарцев — чтобы те строили метро в нашей столице. И это может случиться, если «Киевметрострой» не станет реально, а не на словах, заботиться об интересах киевлян.