Происшествия

«я всегда садилась в микроавтобусе спереди, рядом с папой и мамой, но в этот раз мое место занял подсевший по дороге пассажир, которого в салоне укачивало»

0:00 — 21 февраля 2007 eye 566

Пятнадцатилетняя Алина Михайленко, ехавшая вместе со взрослыми в Харьков, еще не знает, что потеряла родителей, а чужой мужчина принял на себя смертельный удар, предназначавшийся ей

Ту роковую поездку на Барабашовский рынок для оптовой закупки товаров 39-летние супруги Михайленко из города Лубны Полтавской области откладывали четыре недели. То морозы, то метели, то слякоть. Попросту не рисковали отправляться в дорогу. А в прошлый четверг все-таки решились, хотя погода в тот день тоже выдалась капризной. Больше всех долгожданной поездке радовалась Лена Михайленко: «Наконец-то завезем новый товар!» Ее подруга Антонина Литвин, которая постоянно ездила с семьей Михайленко в Харьков, просила подождать, пока наберется больше клиентов, чтобы поездка оказалась более рентабельной, однако это пожелание осталось без внимания. И в 17. 00 15 февраля грузопассажирский микроавтобус «Мерседес», за рулем которого был его хозяин Александр Михайленко, отправился в путь. Ровно через два часа на автотрассе Киев-Харьков, в нескольких километрах от Полтавы (на участке дороги, где никогда ранее не случалось аварий), он попал в дорожно-транспортную катастрофу.

«Мужчина очень радовался, что для него нашлось место»

От «Мерседеса» не уцелело практически ничего, разве что задние колеса. У троих человек, сидевших спереди, не было шансов выжить. Наверное, сам Бог хранил от верной смерти

15-летнюю Алину, дочь супругов Михайленко. Родные щадят бедную девочку и о том, что у нее нет больше родителей, ей не говорят. Надеюсь, никто не покажет ребенку и этот номер «ФАКТОВ», хотя бы до тех пор, пока она не узнает горькой правды от родственников. Врачи предусмотрительно забрали у Алины мобильный телефон, и она все еще верит, будто маму с папой доставили в другую больницу. На самом деле в субботу их похоронили.

- Обычно всей семьей мы всегда садились на переднее сиденье, — рассказывает Алина Михайленко, которая сейчас находится в травматологическом отделении областной клинической больницы, расположенной на базе первой городской.  — Я несколько раз ездила с родителями в Харьков, однажды напросилась с ними даже в Одессу, но туда очень долго добираться, на Барабашовку проще. Школа сейчас на карантине, и я использовала этот момент, чтобы посмотреть, что там есть на рынке. Мужчина, которого мы подобрали чуть позже, попросил меня пересесть в салон, так как его укачивает. И мне пришлось уступить место. Я села сразу за водительским креслом и почти тут же задремала. Положила подушечку на стекло, прислонилась к ней и уснула. Помню, как меня потом вытаскивали из микроавтобуса. Еще обратила внимание, что моя правая нога сильно распухла. Видела, папа был зажат. Как везли в больницу, еще припоминаю, а потом, наверное, опять уснула…

Возле девочки теперь почти постоянно находится тетя ее папы, проживающая в областном центре. Уже дважды приезжали поддержать одноклассники, несмотря на то, что расстояние между Лубнами и Полтавой 135 километров.

- Я самая старшая в классе, потому что мама отдала меня в школу на год позже. Говорила: «Посмотрела, ты такая маленькая, жалко мне тебя стало», — улыбается Алина.

- Некому теперь будет жалеть ребенка, — вздыхает 39-летняя Антонина Литвин, лежащая на вытяжке в том же травматологическом отделении. У женщины сломана левая нога, повреждена правая рука, на переносицу наложен шов, а на теле множественные гематомы.  — У девочки остались дедушки и бабушки, старший брат-студент, но ведь маму и папу никто не заменит. У Алины были замечательные родители. Саша в свое время закончил Полтавский сельхозинститут, имел специальность ветеринара. Он был очень аккуратным водителем, вообще не употреблял спиртного. Раньше Саша нанимал водителя, тот, бывало, гнал машину так, что страшно становилось, нарушал правила движения. А с Сашей мы всегда чувствовали себя спокойно. У нас была своя компания, которой мы постоянно ездили за товаром если не в Харьков, так в Одессу или Хмельницкий. И

15 февраля отправились на оптовый рынок «Барабашовка» обычным составом. Только Валя, у которой в прошлом году трагически погиб муж, отказалась. Вместо нее поехал Саша — тот самый, который попросился сесть впереди. Обычно он ездил с другой компанией, но в этот раз его друзья не могли собраться, и мужчина (ему лет под сорок, фамилии не знаю) был очень рад, что в нашем микроавтобусе нашлось место для него.

Могло ли спровоцировать аварию колесо, отвалившееся от прицепа идущего впереди грузовика?

Никто из четверых оставшихся в живых пассажиров разбитого «Мерседеса» не может сказать, почему произошло столкновение микроавтобуса с грузовым МАНом, который двигался по встречной полосе. Даже если бы они не спали, все равно не смогли бы наблюдать за дорогой, так как им мешали ширмы и стойки в салоне. А сидевшие впереди уже ничего не могут сказать.

Выяснить причину ДТП и установить виновного в трагедии предстоит следствию. Как обычно, до окончания всех технических и медико-судебных экспертиз следователи ничего конкретного сказать не могут. Поэтому пока существуют только версии. Среди них и такие: водитель микроавтобуса уснул за рулем или внезапно потерял сознание, потерял управление по причине какой-то неисправности, пытался объехать препятствие, возникшее на трассе. Хотя сразу же после того, как поступила оперативная информация об автокатастрофе, все казалось предельно ясно. Тогда сообщалось о том, что Александр Михайленко, уходя от столкновения с колесом, которое вдруг отвалилось от прицепа следовавшего впереди МАЗа, взял влево и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с МАНом. Однако на основании уже проведенного предварительного анализа ситуации утверждать это однозначно нельзя.

- По словам водителя МАЗа, 41-летнего жителя Донецка, ехавшего из Киева в Харьков, за селом Абазовка Полтавского района при подъеме на склон, который уходит несколько влево, он услышал скрежет и увидел искры, — объясняет старший следователь отдела расследования ДТП при УМВД Украины в Полтавской области Вячеслав Кулиш.  — Машину (она была загружена рулонами бумаги и печатной продукцией) дернуло, и водитель, съехав на обочину и включив автосигнал, остановился. На это у него ушло секунд пять-семь. Еще секунд десять ему потребовалось, чтобы пройти метров пятнадцать до заднего шасси прицепа. Он увидел, что одного из колес нет. И только тут раздался удар машины о машину. Но за это время колесо, которое двигалось по направлению движения транспорта, теряя инерцию, остановилось бы и упало. Водитель, ехавший за ним, не мог не заметить аварии. В этом случае он обязан был уменьшить скорость движения своего автомобиля вплоть до остановки или же осторожно объехать препятствие. Только, похоже, отпавшее колесо вообще здесь ни при чем. Мы его обнаружили в правом кювете, то есть оно ушло в сторону и не могло преградить дорогу идущему вслед транспортному потоку. К тому же следов столкновения с транспортным средством на нем нет.

Возможно, это всего лишь трагическое совпадение — отвалившееся колесо и столкновение двух машин, идущих в разных направлениях? Практически в одном и том же месте (МАЗ стоял на расстоянии 30-50 метров от разбитого микроавтобуса), с интервалом в несколько секунд? А может, все-таки на трассе остались какие-то детали от потерпевшего аварию грузовика и водитель микроавтобуса в темноте заметил их слишком поздно?

Сейчас у донецкого водителя, которого попросили задержаться в Полтаве, выясняют все обстоятельства происшествия. Как отмечает Вячеслав Кулиш, его машина только 8 февраля прошла ремонт и техническое обслуживание на СТО.

Пока же по факту ДТП возбуждено уголовное дело по статье 286 часть 3 (нарушение правил дорожного движения либо эксплуатации транспортного средства лицом, которое управляет транспортным средством, что повлекло смерть двух и более человек).

Водителя пришлось вырезать из сплющенной кабины гидравлическими ножницами

Как можно судить из протокола осмотра ДТП, на небольшом подъеме перед Полтавой водитель «Мерседеса» почему-то свернул с полосы однорядного движения, ширина которой составляет 8,6 метра, перелетел через разделительную полосу шириной четыре метра и столкнулся с грузовым МАНом, ехавшим в крайнем правом ряду по встречной полосе. Микроавтобус, как более легкое транспортное средство, отбросило на разделительную полосу, а грузовик — в кювет на противоположную сторону. При этом чудом не пострадал 39-летний киевлянин, ехавший на «Мицубиси» в попутном с МАНом направлении. Ему не оставалось ничего другого, как повторить траекторию движения терпящего аварию автомобиля. На удивление, иномарка осталась практически не поврежденной.

Лишь одной пассажирке «Мерседеса», жительнице города Лубны Лиде, не потребовалась медицинская помощь, и она смогла самостоятельно добраться домой. А самые тяжелые травмы оказались у 50-летней Галины Ревы из райцентра Гребенка. На момент подготовки материала ее состояние стало улучшаться, но она все еще находилась в реанимации Полтавской городской клинической больницы. Все пострадавшие очень благодарны за особое внимание и заботу заведующему отделением реанимации Игорю Шпаку, доценту кафедры хирургических болезней, травматологии и ортопедии Украинской медицинской академии Светлане Павленко и многим другим людям в белых халатах, фамилий которых они даже не знают, но которые на высоком профессиональном уровне оказывают им помощь.

В очень тяжелом состоянии поступил в больницу и 47-летний Виктор Бень, водитель МАНа, ехавшего из Харькова в Винницу. Ему еще предстоит операция на сломанной руке.

- Я увидел резкий свет фар и тут же ощутил удар в левую сторону кабины машины. Моментально потерял сознание. Очнулся — не могу пошевелиться, кровь заливает глаза, а носового платка найти не могу, — приглушенным голосом рассказывает Виктор Бень.  — Тридцать лет работаю шофером, ни в одну аварию не попадал, а тут такое случилось…

Разбитое стекло сильно порезало Виктору Ивановичу лицо, попало в глаза. Он получил такие же травмы, как и пассажиры микроавтобуса. У него переломы ноги и руки, черепно-мозговая травма.

- Когда пришел в себя, оказался согнутым в букву «зю», — находит в себе силы улыбнуться мужчина.  — Голову сдавила крыша кабины, ноги зажаты педалями и рулевой колонкой. Об одном просил спасателей — чтобы побыстрее меня вытащили.

- Да-да, и еще просил, чтобы мы осторожнее обращались с его зажатыми руками и ногами, — вспоминает командир аварийно-спасательного взвода Полтавского государственного предприятия СВАСЧ (специальной военизированной аварийно-спасательной части) Геннадий Кошеленко.  — Не меньше часа морочились, пока освободили мужчину из сплющенной кабины. Когда мы приехали на место происшествия, врачи накололи его обезболивающими. Сидевший рядом с ним грузчик ничуть не пострадал, а Виктора Ивановича пришлось буквально вырезать гидравлическими ножницами. Первым делом освободили голову, которая едва ли не лежала на панели приборов, и пока остальные были заняты извлечением потерпевшего, один из спасателей, Николай Пирун, морально поддерживал его разговорами, чтобы он не потерял сознание. Вырвали дверку, затем — стойку, а чтобы разжать кабину, прицепили трос к машине скорой помощи и попросили потянуть. Слава Богу, травмы оказались не опасными для жизни. А вот тело водителя «Мерседеса», которое нам тоже пришлось вырезать, было просто растрощено…

- После случившегося и дальше будете торговать на рынке? — уже уходя из палаты, задала я вопрос Антонине Литвин.

- Да я бы хоть сейчас туда побежала, — говорит женщина.  — Как раз начинается спрос на капроновые колготы. А что делать? Хорошей высокооплачиваемой работы в городе не найти, но детей же надо ставить на ноги. Сын еще служит, дочь учится в медучилище, в котором год учебы стоит почти две с половиной тысячи гривен. Только сейчас я больше всего беспокоюсь о детях Лены с Сашей. Надо, чтобы с ними поступили справедливо. Им предстоит жить без родителей, их нельзя оставить без материальной помощи.

P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит начальника Центра по связям с общественностью УМВД Украины в Полтавской области Юрия Сулаева и начальника оперативно-координационного центра ГУ МЧС Украины в Полтавской области Александра Лысенко.