Происшествия

«облачко, облачко, полети на небо, забери там папу и верни назад», — напевает песню собственного сочинения 4-летняя лерочка, дочь знаменитого украинского гимнаста александра береша, трагически погибшего в автокатастрофе

0:00 — 24 февраля 2007 eye 433

В Херсоне проходит международный турнир по спортивной гимнастике памяти Александра Береша, который организовала вдова спортсмена Светлана

В последний день зимы 2004 года отечественная спортивная гимнастика понесла тяжелую утрату: в автокатастрофе погиб лидер национальной сборной, двукратный призер Олимпийский игр,

абсолютный чемпион Европы

26-летний Александр Береш. В этом году в календаре нет черной даты — 29 февраля. Но родные, друзья, близкие вспоминают выдающегося гимнаста каждый день…

Вдова спортсмена продолжает дело всей его жизни. Уже в третий раз Светлана Береш организовала в родном городе международный турнир памяти Александра Береша.

«Один философ сказал, что жизнь человека можно продолжить его делом. Я стараюсь… »

Трудно поверить, что хрупкая миниатюрная Светлана Береш вопреки множеству преград добилась, что в нынешнем году мемориал Береша получил статус международных соревнований и включен в официальный календарь. В беседе с «ФАКТАМИ» после пресс-конференции в Киеве Светлана старалась избегать подробностей тех трудностей, которые ей пришлось преодолеть, чтобы турнир все же состоялся.

- Один философ сказал, что жизнь человека можно продлить его делом, — вздыхает Светлана Береш.  — Я стараюсь. Организовываю турниры. В Херсоне уже есть улица Александра Береша. Мемориальную доску открыли на фасаде здания спортучилища, где Саша учился. То есть для меня Саша жив! Он в наших сердцах, в памяти и, так или иначе, он все равно рядом (Светлана судорожно всхлипнула, в глазах заблестели слезы.  — Авт. ).

Хочу выразить благодарность всем друзьям, спортсменам за поддержку, которую они мне оказывали и оказывают. Благодаря этому мне немножечко легче. Друзья из спортклуба «Биола», в почетные члены которого посмертно приняли Сашу, убедили меня не поддаваться трудностям. Турнир был бы невозможен, если бы друг Саши, олимпийский чемпион Валерий Гончаров, не помог с созданием благотворительного Фонда имени Александра Береша. Руководство области выделило 200 тысяч гривен для покупки комплекта спортивных снарядов. Но на транспортировку из Бельгии и растаможку оборудования уйдут все средства, имеющиеся на счету. Поэтому мы решили, что все-таки проведем турнир на арендованном оборудовании. А потом попытаемся найти недостающие деньги, чтобы уже полностью закупить комплект.

- Дочка Лерочка будет на турнире?

- Она в прошлом году даже вручала победителю почетный Кубок, который прислал президент Международной федерации гимнастики Бруно Гранди. В этом году Лерочка задолго до турнира готовилась принять в нем самое активное участие. Меня целыми днями не было дома, но дочка знает, что «мама готовит соревнования в память папы». Все время спрашивала: «Мамочка, мне надо что-то делать? Может, давай я мостик сделаю или еще что-то?.. » Пытается выполнить дома разные гимнастические элементы. Энергии у нее очень много. Ну, гены все-таки папины…

- Как отметили четырехлетний день рождения дочурки?

- Лерочкин день рождения — 3 октября — к сожалению, праздновали не дома. Дело в том, что в этот день было назначено очередное заседание суда в Киеве. (Чтобы доказать невиновность Александра Береша, автомобиль которого сокрушил несшийся на сумасшедшей скорости «джип» с номерами Верховной Рады, вдове спортсмена пришлось побывать на десяти(!) судебных заседаниях. В результате водитель «джипа» был осужден на пять лет, но своей вины так и не признал.  — Авт. )

Я приехала в столицу с дочкой — не с кем было ее оставить. И тут говорят, что суд перенесли. Так было обидно!.. Решила: все равно день рождения у ребенка должен быть хорошим. Мы целый день гуляли по Киеву. Она очень любит кататься на метро. Потом мы поехали в детский развлекательный комплекс «Игролэнд». А к вечеру отправились в гости к нашему другу — он тоже родился в этот день. Устроили сумасшедший пир. Потом Лерочка мне сказала: «Мамочка, я еще хочу в Киев, еще хочу такой день рождения».

- Это счастье, что у тебя такая славная доченька! Интересно, а как начинается ваш день?

- Первым просыпается мой ребенок, потому что я иногда так устаю, что хочется лишних десять минут поспать. А Лерочка меня будит со словами: «Мамочка, улыбнись мне, пожалуйста, открой глазки. Я хочу тебя видеть и поцеловать». Еще любит лечь возле меня. Прижмется, обнимет, как маленький котенок, обовьется вокруг шеи, чтобы быть рядом.

В последнее время я часто уезжаю или очень поздно прихожу домой, поэтому она меня мало видит и каждую минутку пытается провести с мамой… Утро у нас начинается с зарядки, с чистки зубов и всего остального. А зарядка — кувырки через маму и все такое прочее, потому что Лерочка это обожает.

«Саша был для меня и воздухом, и солнцем, и небом»

- В вашей квартире, наверное, все напоминает о Саше… Ты выполнила рекомендацию психологов — убрать все фотографии мужа, чтобы не травмировать дочку?

- Если честно, не все. Ну, можно убрать фотографии, но нельзя же убрать сердце! Каждый раз, когда мой ребенок встречает незнакомого человека, первым делом говорит: «А вы знаете, кто был у меня папа? А вы знаете, что он погиб?.. » Для меня это шок, я никак не могу справиться с собой, понимая, что ребенок страдает! Когда Саша погиб, Лерочке был годик и пять месяцев. Она так переживает! Со мной может поплакать, сказать, что скучает за папой и «хочет улететь на небо».

Придется, наверное, опять вести ее к психологу. Мне сказали, что такое состояние у дочки должно с возрастом пройти — сейчас очень ранимая психика. Я пытаюсь объяснить Лерочке случившееся в очень легкой форме. Она вроде и понимает, но, тем не менее…

Обратила внимание, что дочка во время игры напевает одну и ту же песенку. Прислушиваюсь, потому что она у меня очень музыкальная девочка и знает почти все современные эстрадные песни. Думаю: что-то новенькое? «Облачко, облачко, полети на небо, забери там папу и верни назад», — ребенок сам придумал. У меня волосы встали дыбом, поняла, что песенка-то не с эстрады, а сочиненная ею самой!

В нашем доме все напоминает о Саше. Он был для меня и воздухом, и солнцем, и небом. Не вспоминать о нем я просто не могу! Может, Лерочке с возрастом станет легче. А сейчас… Психологи иногда сами пожимают плечами и советуют: «Вы старайтесь не говорить на эту тему… » Но иногда же раздаются телефонные звонки, друзья приходят. Она знает, что это папины друзья. Она их всех помнит! До единого…

- Детская психика избирательна, может, действительно многое сотрется со временем из памяти…

- Я хочу стереть боль! А память о Саше — ни в коем случае! Наоборот, буду подкреплять ее и поддерживать, показывать Лерочке фильмы, фотографии и тысячу раз рассказывать, кто был ее папа.

- Во снах к тебе Саша приходит?

- Если честно, уже нет. Раньше были сны, где Саша говорил, что «все будет хорошо». Я постоянно чувствую его поддержку… Бывает, столкнешься с чиновниками, которые тебя не понимают, видят все совсем по-другому, и руки опускаются. Смотрю на фотографию Саши и понимаю: нет, не имею права остановиться. Потому что это идет у меня от души, от сердца и, как бы ни было трудно физически, морально я все выдержу!

Столько всего осталось… Часть спортивных вещей у меня разобрали наши друзья, которые хотели иметь что-то на память о Саше. А еще два чемодана и полшкафа до сих пор завешены Сашиными вещами. Ну не могу ничего сделать с собой! Не дотрагиваюсь… В комнате — полки с его медалями, кубками, наградами. Знаете, у меня был такой момент в жизни, когда мне хотелось уехать из этой квартиры вообще — или поменять ее, или продать! Было единственное желание: забрать Сашины медали, а все остальное оставить.

«Эти страдания я не только пережила — я с ними живу… »

- Первый момент встречи с Сашей помнишь?

- Вы знаете, у меня в памяти не только первый момент, а каждая минута нашей жизни вместе. Потому что за эти три года вспоминаю даже те моменты, которые когда-то забыла. И они восстанавливаются, и появляется еще больше каких-то красок.

Никогда не забуду Сашины глаза, когда он приехал после чемпионата Европы с огро-о-омным букетом ро-о-оз… А перед этим мы немножечко повздорили. Он приехал поздно ночью, около двух часов, и я ему на весь дом, смеясь, включила песню Фредди Меркьюри «We are the champions». Хотела, чтобы все знали, что этот человек приехал! И у него стали таки-и-ие глаза!.. Он готов был расплакаться, потому что для него настолько важно было признание самых родных и близких.

- Завершились судебные разбирательства?

- Я уже выиграла суд первой инстанции, когда рассматривали уголовное дело — выясняли, кто прав, кто виноват. Было доказано: виноват водитель автобазы Верховной Рады. Потом он подал апелляцию, мы тоже выиграли. Потом он подал кассационную жалобу в Верховный суд, и точно так же в Верховном суде было признано, что вина доказана. А потом мы подали иск еще на моральное возмещение… Или как это? По моральному возмещению. И первичную инстанцию — в Печерском суде! — мы тоже выиграли. Сейчас они подали опять апелляцию, потому что не согласны, наверное, что мы страдали морально. Скорее всего.

Я проходила экспертизу — здесь, в киевском НИИ судебных экспертиз — оценивали сумму морального ущерба. Я просто не буду ее сейчас озвучивать. Хочу 1 марта узнать, на сколько страна оценила, наверное, те страдания, которые я не только пережила — я с ними живу, и с которыми живут мой ребенок и те близкие, которые без Саши не мыслили всей жизни…

- Но не смешная сумма?

- Ну, могу сказать: на уровне золотой олимпийской медали. То есть так установила экспертиза. И, очевидно, автобаза не согласна с этим.

- Родственники осужденного не угрожали?

- Нет, не угрожали… Были какие-то попытки в зале суда сказать ну не очень хорошие слова, хотя, если честно, я и не пыталась никого судить. Я и говорила на суде: даже если человек будет сидеть, мне это не вернет мужа. Я просто хотела правды!

- После случившегося садилась за руль?

- До трагедии с мужем водила машину. «Пежо», на котором Саша разбился, он незадолго до трагедии подарил мне. Он сам был прекрасным водителем, научил ездить и меня. Но потом… До сих пор за руль не сажусь. И не приобретаю машину, во-первых, потому что нет средств, к сожалению, а во-вторых… боюсь! Я боюсь, и все друзья, с которыми я езжу, водят машину очень аккуратно, потому что даю понять: «пусть не ваша скорость, а чужая может, к сожалению, снести с земли».