Происшествия

«прочитав заключение судмедэкспертизы, я обомлела: у моего володи — еще живого! — нелюди изъяли сердце и почки»

0:00 — 2 марта 2007 eye 598

Не поверив, что ее муж, который уехал на заработки в Испанию, умер там от инфаркта, жительница Львова пытается добиться расследования вопиющего по своей жестокости преступления

По разным оценкам специалистов, на заработках за рубежом находятся от двух до пяти миллионов наших соотечественников. Сколько из них возвращается на родину в цинковых гробах, пожалуй, не подсчитывал никто. Сопроводительные документы в таких случаях особым разнообразием не отличаются: «погиб в результате несчастного случая… криминала… умер от болезни». Как правило, убитые горем родственники нисколько не сомневаются в достоверности диагноза, поставленного зарубежными медиками, и хоронят дорогого человека.

А вот львовянка Ирина Важенковская (по ее просьбе фамилия изменена), получив страшное известие от врачей Испании о смерти своего мужа якобы от инфаркта, в это не поверила. С большим трудом она добилась, чтобы тело супруга привезли во Львов и провели судмедэкспертизу.

Результаты всех повергли в шок: у 49-летнего мужчины были… удалены сердце и почки! Причем их изъяли, когда человек был… еще живым!

«Какой инфаркт?! Это был несчастный случай на стройке! Володя оступился на лесах и упал»

- Четыре года назад мой муж Володя уехал на заработки в Испанию — строить дома, — вспоминает Ирина Важенковская.  — Мастерством и трудолюбием он довольно быстро завоевал уважение своих работодателей — получил трудовую визу, страховку, и вскоре на испанские стройки отправилась и моя сестра…

Но беда, как оказалось, не выбирает — приходит и к тем, кто «подстраховался», как ему кажется, со всех сторон.

- В конце апреля прошлого года, как оказалось потом, именно в день смерти, Володя приснился своему брату Сергею, — продолжает Ирина.  — Сергей рассказал мне, что во сне Владимир разговаривал со своим умершим отцом, при этом на щеке брата была большая кровоточащая рана. А спустя пару дней, 25 апреля, мне позвонила из Испании плачущая сестра: «Володя умер прямо на стройке в селе Ла Кабрера, что возле Мадрида. Тело доставили в муниципальный морг города Кольменар Вьехо, вскрытие провел судмедэксперт из клиники судебной медицины Торрелагуна. Он дал заключение, что Володя умер от ишемической болезни сердца — оно остановилось прямо во время работы».

Я в это не могла поверить, ведь муж был очень крепким мужчиной и всегда гордился своим отличным здоровьем! Откуда инфаркт?! Мои подозрения еще больше усилились, когда сестра, которую я оформила своим представителем в Испании, опять позвонила и взволнованно сообщила: «Я решила пойти в морг убедиться лично, что ничего не перепутано и речь идет именно о Володе. Но врачи меня туда… просто не пустили! Зато «великодушно» предложили кремировать тело за счет медицинского учреждения. Мол, зачем вам, родственникам, тратить огромные деньги на перевозку гроба в Украину! Когда же я, поколебавшись, отказалась, начали практически шантажировать: если не согласитесь на немедленную кремацию, то будете платить 500 евро ежедневно — за хранение трупа в морозильной камере!».

Ирина посоветовалась с сестрой, и все же решили похоронить Владимира на родине — там, где лежат его родные… Однако неожиданно для родственников испанские медики стали затягивать выдачу тела умершего. С большим трудом, преодолев явно надуманные бюрократические рогатки, Ирина таки добилась своего. Гроб во Львов доставили летчики Львовского авиаотряда, не взяв за это ни копейки с убитой горем женщины. Когда уже вовсю шла подготовка к похоронам, из Испании позвонил с соболезнованиями Николай, коллега Владимира по работе.

- Какой инфаркт?! — изумился он во время разговора со вдовой.  — Это был несчастный случай на стройке! Володя оступился на строительных лесах и упал вниз. Получил несколько травм головы, да и то, как нам всем кажется, незначительные — на подбородке и лбу только две ссадины. Когда его забирала вызванная нами карета скорой помощи, он был живой! Потом приехала разбираться местная полиция, хотела даже составить протокол на владельца строительной фирмы о плохих условиях труда и несоблюдении правил техники безопасности, но тот, скорее всего, откупился. Уезжая, полицейские забрали все ценности Володи: портмоне с деньгами, документы на место проживания и работу, дорогой мобильный телефон, дорогие часы… Куда потом у них все это исчезло, загадка…

Потрясенная услышанным, Ирина обратилась в МИД Украины и украинское консульство в Испании с требованием детально расследовать подозрительную смерть своего мужа. Однако и МИД, и консульство прислали, по мнению вдовы, банальные отписки: «Ваш муж умер естественной смертью, о чем свидетельствует протокол судебно-медицинского вскрытия. По заключению испанского судебно-медицинского эксперта, смерть наступила в результате инфаркта».

По той же причине проводить расследование отказалась и испанская полиция. Постановлением Следственного суда испанского города Торрелагуна дело Ь 598 по факту гибели Владимира было отослано в архив. Мол, «речь идет о естественной смерти, нет юридических оснований считать, что было совершено преступление, поэтому на основании статьи 641 Закона «О криминальном судопроизводстве Испании» объявляется об отложении дела».

Еще больше стала подозревать Ирина, что ее муж умер насильственной смертью, когда узнала: сразу после происшествия владелец строительной компании пришел в комнату ее мужа и забрал все его документы, страховые полисы, банковские карточки и накопленные Владимиром деньги. Следы, что ли, заметал? И женщина решилась: чтобы узнать истинную причину смерти своего мужа, принялась хлопотать о проведении в Украине судебно-медицинской экспертизы тела.

«Его обобрали буквально до нитки — на теле вообще не было никакой одежды»

Повторное вскрытие проводили специалисты Львовского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Выводы специалистов, имеющих весьма значительный стаж и опыт работы, оказались просто шокирующими! Согласно акту судмедэкспертизы Ь 517 от 22 мая 2006 года, у трупа хирургическим путем были удалены сердце и две почки. Причем изъятие органов проводилось тогда, когда человек был еще жив!

В капиллярах и артериях вокруг удаленных органов имелась застывшая кровь — а у покойников, как известно, она не циркулирует. Никаких других телесных и повреждений внутренних органов, которые могли бы привести к смерти, выявлено не было. Кости черепа целые, лишь на лице зафиксировано несколько незначительных ссадин и царапин, которые мужчина получил при жизни в результате падения — такие травмы относятся к легким. Причина же смерти так и осталась неустановленной.

- Когда я получила выводы судмедэкспертов и узнала о том, что у еще живого Володи нелюди изъяли сердце и почки, от ужаса волосы дыбом встали, — признается Ирина.  — Мало им было того, что обобрали его буквально до нитки: когда тело доставили во Львов, на нем вообще не было никакой одежды! Да и до сих пор я ни вещей, ни денег, ни страховых сумм так и не получила, как и не получила сочувствия от владельца испанской строительной компании. Как мне рассказывали коллеги мужа, для него смерть наемного рабочего — обыденное явление. Говорят, что десятки украинцев погибли на стройках из-за нарушений элементарных правил техники безопасности.

Я похоронила останки своего мужа. Сейчас хожу, словно в воду опущенная, сын тоже неимоверно горюет, ведь отец его очень любил и на заработки отправился в основном потому, что хотел обеспечить его будущее. Мы прекрасно понимаем, что сердце и почки Владимира живут в теле какого-то заграничного толстосума — его не интересует происхождение донорских органов, благодаря которым он продолжает наслаждаться жизнью. А Володи нету! Я же обиваю пороги самых разных инстанций, надеясь добиться полноценного расследования вопиющего по своей жестокости преступления…

Коллеги Владимира по работе, которые продолжают работать на злополучной испанской стройке, выдвинули свою версию произошедшего.

- Володя, возможно, стал заложником сложившихся обстоятельств, — предположил в разговоре с «ФАКТАМИ» Николай.  — Строительному магнату, на которого мы работаем, было бы крайне невыгодно, чтобы Владимир выжил после падения со строительных лесов. Ведь пострадавший, имея официальное разрешение на жительство, работу и все необходимые страховки, мог бы с ним судиться из-за ненадлежащей организации труда на объекте. И наверняка выиграл бы суд и получил бы весьма крупную компенсацию. Да и врачи, как думается, не «за спасибо» написали в документах «инфаркт». Попутно решив и сами крупно на этом заработать.

Так ли это, должно установить следствие. Пока его никто в Испании не собирается проводить…

Жертвами новых франкенштейнов могут стать тысячи украинцев, которые отправились за рубеж на заработки

Известный львовский адвокат Арам Члиянс, к которому за помощью обратилась Ирина Важенковская, так прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию:

- Поскольку в изъятии органов задействованы медики другого государства, а именно испанского муниципального госпиталя, то вдове и сыну погибшего львовянина следует подавать иск к государству Испания в Европейский суд по правам человека. Государство должно нести ответственность за то, каким образом проводилось лечение, и за то, что незаконно делается в подведомственных медицинских учреждениях. И то, что женщина и сын утратили кормильца, должно материально компенсироваться.

Я не знаю, кому и как были проданы органы, но то, что они проданы, у меня не вызывает никаких сомнений. Преступление имело место! Ибо в том случае, если бы мужчина находился в критическом состоянии и должен был умереть, врачи могли хотя бы испросить разрешение на использование его органов у родственников потенциального покойника.

В моей практике это уже второй случай насильственного донорства. Несколько лет назад львовские правоохранители пытались привлечь к ответственности одного из местных профессоров. Но тот факт, что почки изымались у только что погибших молодых людей (например, в дорожно-транспортных происшествиях), прокуратура просто приняла во внимание. Мол, мертвые существенно не пострадали от того, что после их смерти «у них что-то вырезали».

Парадокс, но эскулапов никто так и не наказал! Дела о врачебных преступлениях очень сложные, а наши правоохранительные органы не имеют достаточного опыта, чтобы ими заниматься. Европейское судопроизводство более квалифицированное, там больше опыта в рассмотрении подобных дел. Однако даже хваленая европейская демократия не способна в полной мере контролировать угрожающие масштабы рынка торговли человеческими органами…

Нетрудно спрогнозировать, что жертвами новых франкенштейнов могут стать тысячи украинцев, которые отправились за рубеж на заработки. Они автоматически становятся объектами пристального внимания мафии, которая, собственно, и обеспечивает живым товаром заказчиков…

- С точки зрения здоровья наши соотечественники за рубежом, не сомневаюсь, должны представлять определенный интерес для торговцев органами, — подтвердил «ФАКТАМ» врач с 25-летним стажем Валерьян Изошенченко.  — Как правило, наши гастарбайтеры получают там мизерную заработную плату. Наркотиками, алкоголем, никотином не злоупотребляют, придерживаются вынужденной диеты — прекрасный «материал» для трансплантации! К тому же подавляющее большинство из них — нелегалы. Кто их будет искать?!

- Нам известно достаточно много фактов об исчезновении наших соотечественников за рубежом, — сообщил «ФАКТАМ» представитель отделения бюро Интерпола во Львовской области Александр Прокопчук.  — Родственники подают заявления о пропаже родного человека или знакомого в райотделы по месту жительства, а оттуда при необходимости они пересылаются к нам. После этого Интерпол Украины направляет запросы в соответствующие страны. Порой выясняется, что человек или умер, или погиб в результате несчастного случая. Провести судмедэкспертизу на родине весьма затруднительно. Перевозка тела в Украину стоит в среднем от пяти до восьми тысяч евро, а это весьма значительная сумма, поэтому большинство родственников предпочитают хоронить своих близких за рубежом за муниципальный счет той страны, где это произошло…

ОТ РЕДАКЦИИ

Надеемся, что эта публикация вызовет соответствую-щую правовую реакцию со стороны Министерства иност-ранных дел Украины и Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Виновные в смерти нашего соотечественника не должны остаться безнаказанными.