41-летний Олег из Дубно Ривненской области (на фото в заголовке) впервые за несколько месяцев может поворачивать голову, нормально двигает руками, дышит и ест без проблем, а еще наконец улыбается. Всего месяц назад он был в отчаянии — гигантская опухоль сковала его шею, жизнь превратилась в существование, а все врачи, к которым он обращался за помощью, разводили руками и говорили, что он спохватился слишком поздно и его случай неоперабельный.
Читайте также: «Опухоль на шее у новорожденного сына была больше, чем его голова»
— Я всегда был активным, спортивным, — говорит Олег. — Работаю с металлом — занимаюсь художественной ковкой. Тяжело, но мне нравится. Правда, сквозняки бывают. Может, это и стало причиной того, что в январе нынешнего года я нащупал у себя на шее шишечку. Не было времени думать о ней: то работа, то какие-то семейные дела, растет 12-летний сын, ему надо уделить внимание. Словом, закрутился я. И жена, и сестра настаивали: иди к врачу. А я все откладывал, отмахивался…
Олег признается, что у него были сомнения, идти к врачам или нет. Дело в том, что он рано похоронил родителей. Медики оказались бессильны.
— Отец умер в больнице у меня на руках, — продолжает Олег. — Он молодой еще был, 60 лет. Я помню, как врачи смотрели на него как на обреченного, ничего не делали. Мама от онокозаболевания умерла. С тех пор у меня не было доверия к медицине. Поэтому так долго и откладывал свое обследование. Но в апреле нынешнего года решил, что надо идти, потому что мне эта шишечка уже начала мешать. Отправился на УЗИ в Ривне. Врачи посмотрели, сказали, что там нет ничего страшного. Объяснили, что это какая-то неоднородная масса, ее следует вырезать, но сначала назначили курс антибиотиков.
Я начал колоть их, и у меня пошла реакция. Опухоль выросла еще больше. Руки немели, ночью не мог спать. Но я все-таки прошел тот курс. Приезжаю к врачам, а они спрашивают, где я был раньше, почему дотянул до того, что образование так выросло. А я где был — проходил курс, который они прописали. И только тогда мне сделали МРТ, которое показало, что у меня опухоль.
Мужчина вспоминает, как началась его беготня по врачам: обращался и в государственные больницы, и в специализированные онкологические, и в частные. Все спрашивали, почему он пришел настолько поздно. И никто не решался его оперировать.
В этих метаниях между кабинетами кто-то рассказал ему, что в Ривненской области есть несколько человек, у которых была похожая проблема и им помог решить ее львовский хирург Юрий Шаваров. Олегу удалось найти этих людей, они поделились контактами врача.
Читайте также: «Появилось ощущение легкости»: в Киеве женщине удалили опухоль весом 31 килограмм
Юрий Шаваров вспоминает: когда Олег обратился к нему, у пациента была деформирована шея, голова повернута в правую сторону, искажена осанка, а на шее сбоку — огромная опухоль, которая переходила на затылочную область, смещая все структуры. Из-за этого у мужчины стали неметь конечности, нарушилось глотание.
— Я оперирую пациентов с подобными проблемами уже почти тридцать лет, — рассказывает хирург Львовской больницы скорой помощи Юрий Шаваров. — Учился этому в Германии в начале 1990-х и из года в год совершенствую свои знания. Сделал более ста операций на шее. У нас такие вмешательства делают во многих онокологических больницах. Но у Олега случай особенный, потому что опухоль очень запущена. Представьте себе, в январе у него была шишечка, а в августе уже большая опухоль, которая сковала шею. Но нам удалось ее удалить, не задев жизненно важные органы.
Хирург Юрий Шаваров объясняет, что операция на шее — одна из самых сложных.
— Перед операцией мы провели Олегу комплекс обследований, — продолжает врач. — Его консультировали наши онкологи, химиотерапевты, челюстно-лицевые хирурги, кардиологи и смежные специалисты. Были сделаны МРТ и компьютерная томография. Когда получили окончательное патогистологическое заключение и результаты иммуногистохимии, приняли решение об оперативном лечении.
Мужчине выполнили расширенную операцию (так называемую операцию Крайля), удалив опухоль вместе с мышцами и тканями, жировой клетчаткой, капиллярами и всеми лимфатическими узлами, которые ее окружали. Также убрали околоушную слюнную железу. Операция длилась около трех часов. К ней привлекли пять медиков.
Читайте также: «Ударился бедром о велосипед — и развилась саркома»: в Киеве огромную опухоль удалили ультразвуком
— Во время таких операций убираются мышцы, иногда яремная вена, межмышечная клетчатка, — объясняет Юрий Шаваров. — Летальность при таких операциях около двух процентов. Среди рисков — повреждение нервов: лицевого, гортанного. У Олега все прошло без осложнений.
Олег стал первым пациентом, которому сделали операцию Крайля во Львовской больнице скорой помощи. Для мужчины эта операция была практически бесплатной (он оплатил только лабораторные исследования). В больнице объясняют, что начали делать подобные вмешательства лишь теперь, потому что появилась надлежащая аппаратура для диагностики, обновились патанатомическая и патгистологическая базы, работают профессиональные специалисты, которые могут выполнить ангиографию, компьютерную томографию, любые ультразвуковые исследования, трипанбиопсию. Иными словами, учреждение готово к выполнению сложнейших операций. Все делается согласно онкологическим протоколам и стандартам. Далее, говорят в больнице, планируют сотрудничать в этой сфере со специализированными онокологическими медучреждениями.
— Сколько порогов приходится обивать таким пациентам, как Олег, чтобы получить адекватную медицинскую помощь, — отмечает доктор Шаваров. — А разве они виноваты, что у них такие сложные заболевания! Мы хотим, чтобы медицинские услуги стали доступны для всех пациентов.
Уже на следующий день после операции Олег сам вставал с постели, ел, пил, поворачивал шею.
— У пациента несколько снижена чувствительность левого плеча, — говорит хирург Сергей Брошко. — Это следствие болезни. Опухоль мы убрали полностью. Дальнейшее лечение будет этапным. Ждем выводы патоморфологов. Пациенту может потребоваться химиотерапия или лучевая терапия, возможно, еще одна операция — с другой стороны шеи. Неврологические изменения, которые пока есть у пациента, могут быть обратимыми, то есть мы надеемся, что чувствительность плеча вернется.
Медики утверждают: если бы Олегу не сделали операцию, пришлось бы ставить трахеостому, чтобы он мог дышать, а также гастростому, чтобы мог питаться. Все это, по сути, обрекало бы человека на медленную смерть.
Читайте также: Гигантская опухоль в моем животе весила 18 килограммов: киевские хирурги провели сложную операцию
Что спровоцировало появление опухоли, врачи сказать не могут. Гистология и иммуногистохимия не дали четкого ответа, что это за образование. Сейчас врачи ждут выводов патоморфологов. Однако подобные опухоли не редкость. Ежегодно только Юрию Шаварову приходится оперировать в среднем шесть больных.
— Если на шее появилась какая-то непонятная шишечка, в зеркале заметили или нащупали, сразу идите к врачу, — говорит Юрий Шаваров. — Надо обследоваться, сделать анализ крови, УЗИ, вас направят к специалисту, который поможет определиться с лечением на ранней стадии. Помните, компрессиками и примочками такие «шишечки» не лечатся. Не затягивайте визит к врачу, иначе помочь вам будет очень трудно.
Сам же Олег говорит, что жалеет лишь о том, что откладывал поход к специалистам:
— Хочу предупредить всех, кто окажется в подобной ситуации: не бойтесь идти к врачам, ищите причины изменений в организме, не тяните до последнего. Лучше проконсультируйтесь у нескольких специалистов. Мне повезло, что встретил бывших пациентов Юрия Шаварова. Они счастливо живут уже многие годы. Ищите, спрашивайте у людей — и Бог поможет найти правильные контакты.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, как львовские врачи впервые в Украине удалили пациентке 20-килограммовую опухоль на ноге. В мире была проведена лишь одна подобная операция.