Происшествия

Городской голова харькова михаил добкин: «я считаю, что снижать коммунальные тарифы — нерационально. Наша цель — заставить городские службы сполна отрабатывать те деньги, которые они получают»

0:00 — 22 марта 2007 eye 324

В Харькове началась масштабная реформа жилищно-коммунального хозяйства

Вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства сегодня более чем актуальны в Украине. Испытав шок от резкого повышения тарифов, граждане весьма часто задаются вопросом: «А за что, собственно, мы платим?» Ведь, к сожалению, рост цен мало где сопровождается повышением качества услуг.

По мнению специалистов, решить эту проблему способна только коренная реформа жилищно-коммунального хозяйства. Собственный план такой реформы предложил территориальной общине Харькова городской голова Михаил Добкин. Об этом плане повышения эффективности городского хозяйства он рассказал корреспонденту «ФАКТОВ».

В редакцию нашей газеты Михаил Добкин пришел сразу по возвращении с международного инвестиционного форума, организованного в Лондоне Институтом Адама Смита, на котором он представлял проекты, предлагаемые для реализации в Харькове. Поэтому первый вопрос, конечно, был о том, насколько успешной оказалась поездка.

Роберт ВАСИЛЬ
«ФАКТЫ»

«Инвесторы готовы вкладывать не только в строительство недвижимости, но и в развитие городского жилищно-коммунального хозяйства»

- Какие проекты предлагает харьковская власть иностранным инвесторам?

- Мы предлагаем им вложить свои деньги в строительство жилья, коммерческой и торговой недвижимости. Также была проведена презентация пяти харьковских коммунальных предприятий, которые по решению сессии горсовета могут быть переданы в концессию.

- Удалось убедить бизнесменов, что Харьков — тот самый город, в который стоит вкладывать деньги?

- Думаю, что определенных сдвигов я добился. У нас сегодня есть целый ряд серьезных деловых предложений. Причем инвесторы готовы вкладывать деньги не только в строительство недвижимости, но и, что особенно важно, в развитие городского жилищно-коммунального хозяйства.

- В какие именно его отрасли?

- В разные. Ну, например, в последнее время к Харькову проявляет большой интерес французская компания Veolia. Это одна из крупнейших в Европе компаний, работающих в сфере коммунального хозяйства. Она обеспечивает водой такие города, как Вена, Ницца, Бухарест, Прага, Берлин и многие другие.

Представители компании уже дважды приезжали в Харьков для ознакомления с мощностями нашего коммунального предприятия «Вода». Я, в свою очередь, ездил в Ниццу, где осматривал суперсовременную систему водоотведения, которую создала в городе Veolia. И в результате проведенных переговоров у меня сложилось мнение, что эта фирма примет участие в предстоящем конкурсе по сдаче в концессию харьковского водоканала. Также предполагается участие в этом конкурсе еще нескольких мощных предприятий из России, Австрии и других стран.

Такой большой интерес к харьковскому коммунальному хозяйству со стороны фирм с мировым именем для меня является сигналом, что мы на правильном пути. Ведь компания, которая дорожит своим именем и высокой репутацией, никогда не придет туда, где не созданы цивилизованные условия для ведения бизнеса.

- Какие выгоды вы готовы предоставить концессионерам и какие требования к ним предъявляете?

- Компания, которая возьмет в концессию харьковские водопроводные сети, будет иметь право в течение всего срока действия договора (25 лет) получать плату за подачу воды. Естественно, тарифы обеспечат инвестору нормальную прибыль.

В свою очередь, концессионер будет обязан выполнить условия, выдвигаемые городской властью: обеспечить каждого потребителя воды счетчиками, снизить потери при транспортировке воды (сегодня из-за изношенности магистралей до 40 процентов воды теряется, не дойдя до потребителей). Кроме того, обязательным условием является замена оборудования, которое устарело морально и физически, на новое, обеспечивающее высокое качество очистки воды и стоков и при этом энергосберегающее. Ведь то оборудование, которое работает сегодня, досталось нам еще с советских времен, когда электроэнергия почти ничего не стоила, поэтому никто не заботился о том, чтобы сделать оборудование эффективным.

Таким образом, в результате действия концессии харьковчане получат не только более качественные услуги. Существенное уменьшение потерь энергии и воды, возможно, позволит в будущем поставить вопрос о снижении коммунальных тарифов на воду.

«У нас в городе исчезли долги по зарплате, нет забастовок мусорщиков»

- Вот мы и подошли к теме, которая сегодня горячо обсуждается во всех без исключения городах Украины. Резкое повышение коммунальных тарифов население встретило недружественно. Люди часто не понимают, почему за те же услуги они должны теперь платить в два-три раза больше. В свою очередь, местные власти стараются найти аргументы, чтобы убедить общины в том, что повышение тарифов было необходимо и пойдет только на пользу. В некоторых городах тарифы несколько снижаются. Какую позицию в вопросе о тарифах и реформе ЖКХ занимает харьковская власть?

- Моя позиция в этом вопросе такова: жилищно-коммунальное хозяйство должно быть безубыточным. То есть человек должен платить за услуги столько, сколько они действительно стоят. У нас же до недавнего времени все было совершенно иначе. Много лет тарифы оставались неизменными. Тем временем цены в стране росли. Дорожали электроэнергия, газ, повышались зарплаты. И, естественно, коммунальщики терпели убытки. Местные власти, чтобы не допустить полного распада жилищно-коммунального сектора, покрывали эти убытки из местных бюджетов, отвлекая таким образом деньги от других жизненно важных сфер: образования, медицины, ремонта дорог и так далее.

Поэтому, чтобы уйти от этой практики, в Харькове, как и во всей стране, были повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Мы не закладывали в эти тарифы никакой прибыли и рассчитывали их таким образом, чтобы просто покрыть затраты.

- Сегодня во многих городах местные власти снижают цены на услуги ЖКХ.

- Я считаю, что снижать коммунальные тарифы — нерационально. Наша цель — заставить городские службы сполна отрабатывать те деньги, которые они получают, и обеспечивать харьковчанам высокое качество услуг. Поэтому параллельно с разработкой новых тарифов я дал задание всем городским службам подготовить реформу жилищно-коммунального хозяйства.

- В чем она заключается?

- Главная задача — сломать старую систему, которая уже не способна выполнять свои функции. Ведь в жэках до сих пор царила полная вакханалия. Получая с людей деньги, они расходовали их как заблагорассудится. Зачастую так, чтобы нельзя было проверить, куда, собственно, делись средства.

Поэтому первое, что мы сделали, — это жестко ограничили функции жэков. Сегодня они финансируют следующие расходы: заработную плату сотрудников, вывоз мусора, оплату электроэнергии в местах общего пользования (подъезды, лифты) и уборку придомовой территории. Все. Больше ничем жэки в Харькове теперь не занимаются. В результате у нас исчезли долги по зарплате, забастовки мусорщиков и многие другие проблемы.

Конечно, не все начальники жэков поняли, что теперь они не могут тратить деньги по своему усмотрению. Тех, кто не сумел привыкнуть к новому порядку, нам пришлось уволить.

- Таким образом, старая система сломана. Но ведь оказывать услуги населению все-таки кто-то должен.

- Конечно. Ограничение функций жэков — только подготовка к реформе. Принимаясь за это дело, мы понимали, что взамен разрушенной старой системы должны предложить людям что-то новое.

Наилучший выход — привлечь в коммунальный сектор бизнес. И он очень быстро наведет там порядок. Ведь в конкурентной борьбе выживут только те предприятия, которые сделают эффективные инвестиции и предложат населению наиболее высокое качество услуг.

Однако мы понимаем, что за один день создать на ровном месте цивилизованный рынок невозможно. Должен быть некий переходный период, в течение которого сформируется бизнес, занимающийся предоставлением жилищно-коммунальных услуг. А на этот период мы подстраховались и создали в городе несколько коммунальных предприятий, специализирующихся на оказании различных видов услуг.

«Сегодня из рабочих в жэках остались только дворники»

- Получается, что система коммунальных услуг по-прежнему находится в распоряжении городской власти. Что изменилось?

- Результатом такой реформы стало полное устранение бесхозности. Не осталось участков работы, за которые никто не отвечает. Проиллюстрирую это на примере тепловых сетей. Раньше они делились на городские и внутридомовые. За первые отвечало предприятие «Харьковские тепловые сети», а за вторые — жэки. При таком разделении подключение тепла к домам было сопряжено с некоторыми недоразумениями. Например, коммунальное предприятие подвело тепло к дому. А жэковский слесарь по какой-то причине не явился на работу и не открыл вентиль, впускающий тепло в дом. В результате я как мэр отчитываюсь перед горожанами о том, что тепло к домам подведено, а на самом деле в квартирах холодно.

Теперь подобные ситуации невозможны. Коммунальное предприятие отвечает за каждый метр трубы в городе. Туда переведены все слесари из жэков. И теперь только с одного предприятия и горожане, и власть спрашивают за любые проблемы с теплом, независимо от того, произошли они в городских или во внутридомовых сетях.

Подобные же реформы проведены и в других сферах городского хозяйства. Сегодня из рабочих в жэках остались только дворники. Но и их скоро примет на работу создаваемое коммунальное предприятие «Харьковблагоустройство».

- А как же жэки? После ухода дворников они окончательно опустеют и будут упразднены?

- Нет. Но им придется заняться бизнесом и вступить в конкуренцию за право оказывать населению услуги. Ведь коммунальные предприятия обслуживают все сети только до входа в квартиру. Обо всем, что находится внутри, должны заботиться владельцы жилья (кроме тех случаев, когда квартира не приватизирована и состоит на балансе города). Вот пусть жэки и возьмутся за предоставление платных услуг по ремонту и обслуживанию приватизированных квартир. Мы, со своей стороны, им поможем закрепиться на рынке, предоставив определенные преференции. Например, передадим в их собственность помещения, которые они занимают сегодня.

- Но все же созданные вами коммунальные предприятия являются монополистами каждый в своей сфере. А это часто становится почвой для злоупотреблений — роста цен, снижения качества.

- Начнем с того, что поднять цены на свои услуги эти предприятия не могут в принципе. Ведь по закону единственным органом, уполномоченным устанавливать цены на коммунальные услуги, является городской совет. И поэтому любой рост цен может произойти только в том случае, если предприятие абсолютно аргументированно убедит депутатов, что это необходимо.

Что же касается качества услуг, то мы сегодня завершаем работу над системой многоуровневого контроля. В Харькове создано коммунальное предприятие «Жилкомсервис», которое отвечает за организацию обслуживания населения. Кроме того, в каждом харьковском доме появится управдом, который будет профессионально заниматься всеми коммунальными проблемами.

При необходимости выполнить какие-то работы управдом будет подавать заявку в «Жилкомсервис», а тот, в свою очередь, будет размещать заказ на одном из специализированных предприятий. Причем плату за работу это предприятие сможет получить только после того, как и управдом, и представитель «Жилкомсервиса» подпишут акт выполненных работ. Если же вдруг окажется, что эти должностные лица поставили подписи под фиктивными документами, то все убытки будут взысканы с них лично.

Кроме того, создается система обратной связи с населением. Все граждане могут высказать свои жалобы на неполадки в доме по единому телефону — 062. Диспетчерская служба заносит каждую заявку в компьютерную базу данных и направляет в «Жилкомсервис». Далее работа выполняется по описанной выше технологии. Но жалоба жильца снимается с контроля только после того, как диспетчерская служба перезвонит ему и получит подтверждение, что работа действительно сделана и претензий больше нет. Так появляется еще одна ступень контроля.

- И последний вопрос. Когда новая система ЖКХ в Харькове начнет давать ощутимые результаты?

- Думаю, уже в нынешнем году мне удастся отладить эту систему настолько, что она не будет требовать, по крайней мере, ежедневного внимания. К этому времени и харьковчане почувствуют, что качество услуг стало наконец соответствовать современным требованиям.