Происшествия

В компании volvo уверяют: если подушки безопасности не сработали, значит, машина решила, что так будет… Лучше

0:00 — 23 марта 2007 eye 573

Шведские автомобили следующего поколения смогут самостоятельно тормозить, когда расстояние до идущего впереди авто станет слишком опасным

Надо признать, в Украине автомобили Volvo не слишком популярны. Продажи шведской марки невелики, за прошлый год всего порядка 350 машин, то есть раз в шесть-семь меньше, чем у конкурентов — Mercedes-Benz или BMW, не говоря уже о Lexus. Причина проста: если человек покупает роскошного «немца» или «японца», никому ничего объяснять не нужно. Но когда не меньшая сумма выкладывается за Volvo, у друзей и знакомых возникает резонный вопрос: а почему? «Возможно, мы чего-то не понимаем?» — говорят они. Хотя в той же России, где не меньше нашего знают толк в дорогих авто, наблюдается настоящий бум Volvo: за год объемы продаж шведской марки подскочили вдвое. Чтобы понять загадочную скандинавскую душу этого авто, «ФАКТЫ» отправились в Гетеборг — на родину компании Volvo.

Детей до четырех лет нельзя сажать в машину лицом в сторону движения

Швеция просто рай для вуайериста — человека, склонного к подглядыванию. В сказочно красивом Гетеборге не принято занавешивать окна — ходишь, словно по птичьему рынку, рассматривая жильцов, как диковинных рыбок. Усугубляет эффект скандинавская традиция ставить на подоконники настольные лампы. Причем они остаются включенными, даже когда хозяев нет дома. Неэкономно, зато фантастически красиво! Штаб-квартира Volvo Cars в двадцати минутах езды от города. Мы мчимся по шоссе, отгороженному от леса высокой сеткой. Это защита от лосей, которых в здешней местности видимо-невидимо. Правда, взрослый самец перепрыгивает такой заборчик даже без разбега. Впрочем, если вы едете на Volvo, встреча с 300-килограммовым зверем не так и страшна: шведские машины, как нам поясняют, строились с учетом этой «национальной специфики».

Безопасность — девиз Volvo, его главный «пунктик» и предмет гордости. Даже мотор в шведских машинах стоит не вдоль капота, как у большинства автомобилей, а поперек, благодаря чему при лобовом столкновении этот тяжеленный кусок металла не смещается в салон. Сиденья в Volvo специальные: в боковины кресел встроены прочные стальные прутья, способные выдерживать самые страшные удары. Однако, как бы ни старался производитель сделать автомобиль безопасным, многое зависит от самих водителей. На заводе компании существует центр обучения азам автомобильной безопасности: экспозиция начинается со стульев, поставленных один на другой, словно кто-то здесь готовится к цирковому представлению. На стульях кружочки с указанием скорости.

- Человек по природе своей не боится скорости, — поясняют шведы, — так как может бежать не быстрее 30 километров в час. А высоты люди опасаются инстинктивно. Для наших гостей мы проводим следующую аналогию. Если вы поскользнетесь и упадете — это будет равноценно аварии на скорости 7 километров в час. А теперь представьте, что вы решили заменить лампочку в люстре, влезли на стул, не удержались и упали — это авария на скорости 12 километров в час. Столкновение же на скорости 50 километров в час равносильно падению с 12-метровой высоты! Теперь вы понимаете, почему так важно пристегиваться?

В ответ мы напоминаем шведам о нашумевшей в Украине истории: пару лет назад владелец новенького Volvo врезался в дерево. Подушки не сработали, и водитель серьезно покалечился. Пострадавший начал судиться с компанией, требуя несколько десятков миллионов долларов компенсации… Сопровождающий нас специалист по разработке систем безопасности пару мгновений сосредоточенно думает, а затем говорит: «Если так случилось, значит, сработай подушки, последствия могли быть еще хуже». Нам поясняют: «эйр-беги» отнюдь не панацея. Если, скажем, человек не пристегнут, «выстрелившая» подушка может травмировать его серьезнее, чем передняя панель. Блок управления системами безопасности сам решает, как поступить в каждом конкретном случае. Автомобили Volvo следующего поколения и вовсе возьмут на себя управление в критической ситуации: если расстояние до идущей впереди машины станет слишком опасным, электроника сама «нажмет» на тормоз.

На прощание экскурсовод вручает нам памятку безопасной езды. Одно из важнейших правил касается поездки с детьми до четырех лет: оказывается, малышей нельзя сажать в машине лицом в сторону движения. Только наоборот. Нередки случаи, когда при относительно несерьезной аварии дети погибали от перелома шейных позвонков, тогда как все остальные члены семьи отделывались легким испугом.

На заводе шведской компании пол в сборочном цехе сделан из натурального дерева, чтобы рабочим было комфортно

- Ну как впечатления? — напрашиваются на комплимент хозяева.

- Все прекрасно, только в нашей стране 90 процентов людей ездит непристегнутыми, — вздыхаем мы, — зачем этой публике «супербезопасная машина»?!

- Мы понимаем, — дипломатично мнутся шведы, — вы, украинцы, — мачо, нация южная, горячая, поэтому любите BMW с Mercedes. Но ради вас менять философию мы не собираемся. Да и безопасность — не единственное наше преимущество!

Что же еще?! Оказывается, знаменитый скандинавский дизайн! Он в Швеции присутствует во всем — в архитектуре, мебели, одежде, жизненной философии наконец. Суть шведского стиля — лаконичность, функциональность, добротность и непременно натуральные материалы. Подумать только, на заводе Volvo пол даже под сборочным конвейером из натурального дерева: считается, что рабочему в такой обстановке комфортнее крутить гайки. Кстати, чтобы шведский пролетарий не гнул спину, кузова автомобилей ползут по цеху на специальных пневмоподставках, которые можно поднять повыше или опустить пониже. Настраивай под свой рост — и работай в удовольствие, получая в среднем 3,5 тысячи долларов в месяц. Не завод, а чистый санаторий!

На тестовом полигоне мы по очереди опробуем все модели Volvo — от последней новинки, спортивного купе C30, до представительского седана S80 и внедорожника XC 90. Спору нет: Volvo по сравнению с обычным средним автомобилем — это суперкласс, но такого щенячьего восторга, как последние модели BMW или Mercedes-Benz, шведские машины не вызывают. Возможно, дело в отсутствии какого-то особого лоска и ювелирной филигранности, которые у немцев проявляются во всем — начиная со сладкого урчания мотора и заканчивая сочным хлопком двери. Не спасает Volvo даже фирменная изюминка — центральная консоль управления, которая словно парит в воздухе.

- Зато Volvo, в отличие от конкурентов, не придумывает хитроумные системы управления, — поясняют хозяева.  — Посмотрите, как просты, логичны и понятны кнопки на центральной панели…

Есть, правда, у шведов еще один конек — экологичность. Нашему человеку европейская одержимость здоровым образом жизни кажется слишком уж навязчивой и даже болезненной, чуть ли не манией. К примеру, шведы очень гордятся, что в ключе зажигания к Volvo нет примеси никеля, который (о ужас!) может вызвать аллергию. Кожа, которой обтягивают сиденья, проходит выделку только натуральными веществами. В компании есть даже целый отдел «нюхачей», следящих, чтобы в салоне новых авто не появлялись неприятные или вредные запахи…

В Швеции автомобили Volvo стоят заметно дешевле, чем в Украине

В конце 90-х годов прошлого века акции Volvo, вернее, той его части, которая занята производством легковых автомобилей, выкупил американский концерн Ford Motor. По слухам, на разработку новых моделей не хватало средств, хотя впоследствии оказалось, что такой уж острой необходимости «продаваться» не было. Тем более что под натиском японцев империя Форда трещит по швам. Совсем недавно было объявлено о продаже ранее принадлежавшей американцам британской марки Aston Martin. Правда, вырученный миллиард долларов вряд ли поможет Ford, ведь его убытки только за прошлый год составили почти 13 миллиардов.

Впрочем, поначалу присоединение пошло Volvo на пользу — продажи поползли вверх. Однако, достигнув в 2004 году пика, объемы реализации начали падать. На заводе поясняют: задержались с выводом на рынок флагмана — представительского седана S80. Свою негативную роль, конечно, сыграл и растущий евро. Ведь самый большой рынок сбыта Volvo  — это Северная Америка, где царствует «дешевый» доллар. Но если Mercedes и BMW имеют в Америке собственные заводы, штампующие столь любимые американцами внедорожники, то два основных предприятия Volvo расположены в Европе. Так или иначе, слияние сказалось на «шведах»  — сейчас многие модели Volvo используют общие платформы с Ford и другими марками, входящими в концерн. К примеру, Ford Focus II, Volvo S40, Mazda 3 и Land Rover Freelander нового поколения имеют общую базу. Компания не афиширует, но, кроме платформ, автомобили Volvo и Ford роднят и другие общие детали. Такая унификация удешевляет производство, но, понятно, имиджу марки особо не благоприятствует.

В родной Швеции каждый шестой новый автомобиль  — это Volvo. Местные жители берут в основном универсалы, народный шведский автомобиль — фургон V70. Правда, в Швеции Volvo дешевле, чем в Украине. Если у нас самый маленький и недорогой «швед» — седанчик S40 в базовой комплектации — стоит минимум 32,5 тысячи долларов, то в Швеции — 25 тысяч. Хотя чему удивляться? Киев постепенно обходит Гетеборг и по стоимости жилья. Любопытно, что многие шведы считают свои цены на квартиры сумасшедшими и предпочитают снимать или покупать недорогие коттеджи в пригороде.