Индийский автоконцерн ТАТА планирует серийно выпускать пневмомобили стоимостью около 11 тысяч долларов
Французские инженеры приступили к разработке автомобиля на сжатом воздухе (пневмомобиля) более десяти лет назад. Идея его проста — в движение машину приводит не сгорающая в цилиндрах мотора бензиновая смесь, а мощный поток воздуха из баллона (давление в баллоне — около 300 атмосфер). Такого рода авто уже работают в гольф-клубах. Для передвижения игроков по полю лучшего средства не найти, ведь в роли выхлопных газов у пневмомобиля выступает все тот же воздух.
Правда, о появлении таких машин на улицах речь до недавнего времени не шла. Слишком уж пневмомобили маломощны и обладают весьма небольшим запасом хода — всего 20-30 километров. Не удавалось инженерам побороть и неприятные вибрации «воздушных двигателей». Поэтому к перспективам развития такого рода автомобилей большинство ученых относились скептически.
Однако недавно французскому изобретателю Ги Негрэ все-таки удалось создать пневмоавтомобиль под названием «Мини», годный для серийного производства (конструкция мотора защищена двумя десятками патентов). Соглашение с французской компанией подписал индийский автогигант ТАТА. Стоимость новинки — порядка 11 тысяч долларов. Одной заправки «Мини» хватает, чтобы проехать 200-300 километров. А в городском режиме автомобиль способен работать около десяти часов. Максимальная скорость машины — 110 км/час. Дозаправить автомобиль воздухом можно на компрессорной станции — весь процесс занимает три-четыре минуты. Второй вариант — не искать станцию, а просто подключиться к розетке. Двигатель машины начнет работать как компрессор, закачивая воздух в баллон. Правда, в таком случае полного заполнения бака придется ждать три-четыре часа. Зато заправка обойдется менее чем в 10 гривен! Если сопоставить эту сумму со стоимостью бензина, выйдет, что машина съедала бы около литра топлива на сто километров пути.
Большой плюс пневмомобиля и в том, что он практически не нуждается в масле — мотору хватит литра «смазки» на 50 тысяч километров пробега (для обычного авто потребуется порядка 30 литров масла). Не нужен «Мини» и кондиционер — отработанный мотором воздух имеет температуру от нуля до пятнадцати градусов Цельсия. Этого вполне достаточно для охлаждения салона, что для жаркой Индии, где планируют выпускать машину, немаловажно. Однако у пневмомобиля есть и минусы: чтобы снизить его вес до 750 килограммов, кузов пришлось сделать из стекловолокна. Вся конструкция крепится на шасси из склеенных трубок. Говорить в этом случае о серьезной пассивной безопасности машины не приходится.