Происшествия

Лежа на больничной койке, саша расплакался и шепнул маме: «зачем я туда полез? Вернуть бы время назад… »

0:00 — 31 марта 2007 eye 2373

Увидев обгоревшие до плеч руки 12-летнего мальчика, медсестра, проработавшая в ожоговом центре много лет, потеряла сознание

Эта история произошла в городе Токмаке Запорожской области. Трое мальчиков, решив подзаработать на сдаче металлолома, забрались в заброшенную трансформаторную будку. Один из ребят, взявшись за безобидный с виду медный контакт, попал под напряжение в шесть тысяч вольт.

Спасая мальчику жизнь, врачи ампутировали ему обе руки.

Юрий ГАЕВ
«ФАКТЫ» (Запорожье)

«Не бойся, током тебя не стукнет, ведь ты в перчатках»

Пятиклассник Саша Гайтин парень самостоятельный. Однажды к нему пришел друг и ровесник Пашка, сообщил, что сбежал из дому, и предложил пойти ночевать в полуразрушенную конюшню бывшего колхоза. Саша не возражал, а за компанию взял с собой младшего брата — 10-летнего Сережу. На чердаке сарая мальчишки провели ночь, а утром, замерзнув, насобирали щепок и растопили печку. Больше всех замерз Саша, и Пашка отдал ему свою курточку и перчатки.

Когда проголодались, Паша предложил залезть в старую трансформаторную будку, собрать и сдать оставшуюся в ней медь и на эти деньги купить еды. Одобрив идею, ребята прихватили валявшуюся на земле лестницу и отправились на промысел. Местный житель Виктор Мастуляк, встретив идущих к будке мальчиков, предупредил: подходить к трансформатору небезопасно. «Не бойся, — сказал Паша приятелю, — лезь. Током не стукнет, ведь ты в перчатках».

Поломанная дверь будки была открыта, и Саша полез. Открутил какие-то провода, увидел наверху красную железку и решил до нее добраться. Выпрямился, обеими руками ухватился за медный стержень. И, отброшенный ударом в шесть тысяч вольт, потерял сознание. «Верный товарищ» Пашка, увидев обугленные руки друга, сразу же убежал. А Сережа, ухватив брата подмышки, потащил обмякшее тело по грязи домой. В какой-то момент Саша, придя в себя, сказал, чтоб Сережа его разбудил. Мальчику казалось, что он крепко заснул.

По словам Светланы Гайтиной, мамы мальчиков, они с мужем до поздней ночи искали не пришедших ночевать сыновей. Были даже в селе Кутузовка, куда молодежь обычно ходит на дискотеку. В девять утра прибежал Сережа: «Сашу током ударило!» Света не успела опомниться, как в дом… самостоятельно вошел Саша. Сказал, что ему плохо, и упал на колени. Перчатки на черных кистях были вплавлены в мясо, в некоторых местах торчали кости. Увидев это, Света вышла в другую комнату и глубоко подышала. До приезда «скорой помощи» сын сознания не терял, спрашивал маму, как он теперь будет в школу ходить.

Мальчика отвезли в Токмакскую центральную райбольницу, через день перевезли в ожоговое отделение Запорожской городской клинической больницы экстренной медицинской помощи. Здесь его прооперировала бригада врачей под руководством профессора Владимира Перцова.

- Четыре пальца правой кисти, практически оторванные током, я удалил еще в Токмаке, куда выехал, чтоб определить степень поражения Саши Гайтина, — рассказывает лечащий врач-амбустиолог высшей категории Сергей Шепелев.  — Парень получил электроожоги 4-й степени, руки были поражены до подмышек, ткани буквально превратились в «холодец». На голени правой ноги, в месте, откуда вышел разряд, образовалась 10-сантиметровая рана, берцовая кость прогорела до костного мозга.

Когда Сашу привезли в Запорожье, наша медсестра, проработавшая здесь много лет, при виде его черных, как у мумии, рук, потеряла сознание. Консилиум врачей пришел к выводу: чтобы спасти жизнь ребенка, необходима оперативная одномоментная ампутация обеих рук до плечевых суставов.

Операция длилась около двух часов. Позже убрали участок сгоревшей кости на голени и сделали пересадку кожи. Таким образом, ногу парню мы сохранили.

«За ребенком, который не может теперь даже штаны расстегнуть, нужен постоянный уход»

Током Сашу ударило в субботу. В понедельник об этой беде узнали в его школе Ь 11.

- Сразу стали собирать деньги, учителя сдавали по 10 гривен, дети — кто сколько мог, но в нашем 5-м классе все сдали по 10, — говорит классный руководитель Оксана Антипенко.  — В первый же день я отвезла в реанимацию, где лежал Саша, и передала через врачей 170 гривен. Через горотдел образования в других школах, доме творчества, налоговой инспекции собрали еще около полутора тысяч гривен в помощь родителям Саши.

О нем могу сказать: учится на среднем уровне, но мальчик дисциплинированный и спокойный. Никогда б не подумала, что способен забраться за медью в будку! Беда в том, что Гайтины не уделяют внимания своим сыновьям: у младшего, Сережи, нет даже тетрадей, пишет на всяких бумажках. Папа и мама любят выпить, не работают. Отец с месяц назад устроился штамповщиком на завод, маму за пьянство выгнали с фермы, сейчас стоит на бирже труда. Братья неухожены, в школу приходят грязными, с запущенными ногтями, в чужой, не по размеру, одежде. Мне мальчики жаловались, что дома им не дают умываться — воду носят издалека ведрами и экономят.

- В том, что произошло с Сашей, виновата только семья, — убеждена и директор школы Валентина Шкарупило.  — Как это возможно, чтобы дети такого возраста не ночевали дома? Я знаю Свету Гайтину давно, была когда-то у нее классным руководителем. Она тоже из многодетной семьи и ей было очень трудно. Говорила, никогда не будет иметь много детей. Сейчас у нее четыре сына и дочь. Не знаю, что с ней случилось, но она выпивает, за детьми не смотрит. Старший мальчик от первого брака дважды побывал в колонии. В прошлом году на выпускной вечер сына Вовы пришла с синяком под глазом. Никогда не думала, что умница Светлана так опустится. Можно ведь быть бедным, но аккуратным! Саша полез в трансформатор, чтобы добыть денег на еду себе и брату, они ведь всегда голодные. И я, и учителя этих детей подкармливаем.

Мы, конечно, сделаем все, чтобы смягчить психологическую травму мальчика. Он будет ходить на уроки, просто сидеть и слушать. Возьмем под контроль его питание и одежду, собранные деньги пойдут куда надо. Но главное будет зависеть от его мамы и папы. Самое трудное для них только начинается. За ребенком, который не может теперь даже штаны расстегнуть, нужен постоянный уход.

По словам учителей, за последние годы это четвертый в Токмаке случай, когда дети стали жертвами «бесхозного» электричества. Забравшись в трансформаторные шкафы, одна девочка погибла, двое ребят остались инвалидами. Эти факты не могут педагогов не беспокоить.

Что касается Саши Гайтина, то стойкость 12-летнего паренька поражает. Учитель истории Татьяна Еременко, будучи в Запорожье, зашла к Саше в больницу. Говорит, не знала, как себя вести с учеником, которому только что отрезали руки. Мальчик же сидел на кровати и перелистывал ногами подаренную священником Библию! Бодрый, аккуратный, спокойный. Похвастался, что учится посылать SMS-ки с мобильного телефона. Сказал, что чувствует, как болят руки, которых нет.

Сашин взгляд — вдруг повзрослевшего человека — поразил педагога. Можно понять, что переживают в эти дни Гайтины-старшие. Но расслабляться при сыне, с которым в больнице находится постоянно, Светлана себе не позволяет. Мальчику и так тяжело. Однажды он, расплакавшись, шепнул маме: «Зачем я туда полез? Вернуть бы время назад… ».

- Я не ругаю сына, от этого руки не отрастут, — говорит Светлана.  — Самое главное, что он жив. Приедем домой, сядем всей семьей и будем что-то решать. Ничего, приспособимся и научимся.

С Сашей и его мамой я беседовал за день до выписки из запорожской больницы. Мальчик выглядел молодцом, охотно демонстрировал умение ногами писать печатные буквы. Признался, что до сих пор не может понять, как лучший друг Пашка смог бросить его у трансформаторной будки.

- Когда мальчишку привезли к нам, первое, о чем спросил его в перевязочной: ломали ли они замок на трансформаторной будке? — говорит заведующий ожоговым отделением Запорожской больницы экстренной и скорой медпомощи областной комбустиолог Петр Тимошев.  — И услышал, что будка была открыта! Случаи поражения детей электричеством довольно часты. Если ребятишки взламывают замок, это одно дело. Если же будка под током и на ней нет замка — это чья-то бесхозяйственность. Туда могут залезть и пять человек, и десять… Никто из Токмака, кроме коллег-медиков, ни разу не позвонил, не поинтересовался здоровьем пострадавшего ребенка. Ни хозяева трансформатора, ни прокурорские работники, ни милиция. Никто не возбудил уголовного дела, не взял у меня никаких выписок. Это же возмутительно!

«После случившегося мы поехали и отключили щит, хоть это и не наша задача»

Чтобы установить, по чьей халатности исковеркана жизнь Саши Гайтина, «ФАКТЫ» попытались провести собственное расследование.

Токмакский межрайонный прокурор Сергей Деркульский сообщил: факт травмирования подростка электротоком имел место. Установлено, что бесхозная силовая подстанция принадлежала обанкротившейся полтора-два года назад агрофирме «Вчтчизна». Так как пострадал несовершеннолетий ребенок, отказной материал Ь 488 передан на дополнительную проверку в милицию.

Токмакскому РЭС (район электрических сетей) поручено создать комиссию и разобраться в причинах несчастного случая. При этом Сергей Деркульский не исключает, что виновного, в конце концов, не окажется.

- Потерпевший проник в будку с целью похищения металлов, и мы должны были допроверить: сами мальчики туда залезли или их направил кто-то из взрослых, — подтвердил слова прокурора заместитель начальника Токмакского РОВД Вячеслав Гаряга.  — Проведя расследование, пришли к выводу: ребята полезли сами. Значит, уголовно преследовать некого, дело закрыто.

А вот главному инженеру РЭС Виталию Крючкову о поручении прокурора ничего не известно. Зато известно, что расследование ведет областной Госэнергонадзор.

- Подстанция была на балансе агрохозяйства, надзор за ней РЭС не вел, — объясняет главный инженер.  — В том, что трансформатор разграбили, а щит оставили под напряжением, виноват руководитель хозяйства. После случившегося, хоть это и не наша задача, мы поехали и отключили щит.

Старший инспектор запорожской инспекции Госэнергонадзора Юрий Березовиченко, который «ведет» Токмакский район, заверил, что слышал о происшествии «по телевизору», но официальных просьб на обследование не получал. Обычно такими несчастными случаями занимается «охрана труда», но, насколько ему известно, «охрана» сказала: раз это не связано с производством, расследовать случай должна районная администрация. Коль это случилось на «бесхозной» территории, сразу после ЧП надо было бы обратиться в райадминистрацию. Тогда прислали бы специалистов. А вообще, будку обанкротившегося хозяйства еще два года назад должна была отключить организация, которая снабжала ее энергией, то есть РЭС.

В районной госадминистрации Токмака, точнее, в отделе образования, ответили, что делом занимается прокуратура. Круг замкнулся. Похоже, прав прокурор Сергей Деркульский: виновного могут и не найти.

P. S. Вот какую историю рассказал врач Петр Тимошев:

- Много лет назад у нас в ожоговом отделении лечился мальчик, пострадавший от тока. После того как потерял обе руки, остались у него «крылышки», как и у Саши Гайтина. Мальчик окончил пединститут и стал учителем. Он учил моего сына, дети в нем души не чаяли. Сейчас этот мальчик, Константин Николаевич Самило, директор запорожского многопрофильного лицея «Перспектива». Женат, имеет ребенка. Человек состоялся!..