Происшествия

Когда в начале хх века одна из киевских газет сообщила в своем первоапрельском номере о том, что рухнула… Колокольня андреевской церкви, разразился страшный скандал

0:00 — 31 марта 2007 eye 738

В истории знаменитого Андреевского храма в Киеве немало тайн и мистических загадок

С давних пор, как свидетельствуют легенды, считалось, что киевская власть должна прислушиваться к людям и придерживаться справедливости. Иначе быть беде. О возможной катастрофе, как гласит предание, призвана напоминать киевлянам знаменитая Андреевская церковь.

«Построили храм на подземных ключах необычайной силы»

Созданная графом Растрелли Андреевская церковь поражает своей необычайной «небесностью». Храм как бы взлетает, возносится над Подолом, над нашей грешной землей, людской суетой… В истории церкви много загадочного. Непонятна сама идея возведения храма. Если он строился как дворцовая церковь императрицы Елизаветы Петровны, которая якобы замышляла перенести императорскую резиденцию в Киев, то почему находится на таком далеком расстоянии от самого Царского (теперь Мариинского) дворца? И почему Растрелли выбрал малопригодное для строительства место? Поставить огромное строение на краешке горы — задача нелегкая. Долгое время бились над фундаментом, то и дело натыкаясь на скрытые в глубине горы родники. Воду отводили, но она снова появлялась. Строительство несколько раз приостанавливалось. Недостроенное здание проседало, стены трещали и разрушались, под сводами поселялись совы, а из фундаментов били ручьи.

Возможно, именно тогда, в ХVIII веке, в Киеве и стали поглядывать в сторону Андреевской горы с опаской. По городу ходили слухи о мощных подземных источниках, потревоженных строителями храма и теперь угрожающих Нижнему Городу обвалами и оползнями. Под Киевом, мол, плещутся страшные волны подземного моря, и только твердь Андреевской горы препятствует их выходу на поверхность земли.

«Место, где теперь течет Днепр, и вся Полтавщина, — говорится в предании, — все было покрыто морем. Из далеких земель приезжали купцы кораблями в Киев, продавали всякий дорогой товар и за это платили киевскому князю десятину. С этих десятин построена церковь, которая в память того потом стала называться Десятинной. Когда святой Андрей пришел в Киев и поставил крест на горе, где теперь стоит Андреевская церковь, то все море сплыло на низ. Однако часть его осталась и скрылась под Андреевской горой».

Ныне покойный историк архитектуры Виктор Чепелик знал несколько любопытнейших городских преданий о водах под Андреевской церковью. Одно из них он приводит в своем очерке о Владимирской улице: «Поразили киевлян и огромные фундаменты храма. Всем известно коварство местных грунтов-плывунов, а давние строители, посрамив будущих инженеров, уверенно поставили свое сооружение на крутой горе и обеспечили ее прочность на два с половиной века. Это породило среди киевлян, вообще склонных к мифотворчеству, красивую легенду: «Построили церковь на подземных ключах необычайной силы, укротив их тайным договором: те, что господствуют в городе, не будут делать зла киевлянам, иначе источники снова раскроются и затопят всю округу».

Киевские власти частенько нарушали свои обещания. Поэтому подземные воды, проступая из-под фундаментов церкви, настойчиво напоминали им об их неправедных делах. В одном из преданий говорилось, что борьба властей с родниками под церковью велась втайне от народа. Начальство свозило по ночам к храму огромное количество шерсти и забивало ею ключи, а они все били да били. С годами скрывать этот вопиющий факт становилось все труднее. А потому службу в церкви закрыли.

Эти же таинственные ключи спасли церковь от разрушения. Говорили, во времена советской власти в 1920-1930-х годах не рискнули взрывать этот храм, чтобы не затопить Подол и добрую половину Украины…

«Обломками кирпича завалило всю улицу. Спешите видеть!»

Андреевской церкви всегда удавалось быть в центре городской молвы. Похоже, когда-то киевляне мерили ею, как некой мерой совести, свои мирские дела.

Такой символ мог возникнуть лишь в городе с народным самоуправлением, где проблема порядочности власти была всегда актуальной и звучала особенно остро. Недаром в былые времена апостол Андрей на крыше фонтана Самсона, стоя перед окнами старой ратуши, обращал свой взор на Андреевскую церковь, как бы напоминая городскому голове (войту), его райцам (советникам), бургомистрам (хозяйственным деятелям) и лавникам (городским судьям) о страхе Божьем и грядущем возмездии на Страшном суде.

Колоколен при дворцовых церквях не строили. Нет колоколов и в Андреевском храме. Здесь службы совершались без благовеста. Это необычное для Киева явление также нашло отражение в народных преданиях. Они утверждали, будто негодование небес по поводу злодеяний земных властей достигло предела, подземное море переполнено водами гнева, и теперь даже малый толчок, самое незначительное сотрясение почвы может вызвать ужасную катастрофу. Мол, власти знают об этом, а потому не торопятся строить колокольню: «Если все же поставили бы колокольню и зазвонили — тут же потаенная вода залила б не только сам Киев, но и всю Полтавщину, ибо от первого ж сотрясения вся б гора треснула».

Как известно, от великого до смешного один шаг. Киевляне слышали об угрозе затопления Подола и всего Заднепровья, но как-то «вполуха», не вникая в суть дела, не задумываясь над тем, есть у этой церкви колокольня и колокола или нет. Иначе не приключилось бы истории, которую до сих пор рассказывают жители Андреевского спуска.

Как пишут историки Андреевской улицы Дмитрий Шленский и Алексей Браславец, в начале ХХ века одна из киевских газет, желая потешить почтенную публику, в номере за 1 апреля поместила заметку: «Вчера со страшным грохотом рухнула колокольня Андреевской церкви. Обломками кирпича завалило всю улицу. Спешите видеть!»

Предполагалось, что горожане, хорошо знающие внешний вид храма, посмеются, и тем дело кончится. Но получилось иначе. Половина Киева поспешила на место «происшествия» поглазеть на чудовищные разрушения. Розыгрыш удался, киевский обыватель был посрамлен, но возникли осложнения. Городской голова вместе с чинами городской управы тоже прибыл на место «катастрофы» для выяснения причин стихийного бедствия. И разразился скандал…