Происшествия

«кто-то из-соседей крикнул: «ты знаешь, где дети? Нужно вытащить их из огня». Вот я и полез в окно… »

0:00 — 4 апреля 2007 eye 283

15-летний подросток спас из охваченной пламенем хаты двух четырехлетних малышей, что не смогли сделать взрослые мужчины

Смелость и решительность не зависят от возраста — эти качества у человека или есть, или их нет. И в экстремальных ситуациях самыми деятельными и отважными далеко не всегда становятся «большие дяди». Примеров тому много…

В Раховском районе Ивано-Франковской области 15-летний подросток вытащил из объятой огнем хаты двух четырехлетних малышей, чего не смогли сделать несколько взрослых.

«Передо мной открылась ужасная картина: из окон дома валит черный дым с сажей, а к хате сбегаются соседи… »

По количеству детей, погибших во время пожаров, Раховский район Закарпатья можно назвать неблагополучным — несчастные случаи с летальным исходом здесь происходят едва ли не ежегодно. О многих из них «ФАКТЫ» сообщали своим читателям. В 2005 году в селе Деловое угарным газом от печного отопления задохнулись двое мальчиков, через полтора месяца в том же селе сгорели два малыша двух и трех лет, которых мать оставила без присмотра почти на сутки. Четыре года назад в селе Выдрички в аналогичной ситуации погибли сразу трое малолетних детей.

Причины этих несчастий просты: разбросанные высоко в горах поселки и хутора, к которым пожарные экипажи просто не в состоянии доехать, старые деревянные хаты, вспыхивающие от короткого замыкания или обычной искры из дымохода, и, наконец, — беспечность взрослых. Большинство пожаров в горном районе возникает в так называемых неблагополучных семьях.

Случай, произошедший в марте в селе Билын, тоже мог пополнить печальную статистику, если бы не слаженные действия селян и огнеборцев, благодаря которым двух четырехлетних детей буквально вытащили с того света.

Тот злосчастный день начался, как обычно: хозяйка со своей сестрой хлопотали по хозяйству, старшие дети (в небольшом деревянном домике обитали пятеро мальчиков от четырех до 15 лет и две женщины, муж одной из них уехал в Чехию на заработки) пошли в школу, младшие сидели дома. После обеда пригрело солнышко, и на лужайку к соседским ребятишкам выбежали трое братиков погонять мяч. Их мать тем временем решила на несколько минут заглянуть к соседке.

- Я закрыла хату и отправилась к соседке, которая живет в ста метрах, — говорит Анна Ткачук, мама одного из спасенных мальчиков.  — Поговорила с ней минут пятнадцать и поспешила назад — проверить, не уснули ли младшие дети. Как только поднялась на железнодорожную насыпь, передо мной открылась ужасная картина: из окон дома валит черный дым с сажей, а к хате сбегаются соседи…

Двоюродные братья — четырехлетние Вася и Леша — лежали в кроватях и смотрели телевизор, когда в кладовке произошло короткое замыкание электропроводки. Обшитые картоном(!) стены моментально вспыхнули, а поскольку дверь в коридор осталась открытой, огонь из-за сквозняка пополз через кухню в комнату.

Наверное, малыши сначала просто не обратили на дым внимания, а когда решили бежать из хаты, было уже поздно — путь к дверям преградил огонь. Спастись через окно дети тоже не смогли бы — оконные рамы на зиму закрыли извне толстой пленкой, разорвать которую детскими ручонкам было не под силу. Все, что смогли сделать мальчуганы в этой ситуации, — забиться в угол и заплакать.

Когда к хате сбежались люди, огонь уже добрался до крыши, и раскаленный шифер стал «стрелять» во все стороны. Черный едкий дым заполнил комнаты, а из входной двери вырывалось пламя. Первым в хату бросился один сосед, но, ничего не нащупав руками и закашлявшись, выскочил на свежий воздух. Вторым забежал другой сосед, но тоже не нашел детей, только опрокинул в комнате шкаф, который, к счастью, не зацепил ребят. И тут к полыхавшей хате примчался старший брат Васи 15-летний Сергей.

«В комнате было очень жарко и абсолютно ничего не видно. Руками нашарить брата не удалось»

- Мы играли на поляне в футбол, как вдруг послышался громкий треск (стрелял раскаленный шифер) и кто-то из ребят крикнул: «Смотри, ваша хата горит!» — вспоминает Сережа, у которого на память о пожаре остались обожженные волосы.  — Я сразу бросился туда, ведь в комнате должны были оставаться Васька с Лешкой! Пока добежал до хаты, соседи сорвали с окна пленку и разбили стекло топором. Кто-то крикнул мне: «Ты знаешь, где дети? Нужно вытащить их из огня».

Я вдохнул как можно больше воздуха и полез через окно в хату. А через дверь забежал наш сосед Юрий Юрьевич. Он первый нащупал руками лежавшего на полу Лешку, подал его мне и выбежал из хаты, чтобы отдышаться. Я передал малого через окно наружу и вернулся назад, чтобы отыскать Ваську. В комнате было очень жарко и абсолютно ничего не видно. Руками нашарить брата не удалось, но он, к счастью, захныкал в углу, и я, подхватив его на руки, тоже передал кому-то через окно. Затем выпрыгнул из хаты сам.

Пока Сережа вытаскивал братика из угла и бежал с ним к окну, малыш потерял сознание, но, попав на свежий воздух и вдохнув несколько раз, открыл глаза и заплакал. Зато у Леши, которого вынесли первым, сердце не билось, глаза открыты, реакция на свежий воздух отсутствовала. Спасенных детей быстро отнесли в соседнюю хату.

- Когда ко мне занесли ребяток, они были черные, словно негритята, — говорит соседка Ирина Костюк, которая откачивала братиков.  — У Леши все плечи красные и волдырь на спине уже лопнул, он то придет в себя, то снова теряет сознание. Сначала я бросилась к нему. Развела ручки несколько раз в стороны и стала вдыхать в его ротик воздух. Никогда раньше таким не занималась, само в голову пришло, что именно нужно делать. Васек выглядел немного лучше, но тоже несколько раз терял сознание.

Я то к одному подбегу делать искусственное дыхание, то к другому. Моя дочь растерялась, мечется по комнате, кричит, так я, чтобы ее занять, приказала разорвать на детях одежду и обмотать их мокрыми простынями. Откачивала мальчиков минут двадцать, пока не приехала «скорая».

По дороге в райцентр, в карете скорой помощи, у Леши несколько раз останавливалось сердце, однако умереть мальчику врачи уже не позволили. Когда я вместе с сотрудниками райотдела по чрезвычайным ситуациям приехал в Раховскую больницу, Лешу как раз переводили из реанимации в педиатрическое отделение. Нам разрешили несколько минут пообщаться с мальчиком, правда, удалось это сделать не без некоторых трудностей. Когда в палату ввалилась группа людей с телекамерами, фотоаппаратами и в форме МинЧС, ребенок до того растерялся, что несколько минут лишь испуганно моргал, хлопая длинными ресницами. Правда, при этом изо всех сил пытался справиться с оберткой принесенного кем-то «сникерса». Как только обертка поддалась и от шоколадного батончика был откушен изрядный кусок, мальчик продемонстрировал готовность к общению.

- Как ты, ничего не болит? — спрашиваем Лешу. Тот в ответ лишь отрицательно машет головой, жуя шоколад с орехами.

- Не страшно было, когда начался пожар?

- Страшно, — наконец отвечает малыш тонким голосом.  — Мы мультики с Васькой смотрели, лежали в кровати. Когда пошел дым, хотели выйти, но дверь была закрыта. Тогда дальше стали смотреть телевизор. Потом появился огонь, и мы начали его тушить.

- Вы сами тушили огонь? И как же?

- А вот как, — мальчик сердито машет ручкой, словно прогоняя из хаты кошку.

- Помнишь, как Сережа выносил тебя через окно, а тетя Ира помогала дышать?

- Нет, этого не помню…

«Сколько мы ни просим людей придерживаться хотя бы элементарных правил осторожности, эффекта от этого мало»

Диагноз Леши — отравление угарным газом и ожоги поясницы I-II степени. Мальчик уже пошел на поправку — анализы улучшились, появился аппетит. У Васька состояние немного хуже, поэтому его пока оставили в реанимации. У мальчика обожжены живот и рука, возможно, его переведут на лечение в областную детскую больницу. Мама, которой разрешили побыть у сына несколько минут, рассказала, что Вася старается держаться молодцом. Правда, когда увидел ее, расплакался. Но если ребенок в таком состоянии проявляет эмоции, это уже хорошо.

Причиной возникновения пожара в Билыне сотрудники МинЧС считают беспечность взрослых и нарушение правил безопасности.

- Сколько мы ни просим людей — через прессу, листовки или на личных встречах — придерживаться хотя бы элементарных правил осторожности, эффекта от этого мало, — сетует начальник Раховского райотдела МинЧС Игорь Погориляк.  — Здесь, слава Богу, обошлось без жертв, к тому же удалось спасти немалую часть имущества. Особо следует отметить профессионализм водителя пожарного экипажа, который, увидев охваченную пламенем хату, решил «форсировать» речку вброд, а не ехать в обход через мост. Объезд занял бы минут двадцать, а за это время деревянная хата сгорела бы дотла. А так дом с помощью районной власти можно восстановить, и семья с пятью детьми не останется без крыши над головой.

- К сожалению, нередко селяне, сбежавшись на пожар, не только не помогают нам, но даже мешают, — добавляет старший инспектор райотдела МинЧС Александр Тушер.  — Вместо того чтобы хоть как-то посодействовать, высказывают различные претензии: то пожарная долго ехала, то вода быстро закончилась. Здесь все было по-другому. Спасли из огня детей, оказали им первую помощь, кроме того, из хаты успели вытащить хоть какие-то вещи.

Тем не менее потерпевшая семья до сих пор в шоке от произошедшего. Муж Анны Ткачук, которому о пожаре сообщили по телефону, сразу вернулся из Чехии и первым делом навестил в больнице детей. Обгоревшую хату к моменту приезда журналистов он еще не видел. Погорельцев пока приютила пожилая соседка. Хата у нее маленькая, гостям приходится ночевать на полу. И как будет дальше, они не знают. Единственное и главное утешение в этой ситуации — дети, слава Богу, остались живы…