Производством фальсификата, позволяющего быстро получать миллиардные прибыли, грешат многие украинские бизнесмены. Реализуют такую продукцию чаще всего на рынках. Хотя, приобретая дорогостоящие товары в супермаркетах, также можно попасть на подделку. Иногда суррогат вместо молока, сыра и сливочного масла выявляют даже в школах и детсадах.
Сомневаются украинцы не только в безопасности и качестве продуктов питания, но и в меховых изделиях. К примеру, в Дании уничтожили примерно 10 миллионов норок из-за подозрения, что они могут заражать людей мутировавшим штаммом COVID-19.
Об усилении наказания за производство фальсификата, необходимости введения государственного регулирования цен на продукты, а также о том, может ли норковая шуба заразить COVID-19, «ФАКТЫ» поговорили с главой Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владиславой Магалецкой.
— Стоимость товаров растет буквально не по дням, а по часам. Многие эксперты говорят о необходимости возвращения госрегулирования цен на продукты так называемой социальной группы. Как вы относитесь к этой инициативе?
— Любая инициатива должна рассматриваться с точки зрения эффективности. Необходимо понимать, будет ли она работать на практике и что может последовать за таким решением. Если производитель или торговая сеть повышает цены из-за того, что кто-то хочет больше заработать на кризисе, это одно. В таком случае государство должно жестко реагировать и защищать людей от необоснованного повышения цен. Грубо говоря — быстро дать по рукам. Если же повышаются издержки бизнеса на производство товаров, провоцируя рост цен — это другая история. Нужно четко знать причину и только после этого принимать решение.
Если искусственно занизить цену и начать регулировать ее в условиях рынка, товар исчезнет из супермаркетов, либо же нас будут ждать засилье фальсификата, снижение качества и массовые банкротства производителей. Никто не станет производить и продавать продукцию в ущерб себе. В этом случае государство должно использовать иные инструменты: поддержать производителей, не допустить корпоративного сговора и защитить потребителя. Простых решений здесь нет.
Другой вопрос — если речь идет о монополии. В этой ситуации механизм государственного регулирования должен быть. Во всех остальных случаях цену регулирует рынок.
— Весной правительство временно ввело государственное регулирование цен на некоторые виды продуктов. Действует ли сейчас эта норма? К примеру, сахар, входящий в этот перечень, за последние месяцы существенно подорожал?
— Норма действует до окончания карантина и касается декларирования розничных цен. Поясню, как это выглядит на практике. Если цена меняется больше, чем на 5 процентов, предприниматель должен проинформировать об этом Госпотребслужбу путем внесения информации в публичный электронный реестр. При этом постановление касается только розничной торговли, а не производителей или оптовиков. Это сделано для того, чтобы у государства была своевременная информация для реакции на ситуацию на рынке.
Как реагировать, зависит от ситуации. Если речь идет, к примеру, о неурожае свеклы, это одна реакция. Но когда рост цен не имеет предпосылок и создан искусственно, необходимы другие решения.
— Сейчас фактически отменены проверки бизнеса, и производители часто этим пользуются, выпуская фальсификат. Как вы считаете, не стоит ли вернуть такой механизм контроля?
— На время карантина плановые проверки действительно были отменены. Исключение составляют предприятия с высоким уровнем риска. Мы готовы возобновить плановые проверки сразу, как только будет принято соответствующее решение. Нужно ли это делать до окончания карантина? Все зависит от дальнейшей ситуации.
— Штрафы для производителей, выпускающих фальсификат, несущественные, поэтому им выгоднее платить, чем работать честно. От такого подхода страдают покупатели, а коммерсанты получают миллионные прибыли. Планируются ли изменения в этом направлении?
— Моя позиция такова: ответственность должна быть соизмерима нанесенному вреду, иначе в ней нет смысла. Фальсификат не нужен никому, кроме фальсификаторов: ни гражданам, вынужденным покупать продукт, мягко говоря, сомнительного качества; ни государству, которое недополучает налоги, ни честным производителям, сталкивающимся с недобросовестной конкуренцией.
Недавно был разработан соответствующий законопроект, где увеличивается ответственность операторов рынка за нарушение законодательства в сфере безопасности пищевых продуктов. Кроме того, наконец-то за столько времени в украинское законодательство вводится определение фальсифицированного пищевого продукта. Я очень надеюсь, что законопроект будет принят в ближайшее время.
— Согласно статистике Госпотребслужбы, какие товары чаще всего фальсифицируют?
— Молочные продукты, а точнее, сливочное масло. При производстве фальсификата используют растительные жиры, удешевляющие продукт. Объемы впечатляют. Только за 10 месяцев этого года Госпотребслужба изъяла из оборота 5 тонн таких продуктов! Но ведь, кроме контроля, нужны еще и санкции. И тут мы возвращаемся к новому законодательству, принятия которого с нетерпением ждем. Производство фальсификата должно стать невыгодным бизнесом. В этом как раз и заключается задача государства.
— Почему у нас на рынке такое большое количество подделок масла? И на что бы вы советовали обращать внимание при выборе настоящего масла?
— Масло — это ходовой продукт, который фактически невозможно проверить в домашних условиях на качество. При этом себестоимость спреда значительно ниже, что позволяет реализовывать продукцию по низким ценам. Именно поэтому у нас такой бум фальсификата. Нужно помнить: 200 граммов сливочного масла не могут стоить 18 гривен. Ведь молоко сейчас недешевое.
Читайте также: Сколько должна стоить пачка настоящего масла и как выявить фальсификат
— Сыр также относится к молочным продуктам, который любят фальсифицировать. Как отличить сыр от, скажем так, его копии?
— Сыр — продукт, изготавливаемый из молока. В сырном продукте может содержаться от силы 20 процентов молока, остальное — растительные жиры.
Следует обратить внимание и на цвет. Сыр должен быть светло-желтого или белого цвета. Насыщенный желтый может свидетельствовать о наличии в составе красителей. И самый важный фактор — цена. Сырный продукт всегда стоит дешевле сыра.
— Сегодня уже никого не удивишь колбасой, в которой нет мяса. На что потребитель должен обращать внимание при выборе?
— На стихийных рынках можно купить колбасу, в которой и запах будет совсем не мясной. Важно смотреть на состав и не приобретать товар в сомнительных местах. Ну и, конечно, всегда рассуждать логически. Настоящая колбаса не может стоить дешевле мяса. Если же речь идет о магазинах и супермаркетах, то нужно всегда обращать внимание на состав продукта.
— Фальсификат буквально заполонил украинский рынок. Где его чаще всего продают?
— Как правило, фальсификат продается там, где нельзя вытребовать чек: в местах стихийной торговли, с автомобилей, торгующих товаром «с колес»… Еще один показатель — цена. Если она значительно ниже средней по рынку, это, наверняка, означает, что товар сомнительный. Ну и, конечно, нужно смотреть на этикетку, состав, есть ли какие-то отличия от привычной упаковки.
— Влияет ли цена на качество продукции?
— Конечно. Кроме того, на ценообразование влияет множество других факторов: особенности производства, хранения, транспортировки, реализации, технологии обработки, какое оборудование используется.
Не всегда высокая цена может гарантировать высокое качество. Бывает, как в анекдоте: «Почему так дорого? Очень деньги нужны». Иногда недобросовестные продавцы используют такую уловку: ставят завышенную цену на низкокачественные товары для того, чтобы продать небольшие партии с высокой наценкой. Такие предприниматели не думают о будущем и ориентируются на быструю продажу в правильном месте.
— Не могу не вспомнить историю с уничтожением более 10 миллионов норок в Дании из-за подозрения, что они могут заразить людей мутировавшим штаммом коронавируса. В Украине тоже есть зверофермы. Наши норки не опасны?
— В Украине 12 ферм по разведению норок. На них не зарегистрировано вспышек SARS-Cov-2 или каких-либо других опасных инфекционных заболеваний. Я встречалась с представителями Ассоциации звероводов Украины, проводила отдельную встречу с руководителями областных подразделений Госпродпотребслужбы, где были выработаны меры по минимизации рисков распространения SARS-CoV-2 на украинских норковых фермах. Мы внимательно следим за ситуацией за рубежом и изучаем их опыт, ведь вспышки происходят во многих странах мира. В Украине не выпускаем ситуацию из-под контроля. Речь не идет о массовых убийствах норок, закрытии ферм или коррупционных проверках. Речь идет о контроле, который сегодня просто необходим.
— Насколько безопасны изделия из меха этих животных?
— На украинских норковых фермах налажен должный уровень биозащиты. Контроль осуществляет Госпотребслужба. Мы постоянно мониторим ситуацию, а сейчас это происходит в усиленном режиме. Если говорить о безопасности изделий из меха норок, заразиться коронавирусом через них невозможно. Во-первых, вирус живет на поверхностях непродолжительное время. Во-вторых, мех норок подвергается обработке, поэтому, учитывая особенности технологического процесса, риски заражения SARS-Cov-2 от меховых изделий исключены.
— Начиная с первого декабря 2020 года, ввоз рыбы и рыбопродуктов из Дании осуществляется по новым правилам. Цены на этот вид продукции могут вырасти?
— Нет. Просто будет новая форма международного сертификата. Цена от этого точно не зависит.
Ранее исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов рассказал «ФАКТАМ», как совершать покупки в интернет-магазинах, чтобы не попасться на удочку мошенников.