Происшествия

«мы с леной в детстве любили шить куклам белые наряды на свадьбу. А теперь вот покупаем свадебные платья, чтобы хоронить в них наших дочек», -

0:00 — 18 апреля 2007 eye 689

говорит Светлана Саранцева, мама одной из трех девочек, погибших под колесами автомобиля, за рулем которого был высокопоставленный чиновник МЧС

Для жителей села Гребенки Киевской области Светлая Пасхальная неделя превратилась в черные траурные дни. «ФАКТЫ» уже писали о том, как в прошлое воскресенье под колесами «Мерседеса» погибли три школьницы. За рулем автомобиля был 40-летний Василий Круг (имя изменено), оказавшийся высокопоставленным чиновником одного из департаментов Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций. По словам очевидцев, мужчина несся по проселочной дороге со скоростью, явно превышающей 100 километров в час. Даже после страшного столкновения он не пытался затормозить. Машина остановилась только после того, как врезалась в железный столб, стоящий у обочины. Две девочки скончались мгновенно. Третья — Настенька — продержалась еще 15 минут, из последних сил шепча: «Помогите… »

Во вторник все село, рыдая, шло за тремя гробами, уносящими в последний путь юных невест в белоснежных свадебных платьях.

«Наташу и Настю «Мерседес» тащил на капоте несколько метров, а Юлечку ударом отбросило на 26 метров!»

На сельском кладбище возле самой дороги — три свежие могилки, заваленные венками, — от родных, друзей, одноклассников, учителей… Среди живых цветов и лент со скорбными надписями стоит фото в черной рамке. На нем — красивая девочка с темными волосами и искрящимися улыбкой карими глазами. На соседних могилках фотографии уже убрали. Но каждый, кто проходит мимо, горестно вздыхает и крестится. Девочек в селе любили.

Юля Литовченко, Оксана Смелова, Настя Саранцева и Наташа Гончарук дружили с пеленок. Родители Юли и Оксаны жили по соседству и часто ходили друг к другу в гости. А Наташа и Настя приезжали в Гребенки к бабушкам, первая — из Белой Церкви, вторая — из Киева.

- Настенька все время рвалась в село, — рассказывает «ФАКТАМ» ее мама, Светлана Саранцева.  — Как-то даже пыталась упросить меня, чтобы я перевела ее в сельскую школу. Хотела быть поближе к подружкам. Но я отговорила — чтобы заканчивала учиться в городе. Зато на праздники, выходные, каникулы я всегда отпускала дочку к бабушке.

Юля Литовченко выросла в Гребенках, в дружной многодетной семье. Девять братьев берегли ее, единственную девочку, как зеницу ока. Куда бы сестра ни шла — в центр поселка, на танцы, на прогулку, — ребята всегда были рядом. Один из них, Алексей, был неравнодушен к подружке своей сестры Наташе.

- Она мне очень нравилась, — признается Алеша, худощавый блондин с тонкими чертами лица.  — Но по-серьезному я с ней не «зажигал»: Наташка-то на десять лет меня младше… Была.

Алексей был одним из первых, кто увидел и любимую девушку, и единственную сестру мертвыми.

В тот страшный день 15-летние Юля с Настей и 14-летняя Наташа уже успели посвятить в сельской церкви корзинки с куличами и отпраздновать Пасху дома. Вечером они решили встретиться, чтобы вместе сходить в клуб на дискотеку. Взявшись под ручки, девочки шли по проселочной дороге. (Надо сказать, что в Гребенках находится асфальтовый завод, поэтому все трассы и аллеи здесь отменного качества, да еще и освещаются по ночам, что уж совсем редкость для села. )

Обычно местные жители идут прямо по трассе, а заслышав шум машины, подвигаются к обочине. Девочки же на проезжую часть не выходили, а шли по грунтовке рядом. Сзади на бешеной скорости пронесся «Мерседес». Подружки даже не успели среагировать: машина врезалась в них и… на полном ходу поехала дальше.

- «Мерседес» еще метров десять тащил на капоте Настю и мою дочку, уже мертвых, — говорит Елена, мама Наташи Гончарук.  — Потом врезался в столб. Остановился. Сзади него ехали на машине мужчина с женщиной, они все видели собственными глазами. Подбежали к нашим детям… Наташенька мертвая была, а Настя тихонько просила: «Помогите… » Через пятнадцать минут прямо у них на руках девочка и умерла.

- Юлю милиционеры нашли позже, — объясняет заместитель председателя сельсовета Василий Руденко.  — Бедного ребенка ударом отбросило аж на 26 метров от машины. Все три тела были жутко избиты, переломаны. Да это и неудивительно — водитель несся, как сумасшедший, а по этой трассе можно только «пешком» ехать: там школа, детский садик, больница, центр детского творчества…

Накануне трагедии Светлане приснилась черная яма с тремя мертвыми девочками

Братья Юли Литовченко думают, что водитель «Мерседеса» был в состоянии алкогольного опьянения. Их односельчанин Николай Кузьменко сообщил «ФАКТАМ», что за два часа до трагедии видел, как куролесил Василий. Мужчина, видимо, был хорошо навеселе, сидел в кафе «Свчтлиця» за столиком и глушил водку и коньяк. По словам Николая, он цеплялся к посетителям, пытаясь спровоцировать драку. Хорошо приняв на грудь, он сел за руль своего «Мерседеса» и уехал.

Впрочем, сотрудники кафе ничего подобного не припоминают и утверждают, что этого человека никогда не видели.

Чиновника МЧС, несмотря на высокий чин, в селе действительно знают немногие. В Гребенках живут родители Василия, а сам он уже давно перебрался в Киев. Часто навещает отца и мать.

- Вроде бы неплохой человек, — говорит знакомая этой семьи, просившая не называть ее фамилию.  — Родителям всегда помогал, на праздники к ним приезжал. Одна беда у него: как выпьет — крышу сносит. С семьей из-за этого проблемы были. Вот из-за этой горилки столько горя людям наделал! Его старики покой потеряли, а что уж говорить о матерях этих школьниц!

Родные погибших девочек, объединенные общей бедой, теперь часто собираются вместе. Ходят друг к другу, стараются поддержать, успокоить, отвлечь… Глядя на их траурные повязки, слезы, темные круги под глазами, трудно поверить, что в этих дворах еще несколько дней назад звучал веселый смех.

- Девчонки наши хохотушками были, любили повеселиться, сходить куда-то. И всегда вместе, — говорит Ольга Ильинична, мама Юли Литовченко.  — Дочка у меня английским занималась, переводы делала, дизайнером хотела стать. Такая хорошая, чистая душой девочка.

- А моя парикмахером мечтала стать, — вытирает слезы мама Наташи Гончарук.  — Нам всем художественную роспись ногтей делала. Такая умничка! А теперь что? В хату страшно заходить, там вещи все, дух ее, вся она… Подонок! Самое дорогое из дому вынес, — срывается на крик обезумевшая от горя мать.  — Пусть бы посмотрел, как мы невест из дворов выносили. Его, наверное, будут отмазывать, скажут, что девочки шли не по обочине, а по проезжей части!

- Мы по этой дороге все детство бегали, — говорит мама Насти Саранцевой.  — Я ведь здесь выросла, дружила с Наташиной мамой Леной. Игрались с ней, любили куклам наряды шить, особенно белые. А теперь вот вместе покупали свадебные платья, чтобы своих родных дочек хоронить…

Светлана Саранцева говорит, что в последние дни ходила сама не своя, словно готовилась к горю. Накануне трагедии ей приснилась черная яма с тремя мертвыми девочками, среди которых была и ее дочка. Но не Настя, а старшая — Анечка!

- Я проснулась и сразу стала Ане звонить: перепугалась, что с ней что-то случилось, — говорит Светлана.  — А потом подумала: может, наш дедушка умер. Но о Настеньке даже мысли не было! Я была уверена, что Гребенки — самое безопасное место. Ведь что может случиться в селе, где мою девочку все знают и любят! Да еще и такая защита — девять Юлиных братиков!

Кстати, братья Литовченко были одними из первых, кто прибыл на место происшествия.

- Мы видели, как гаишники бегают рысцой вокруг «Мерседеса». Понятное дело, шишка! Большое начальство! — возмущается Алексей.  — Они к нему с наручниками, а тот только отмахнулся: мол, не надо, обойдусь. Когда мы с братом опознали тела и сказали, что среди них — наша сестра, этот человек подошел к нам и говорит: «Пойдем, отойдем, разберешься со мной». Не знаю, что он имел в виду, но я ответил, что он уже достаточно разобрался. А за свои дела пусть ответит перед Богом и перед людьми. После этого его увезли.

Сразу после аварии на мобильный чиновника МЧС позвонил начальник: «Ты уволен»

Страшную весть о гибели детей родителям сообщила Инна — мать 16-летней Оксаны Смеловой, единственной из четырех подружек, оставшейся в живых. Оксану спасла мамины интуиция и строгость.

- Обычно я отпускаю ее с девчонками гулять, — говорит Инна.  — А в тот день, на Пасху, меня как будто переклинило. Говорю дочке: «Ни на какую дискотеку ты не пойдешь. Не посмотрю, что праздник, не пущу». Оксанка пыталась меня упросить, но зря. Я ее отпустила только со старшим братом покататься на качелях. И тут узнаю, что в городе авария, погибли какие-то девочки. Я чуть в обморок не упала. Потом узнала, что Оксаны среди них нет, но погибшие — три ее лучшие подруги. Меня попросили позвонить родным девочек. Сказать о том, что их дочки мертвы, язык не повернулся. Я просто сообщила, что произошла авария, и попросила приехать на место происшествия.

Следующие шесть часов были самыми страшными для семей погибших школьниц. Родители собирали разбросанные по дороге кроссовки, рыдали над телами своих детей, отвечали на вопросы милиции… Тела забрали в морг только в три часа ночи. Согласно результатам вскрытия, у девочек были обнаружены разрывы внутренних органов, переломы ног, закрытые черепно-мозговые травмы, кровоизлияния… Одним словом, травмы, несовместимые с жизнью.

- В морге этом — нехристи, нелюди! — в отчаянии говорит Елена, Наташина мама.  — Нам сначала тела не хотели отдавать, мол, у них рабочий день заканчивается. А нам же детей хоронить! Тогда мы связались с начальством, и детей нам все-таки отдали. Но санитары со злости не захотели даже помочь, и перекладывать тела на носилки вынужден был родной отец. Потом с нас стребовали по 200 гривен за то, чтобы одеть девочек в платья.

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций выделило семьям погибших по 5 тысяч гривен на похороны. Никто из родственников водителя-убийцы не принес извинений от его имени, не предложил материальной помощи и не появился на похоронах. Сам водитель травм во время ДТП не получил. Но очевидцы трагедии сообщили мамам погибших девочек, что во время задержания на мобильный Василия раздался звонок его начальника, прокричавшего подчиненному всего два слова: «Ты уволен». Однако в департаменте МЧС, где числился горе-водитель, сообщили, что интересующий нас чиновник по сей день занимает ту же должность и продолжает ходить на службу. Правда, к телефону его не позвали: сказали, что приболел.

Как сообщил «ФАКТАМ» начальник Центра общественных связей ГУ УМВД Украины в Киевской области Николай Жукович, на сегодняшний день Василий Круг находится на подписке о невыезде. По факту происшествия следственным управлением ГУ МВД Украины в Киевской области возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия и гибель нескольких человек», предусматривающей наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет. Сейчас проводится автотехническая экспертиза, в частности, выясняется, почему на асфальте не осталось тормозного пути. От этой экспертизы будет зависеть квалификация действий водителя. Если выяснится, что машина была исправна, а водитель мог избежать ДТП, то наказание будет более суровым. Впрочем, судьба водителя «Мерседеса» зависит от того, какое решение вынесет суд.

- Для меня очень важно, чтобы этот человек сел в тюрьму, — говорит Светлана Саранцева.  — Дочь мне уже не вернуть, но такое преступление не должно остаться безнаказанным. Знаете, я до сих пор не верю, что дочки нет. Кажется, что мы ее отправили в пионерский лагерь и через пару недель она вернется. Двоюродная сестричка Оксаны Смеловой, семилетняя Машенька передала нам своего плюшевого мишку с сердечком и сказала: «Положите Настеньке в гроб и скажите, что я ее очень люблю».