В 800-й(!) раз в столичном Молодом театре был показан спектакль «За двумя зайцами», в котором главную роль Прони Прокоповны знаменитая актриса сыграла более 700(!) раз
27 лет назад Тамара Яценко пришла в Молодой театр, где ее утвердили на роль Прони Прокоповны в пьесе «За двумя зайцами». А на днях состоялся юбилейный — 800-й спектакль! Тамара Александровна говорит, что намерена сыграть в «Зайцах» еще как минимум столько же. Правда, исполнительнице Прони тогда будет уже 78 лет! Но для Яценко, похоже, нет ничего невозможного. Не удивительно, что на ее спектаклях все время аншлаги. «ФАКТЫ» встретились с любимицей публики в ее гримерке за пару часов до выхода артистки на сцену.
- Признайтесь, Тамара Александровна, вам за 27 лет Пронька не надоела?
- Я чувствую в себе энергии еще на тысячу спектаклей. Очень благодарна судьбе, что свела меня с таким талантливым режиссером, как Виктор Шулаков. Это только у него Пронька играет и на пианино, и на скрипке. Она ведь дама образованная — «пансиен» окончила. Некоторые зрители «За двумя зайцами» по 50 раз видели! Они говорят, что все спектакли разные. И это при том, что на сцене мы не импровизируем: текст отлетает от зубов.
Если честно, то сегодня будет не 800-й, а 801-й спектакль! Я была в Египте, а без меня ни администрация театра, ни управление культуры и союз театральных деятелей не захотели устраивать праздник. Я столько лет отдала этой роли. Даже если учитывать все замены, то в 700 спектаклях сыграла точно!
- Ага, значит, юбилею вы все-таки предпочли отдых на Красном море?
- Да нет, в Египте у меня были съемки сериала «Леся плюс Рома». Хотя по сценарию Лесина мама, которую я играла, уже умерла, но меня взяли, пообещав как-то задействовать. И придумали! Я являюсь зятю в ресторане. Он сидит за столиком с Лесей, и в какой-то момент ему кажется, что напротив не любимая жена, а теща. Ради этого одного эпизода меня повезли в Египет. После единственного съемочного дня я неделю отдыхала.
- И все же вернемся к «Зайцам». Неужели за столько лет не было ни одного провала?
- Был однажды. Но, слава Богу, не со мной. В тот раз я попала в больницу, а актриса, заменявшая меня, не рассчитала свои силы. А тогда на спектакль пришел сам Михаил Водяной (выдающийся артист оперетты, руководитель Одесского театра музыкальной комедии, известный широкому зрителю по роли Попандопуло в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». — Авт. ). Мне потом рассказали, что он ушел после первого отделения.
- А случалось, что слова на сцене забывали?
- Конечно! Это с каждым бывает. Мой самый смешной случай связан не с «Зайцами», а с постановкой «Сирано де Бержерак». Я играла роль придворной дамы в массовке. У меня даже текста не было. И вдруг получила главную роль в фильме Александра Павловского «Трест, который лопнул». Режиссер, посмотрев спектакль, позвал меня на пробы, а позже утвердил на роль. Первая главная роль! Я пробовалась в паре с Михаилом Боярским, который тогда был на пике популярности. Его, кстати, не утвердили. Вместо него снимался Регимантас Адомайтис.
И вот меня вызывают на съемку. Я иду к Шулакову: «Виктор Александрович, отпустите, у меня в спектакле все равно роль крохотная, даже без слов, любая актриса заменить сможет». И тут режиссер вскипел: «Слов нет? Будут!» На съемку меня не отпустили и за пару часов до спектакля дали текст в стихах, который должна произносить моя героиня: «Негарний тiльки вiн: кумедний i носатий. Його б нiколи не взялась я малювати. Гасконець, що йому нiхто не скаже: «Досить!» Вiн велетеньського, панове, носа носить». И вот я выхожу на сцену, трясясь, начинаю текст. Но, когда дохожу до финальной строчки, забываю слова. «Вiн велетеньського, — у меня из памяти вылетает строка, но я, не растерявшись, выдаю, — вiн велетеньського поноса носить». Так уверенно, без запинки. (Хохочет. ) В зрительном зале тишина, никто не понимает, что за «понос», а коллеги на сцене не могут слова произнести: их душит смех. Отыграли с горем пополам. Подходит ко мне режиссер. Думаю: сейчас убьет. А он так лукаво улыбается: «Ну ладно, езжай на свои съемки».
- Вы ведь благодаря Проньке с Аллой Пугачевой познакомились и даже снялись с ней в новогоднем мюзикле?
- Больше всего мне запомнился обед в ресторане на Подоле, куда меня Алла Борисовна пригласила. Мы с Маргаритой Кринициной и Пугачевой на троих соображали.
- По водочке ударяли? Чем угощала Алла, помните?
- Выпивали! Алла нор-р-рмально к ЭТОМУ делу относится. Оказалось, она и покушать на ночь не против. Я после спектакля как-то стараюсь сдерживаться, а она нет. Угощали нас «укращнськими стравами». На столе были кровянка, сало, пампушки с чесноком. Мне красную рыбу заказали, Алла Борисовна борщ ела. Выяснилось, что у бабушек Кринициной и Пугачевой одинаковые фамилии. Потом они руки стали рассматривать, сравнивать. Алла Борисовна удивлялась, какие у них с Маргаритой Васильевной руки похожие — точно родственницы! Криницина похвасталась ожерельем, которое было у нее на шее. Я даже не предполагала, что это настоящие бриллианты! И тут директор Пугачевой достала коробочку и протянула мне: «А это от Аллы Борисовны вам». Открываю, а там красивейшее колье.
- Тоже бриллианты?
- Нет, набор от Сваровски, но очень симпатичный. Сидевший рядом со мной продюсер мюзикла «За двумя зайцами» Леша Гончаренко шепнул мне на ухо: «Две тысячи. Не гривен. Долларов! Мы вместе на Крещатике покупали. А у Кринициной за 18 тысяч!»
- Носите подарок?
- А как же! Всем похвасталась (улыбается). У меня своих детей нет, только двое племянников. Так я им сказала: у кого родится первая девочка, ей и подарю. А пока сама ношу.
- Поесть, я так понимаю, вы любите, а сами готовите?
- Люблю, правда, перед Пасхой постилась. Мясо только в Египте ела. Думала, поправлюсь килограммов на 10, но оказалось, даже пару кило потеряла. Готовлю только на скорую руку. Фирменное блюдо — перепела. Чернослив туда, ананасик, майонезик и запекаешь — вкусноти-и-ища. Одного перепела съел — будто целую курицу слопал. Когда мой брат занимался разведением перепелок, я их яйца каждый день пила. Очень полезно!
- Вы ведь, как и Проня Прокоповна, киевлянка?
- Практически. Я родом из Горенки — это Пуща-Водица. Выросла на природе. С соседскими девчонками делали из кукурузных початков кукол и заплетали им косички. А еще я училась играть на скрипке. Бывало, замечтаюсь в трамвае и забуду про инструмент. Вышла, а скрипка поехала дальше. Папа ходил потом в депо — благо рядом работал на обувной фабрике на Куреневке. Когда родителей не было дома, брат меня иногда закрывал в сарае. Он не выносил моей игры на скрипке. Приходилось учить гаммы в обществе поросят. Что самое интересное, даже свиньи фальшь не переносят. Допустим, играю я Вивальди — они лежат молча. Но как только возьму не ту ноту, начинают дико визжать.
- Творчество из вас поперло в самом раннем возрасте?
- Да. Я всегда очень любила инсценировки всякие, хотя в театр впервые попала только в 15 лет. Одно время хотела стать доктором. Лечила птичек, кошек. Помню, кто-то наступил на воробья, а я взяла его, намазала зеленкой. Он, конечно, сдох. Я его похоронила и еще неделю плакала.
- Бизнес-леди никогда не хотели стать?
- Мне даже нагадали как-то, что коммерсант из меня не получится. Нет во мне этой жилки. Хотя купцы в роду были. Прадед по маминой линии был управляющим «панським махтком». Знал пять языков. Ездил в Голландию, Германию закупать коров. Мой старший брат Володя в него пошел. Помню, когда с цветами еще была напряженка, он вырастил в квартире кучу тюльпанов. Они с папой перед 8 Марта их продали. Народ размел букеты за три минуты.
- Говорят, вас можно в метро встретить. Хотите быть к народу поближе?
- На такси каждый день ездить не могу себе позволить. Это раньше я на мотоцикле гоняла. У драматической актрисы не тот статус, чтобы иметь машину. Я ведь не попса, которая зарабатывает сумасшедшие деньги. Всегда шучу, что слава ко мне пришла, а деньги безнадежно отстали. Вот и приходится до работы на метро добираться. Сложно, конечно, привыкнуть, когда в тебя пальцем тычут или кричат: «Мамаду пошла». Но я к этому спокойно отношусь. Поначалу пыталась очки надевать, широченные шляпы — все равно узнают.
- Кавалеры не пристают? Вы как-то в интервью признались, что любите мужчин помоложе
- Когда я впервые влюбилась, мне было 14 лет, а ему 21. Это нормально. Сейчас мне 50, но 60-летние мне не очень подходят. Лучше с сорокалетними общаться. Кстати, мой муж Олег младше меня на десять лет.
- Он тоже актер?
- Да. Правда, сейчас больше времени проводит на съемках в Москве. Живем на два дома.
- Вы тут на попсу наехали. Неужто никто не нравится из наших исполнителей?
- Как не нравится! А Верка Сердючка?! Андрей Данилко талантливый парень. Помню, на съемках мюзикла «За двумя зайцами» он пристально наблюдал за мной. Не знаю, перенимал ли что-то, но искра была. Ему нравилось то, что я делаю. Когда Веркину кандидатуру выдвинули на конкурс «Евровидение», мне позвонили с предложением: «Тамара, наша партия просит, чтобы вы сыграли на Майдане роль Верки. Мы напишем пародию на Сердючку. Какое «Евровидение»? Это позор для страны!» Я вскипела: «Во-первых, я дружу с Андреем, во-вторых, критикой и сатирой не занимаюсь, а в-третьих, приветствую все, что делает Верка Сердючка». На том конце провода были, мягко говоря, удивлены.