Украинские программисты презентовали игру «S. T. A. L. K. E. R», действие которой разворачивается в Чернобыльской зоне. Сегодня это самая продаваемая игра в мире
Директору киевской компании «GSC Game World», визитной карточкой которой являются компьютерные игры, ставшие хитами во всем мире, — «Казаки», «Александр», «Завоевание Америки» и, конечно, «S. T. A. L. K. E. R» — Сергею Григоровичу всего 28 лет. Деловому костюму он предпочитает джинсы и водолазку. Со всеми без исключения коллегами — на «ты». А по огромному офису глава компании разъезжает на роликах.
В офисе у Сергея Григоровича все необычно. Прямо у входа табличка: «Соблюдай тишину, идет Игра». Любимый напиток работающих в фирме программистов — пепси. Им угощают и гостей. Но главная достопримечательность, конечно, директор на роликах.
- Ролики очень экономят время, — улыбается Сергей Григорович. — В день по разным отделам нужно пройтись раз двести, а это минимум двести минут, то есть почти четыре часа. Половины рабочего дня как не бывало! С роликами все намного быстрее.
- Вы один здесь ездите на роликах?
- Нет. Еще несколько сотрудников. На Западе это обычная практика, когда в офисах, расположенных в небоскребах, так передвигаются. В некоторых даже можно увидеть «дорожные» знаки: зачеркнутые ролики и самокат, например, означают запрет на езду по офису на этих видах транспорта. Кстати, года два назад я полтора месяца ездил по офису в инвалидной коляске. Участвовал в мотогонках, в результате получил перелом ноги и очень серьезно повредил позвоночник. Я очень экстремальный человек. Даже инвалидная коляска у меня была скоростная, в час я «наматывал» на ней семь-восемь километров.
- Говорят, вы один из самых молодых миллионеров в Украине. Правда?
- Да, я миллионер, и это абсолютно официально. Ну, а насчет «самый молодой» Компанию я создал, когда мне было 16 лет!
- Откуда начальный капитал? Помогли родители?
- Нет, финансовой помощи не было. В 13 лет по выходным я торговал на радиорынке музыкальными дисками и за день зарабатывал папину месячную зарплату! Отец в то время работал наладчиком радиоаппаратуры на заводе. Через два месяца я сказал ему: «Подключайся!» Сейчас отец распространяет наши продукты на территории Украины. В свой бизнес я, кстати, вовлек и маму, и младшего брата Евгения, который вскоре организовал свое дело.
- Потрясающе! А каковы были ваши успехи в школе, позвольте поинтересоваться?
- Ну, первый класс я закончил без троек! Потом были даже двойки за четверть. В классе, кажется, пятом Тогда же, кстати, я впервые столкнулся с компьютерной игрушкой. Поехав по обмену во Францию, получил от француза в подарок электронную игру «Ну, погоди!». Она меня очень впечатлила. Как и сама Франция, которая показалась мне другим миром!
Принес игру в класс. От желающих поиграть не было отбоя. Я стал сдавать ее в аренду по 25 копеек в сутки. Желающих становилось все больше, пришлось составить списки очередников и поднять цену до рубля. У меня появились собственные карманные деньги. А когда я поехал во Францию во второй раз, купил себе еще одну такую игру, чтобы удвоить выручку
- И как отнеслись к вашему бизнесу одноклассники?
- Получая игру напрокат, они были счастливы. А бизнес у нас воспринимали очень хорошо. Мы ведь еще в начальной школе начали рисовать деньги. Этой игрой увлекся весь класс. Тетрадка в клеточку разрезалась на «купюры». «Купюры» упаковывались в пачечки. За пачку таких денег можно было купить наклейку, жвачку, карандаш. Когда же рисовать деньги в классе стали абсолютно все, началась инфляция.
Вскоре слухи о нашем бизнесе дошли до директора. Директриса зашла в класс на урок русской литературы и вместе с учительницей попросила сдать все «деньги», что были у нас в карманах и портфелях. Конфискатом тогда можно было бы наполнить целую машину! Второй раз «поднять» производство «купюр» мы уже не смогли. Тем более знали: придут и снова отберут
- Правда, что вы вложили в «S. T. A. L. K. E. R» пять миллионов долларов?
- Да, именно столько стоил вывод проекта на рынок, включая разработку, ее тестирование (были задействованы сотни людей, которые с утра до вечера за определенную плату играли, находя в игре ошибки и недочеты. — Авт. ), рекламу и маркетинг.
- Но пять миллионов долларов! Где вы взяли такие деньги?
- Это не так уж много. Западные игры разрабатываются с бюджетами в 25-40 миллионов долларов. Свои первые средства мы заработали на предыдущих проектах, которые стали хитами.
- Подскажите, какой вуз нужно окончить, чтобы стать миллионером?
- А у меня нет высшего образования!
- Как это?
- У Билла Гейтса, к слову, тоже Его выгнали с первого курса. Но у меня другая история. К моменту окончания школы я был уже довольно успешным бизнесменом. Первые проекты были связаны с переводом иностранных игр на русский язык, потом я создавал обучающие программы, энциклопедии по истории, географии, садоводству Родители уговорили меня поступать в политех. И я потерял почти два года! Сначала целый год занимался с утра до ночи, чтобы пройти по конкурсу. Потом поступил на радиотехнический факультет. И еще один год насмарку! Меня выгнали оттуда после первой же сессии!
- За прогулы?
- Ну да Надо было деньги зарабатывать. А буквально на следующий год я поступил в Международный научно-технический университет на «менеджмент-маркетинг». Решил, что мне это что-то даст. Было интересно первые три месяца, а потом стало ясно: все это теория. Практика — совсем другое. Тогда я пришел к выводу: человек должен учиться до тех пор, пока не найдет себя в жизни. Дальше это даже вредно. Есть ведь девочки, по три высших образования имеющие, и снова идут зачем-то учиться
- Говорят, ожидаемый кассовый сбор от новой игры — минимум
200 миллионов долларов, а если повезет, то и все 400 миллионов Правда?
- Думаю, где-то так. Пока еще сложно прогнозировать, но по продажам мы сегодня во всем мире на первых местах.
В основе сюжета игры — Чернобыльская катастрофа. Но не та, что случилась в 1986 году, а новая, вследствие которой образовывается некая аномальная Зона вокруг Чернобыля. Сталкеры — люди, которые отправляются в Зону за разными артефактами, чтобы потом продавать их подпольным торговцам и ученым, изучающим аномальную энергетику Зоны. Это может быть, например, предмет, впитавший энергию аномальной Зоны и получивший способность летать в воздухе. Сюжет игры очень близок к голливудскому фильму. Но игра интереснее! Фильм смотришь пассивно, а в игре становишься активным участником событий.
- В игре «S. T. A. L. K. E. R» использованы реальные съемки?
- Да, мы начали съемку в 2001 году. Страшно было о-очень! Когда первый раз поехали в зону, нас отказались пропускать. Говорят: «Да вы психи!» Потом мы получили разрешение. Снимали в спецкостюмах, масках. Ведь подходили прямо к саркофагу! Потрясало о-о-очень многое. Припять — мертвый город: ржавые качели, брошенные куклы, пустые дома И тишина-а-а! Город умер. Там есть стадион-»новостройка», на котором не успели сыграть ни одного матча. На поле вырос сосновый лес. Жутко
- Не боялись, что вас обвинят в кощунстве? Игра — развлечение, а Чернобыль — страшная трагедия.
- Так нас и обвиняли. Но, во-первых, Чернобыль — это уже история. Во-вторых, в подтексте предостережение от «игр» с опасными технологиями. У нас в офисе, кстати, был нынешний директор ЧАЭС: он сыграл в «S. T. A. L. K. E. R», сказал, что ему очень понравилось.
- Сергей, вы сами играете в компьютерные игры?
- Намного реже, чем раньше. Недавно попалась игра — симулятор жизни. Я играл там за женщину. Например, «вышел замуж». Когда «жених» делал мне предложение, то у меня глаза слезились Вам непонятно?
- Если честно, не очень.
- Игры-симуляторы очень популярны. И знаете почему? Они построены на естественных человеческих потребностях и инстинктах. В фэнтези-мире ты можешь стать суперменом, заработать большие деньги, найти свое счастье. Очень много людей нереализованных и тех, у кого в этом мире что-то не получается, живут в мире виртуальном. Это огромная аудитория, среди которой встречаются и руководители огромных предприятий, и чиновники, и их секретарши
- Есть и известные люди?
- Одним из известнейших геймеров (»геймер» — «игрок», от английского слова «game» — игра. — Авт. ) был Наполеон. Сосланный на остров Святой Елены, он целыми днями развлекал себя математическими, геометрическими играми, потому что в настоящие играть не было возможности.
- Забавно. А правда, что есть геймеры, которые заказывают для своих виртуальных героев эксклюзивную экипировку за десятки и даже сотни тысяч долларов?
- Так и есть. Слышали об игре «Бойцовский клуб», например? В ней дерутся герои. Так вот, иные игроки действительно выкладывают за экипировку своего героя бешеные деньги. Виртуальные ботинки, кольчуга, меч, магический щит, заказанные художникам как эксклюзив, могут потянуть на сто и больше тысяч евро. У мужчин очень развито чувство соперничества
- А вы можете себе позволить так одеть героя?
- Мне это просто неинтересно. Я сильно привязан к миру материальному.
- Ваша жена играет в компьютерные игры?
- Нет. Она не играла ни разу, несмотря на то, что мы уже девять лет вместе. Ей это абсолютно неинтересно.
- А дети?
- Сыну Жене еще двух лет нет, Саше — семь, и его очень сильно влечет компьютер. Но Ему разрешают играть не больше получаса в день. Моей жене кто-то сказал, что компьютер очень вредит глазам.
- Сергей, как собираетесь потратить деньги, полученные от игры?
- Вкладывать средства в дальнейшие разработки. Еще мечтаю продюсировать фильм. Но об этом говорить пока рано.
- О какой покупке мечтаете?
- У меня практически все есть. И давно. Например, первую свою квартиру — трехкомнатную — я купил в
18 лет. Загородный дом мне не нужен, я горожанин. Машина есть Что еще нужно?
- На чем обычно экономите?
- На всем!
- На всем?
- Да, я «удавлюсь» за лишние десять долларов (улыбается). У меня не бывает: вот хочу что-то, и все! У меня по-другому: если это мотоцикл, то самый дешевый из хороших. А продавец будет вы-ы-ытрясен! Мотоцикл «Ямаха», который сейчас продается в магазинах за 20 тысяч долларов, три года назад я сумел купить за 10 тысяч 500 долларов.
- Такая экономия помогает приумножать капитал?
- Сильно!
- А как же статусные вещи? Ручка, часы, телефон?
- Ручка и телефон у меня обычные. Часов не ношу. Зачем? Они есть в мобильном. Костюм есть статусный — за десять тысяч долларов, я его купил в Париже. В него входит все, начиная от галстука и заканчивая туфлями. Шарф, пальто и даже зимняя шапка!
- Вы строгий начальник?
- Лояльный. В моей команде работают практически все ребята моего возраста, плюс-минус пять лет. Поэтому все мы на «ты». У меня, конечно, есть свой кабинет, но чаще сижу в одном зале со всеми. Это как конструкторское бюро: у кого-то возникла идея, кто-то другой дополнил, третий поправил
- И веселее
- Да, у нас всегда весело. К примеру, как-то один из сценаристов, который любит работать по ночам, во время рабочего дня заснул. И начал сильно храпеть. Я ходил по офису и всех предупреждал: «Тихо, не разбудите человека!» Все работали, как мыши, разговаривали только шепотом. А он храпел все громче! Часа полтора проспал, а когда проснулся, очень ругался, что его не разбудили. Бывает, устраиваем розыгрыши. Например, на принтере печатается стодолларовая купюра и приклеивается к полу. Все, кто «в курсе», наблюдают за тем, кто хочет поднять купюру незаметно для всех. А купюра-то приклеена!
Нашу беседу прерывает звонок на мобильный Сергея. Директор компании на роликах уезжает на совещание